Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПОЭЗИИ 6
1.1 Понятие индивидуального стиля 6
1.2 Идиостилевые особенности стихотворений М. Плотниковой 11
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЙ М.ПЛОТНИКОВОЙ В СБОРНИКЕ «УМЕРЕННО ВЛАЖНО» 16
2.1 Фонетические, морфемные, лексические, синтаксические особенности языка в стихотворениях 16
2.2 Авторская пунктуация 24
2.3 Методические рекомендации для учителей русского языка по изучению речевых особенностей поэзии М. Плотниковой 25
Выводы по главе 2 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной исследовательской работы заключается в том, что художественный язык произведений М. Плотниковой недостаточно изучен, несмотря на популярность стихотворений поэтессы в Уфе и за ее пределами. Творчество М. Плотниковой имеет множество речевых особенностей: отсутствие знаков препинания, нестандартные формы стихотворений, нецензурная лексика и т.п. Их исследование может быть полезно для изучения «новой» поэзии для старшеклассников, чтобы показать то, насколько поэзия в наши дни свободна и многогранна.
Цель исследования – раскрыть и изучить речевые особенности поэзии М. Плотниковой.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- определить понятие индивидуального стиля;
- охарактеризовать идиостилевые особенности стихотворений М. Плотниковой;
- провести анализ фонетических, морфемных, лексических, синтаксических особенностей языка в стихотворениях;
- определение авторской пунктуации;
- сформулировать методические рекомендации для учителей русского языка по изучению речевых особенностей поэзии М. Плотниковой;
Объектом исследования являются стихотворные произведения М. Плотниковой. Предметом исследования является речевые особенности поэзии М. Плотниковой.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды таких учёных, как Н. В. Барковской, Е. Беловой, Н. В. Беляевой, И. Л. Галинской, В. А. Зайцева, Б. Лукина. Наиболее значимым в данном списке является научная работа Н. В. Барковской «Поэзия 2008 года: проблемы и тенденции». Именно эти исследования помогли выявить речевые особенности поэзии М. Плотниковой и легли в основу данной работы.
Материалом исследования послужили поэтический сборник М. Плотниковой «Умеренно влажно». Общее количество рассмотренных стихотворений – 20.
Научная новизна исследования заключается в том, что в исследовательской работе проведен анализ речевых особенностей поэзии М. Плотниковой. Выявляется особенность авторской пунктуации, позволяющая раскрыть оригинальность подачи. Предложенный анализ позволил выявить фонетические, морфемные, лексические, синтаксические особенности языка в стихотворениях сборника М. Плотниковой «Умеренно влажно» [6]. На основе результатов исследования можно выявить новые методические рекомендации для учителей и преподавателей, которые можно применять на практике.
Методы, использованные при проведении исследования:
- общенаучные: изучение и анализ лингвистических работ по теме исследования; обобщение, синтез, систематизация собранного материала, выдвижение цели и определение способов исследования;
- практические: анализ и сопоставление речевых особенностей поэзии М. Плотниковой, выявление их своеобразия с точки зрения проблемы исследования, обобщение результатов работы.
Практическая значимость работы продиктована тем, что ее результаты могут быть использованы в школе на уроках русского языка и внеклассных мероприятиях, а также в ВУЗах на лекциях и семинарских занятиях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении раскрывается актуальность исследования, определяются его объект и предмет, формулируются цели и задачи, описывается материал, теоретико-методологическая основа и методы исследования, обосновываются научная новизна и практическая значимость работы. В первой главе «Теоретические аспекты изучения языка поэзии» рассматривается понятие индивидуального стиля и идиостилевые особенности стихотворений М.Плотниковой. Во второй главе «Речевые особенности стихотворений М.Плотниковой в сборнике «Умеренно влажно» анализируются фонетические, морфемные, лексические, синтаксические особенности языка в стихотворениях, рассматривается авторская пунктуация и приводятся методические рекомендации по применению данного материала на уроках русского языка в школе. В заключении отражены основные результаты исследования. Список использованных источников и литературы содержит 20 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА ПОЭЗИИ
1.1 Понятие индивидуального стиля
Как известно, идиостиль -это индивидуальный стиль автора, связанный с его мироощущением и творческой индивидуальностью.
Идиостиль – это совокупность содержательных и формальных лингвистических характеристик, свойственных произведениям конкретного автора, которая делает неповторимым авторский способ языкового выражения. Основная роль в разработке категории образа автора в советском и российском литературоведении принадлежит В. В. Виноградову обозначившему ее терминологически и сформулировавшему главные принципы функционирования данной категории. Ученого интересовала проблема интеграции различных языковых явлений в тексте художественного произведения в единое органичное целое. Очевидно, что основополагающим такого единства выступает авторское сознание [1, c.27].
При этом на каждом языковом уровне существуют определенные признаки идиостиля, как это показано на рис. 1 [2, c.27].
Стилистические средства представляют собой определенные модели со своими структурными и семантическими особенностями. И. Р. Гальперин же дал следующее определение стилистических средств: «особые средства языка, с помощью которого автор достигает желаемого эффекта высказывания» [2, c.19].
Многие лингвисты предпринимали попытки классифицировать и систематизировать стилистические средства художественной выразительности.
Рисунок 1 Признаки идиостиля автора
Например, одной из наиболее известных является классификация И.Р. Гальперина (рис.2) [2, c.79]..
Существует и множество других классификаций стилистических средств, а именно, Г. И. Ленча, З.И. Хованской [3] др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980
2. Гальперин, И.Р. Информативность единиц языка / И.Р. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002.
3. Моздогова И.Х. О существующих классификациях образных средств [Электронный ресурс] https://www.pglu.ru/upload/iblock/0dc/Pages-from-CH._04_130-ekz_81.pdf
4. Ловчинский Н.А. Современная русская постмодернистская поэзия: отличительные черты и критерии отбора материала для научного исследования // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 43. С. 95-97.
5. Мангейм К. Проблема поколения // Новое литературное обозрение. 1998. №30. С. 7-47.
6. Плотникова М. "Умеренно влажно" [Электронный ресурс] https://mplotnikova.jimdofree.com/%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/
7. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям. - М.: Время, 2007.
8. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М., 2000.
9. Jeffreys, Leslie. 1993. The Language of Twentieth Century Poetry. London: Macmillan.
10. Simpson P. Stylistics. A Resource Book for Students [Электронныйресурс] https://www.routledge.com/Stylistics-A-Resource-Book-for-Students/Simpson/p/book/9780415644976