Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Туризм как общественное явление развивается все больше и больше, проявляясь в традиционных и современных формах. Его исследованием, теоретической разработкой путей развития занимаются сегодня социологи, менеджеры, экономисты и правоведы. Работ, предлагающих активно развивать туризм, много, однако практическая реализация теоретических предложений, разработок в туристской сфере имеет в России низкую эффективность. Сложность формирования туристской индустрии заключается в том, что туризм одновременно решает и экономическую, и социальную задачи. И здесь все будет зависеть от выбора государственных ориентиров. Рациональное и профессиональное использование программно–целевого метода в реализации государственной политики развития туризма в России будет способствовать развитию туристской индустрии, снижению социальной напряженности в обществе, обеспечению стабильно возрастающего притока средств в бюджеты всех уровней, обеспечению рабочими местами населения.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. До недавних пор многие россияне предпочитали отдыхать за границей, нежели чем на родине. Но пандемия, возникшая из–за распространения коронавирусной инфекции в 2020 году, дала огромный карт–бланш для развития внутреннего туризма. Поехав в 2020 и в 2021 году отдыхать в российские курорты и другие регионы, жители России зачастую отмечали несоответствие посредственного сервиса и высоких услуг на отдых. Специалисты отрасли отмечают, что рынок туристских услуг в стране отличает в настоящее время недостаточность материальной базы туристской отрасли и значительное несоответствие потребностей населения в туристских услугах. Так, статистика такова, что потребности местного населения в активном туризме, лечебном отдыхе и культурно–познавательных мероприятиях, и услугах удовлетворяются лишь на 15–16 %.
Становится очевидным, что для развития отечественного туризма как средства пополнения доходной части регионального и муниципального бюджетов, необходимо решить ряд задач, среди которых: появление новых и возрождение старых объектов культурного и природного наследия территорий, обустройство рекреационных ресурсов; расширение социальной базы туризма; привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры, модернизации существующей материальной базы. Необходимо создать такие условия для работы организаций и предприятий туристской отрасли, чтобы отечественный рынок стал для них более привлекательным, чем зарубежный.
В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении проблемы развития туризма на региональный и, особенно на муниципальный уровень, требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить реальную экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время, местные органы власти не располагают для этого достаточной научно–методической базой и не имеют практических механизмов управления, в том числе развитием малого предпринимательства в туризме.
В рамках скорректированных целей, в феврале 2022 года, развития туризма в Российской Федерации, к 2035 году планируется увеличение более чем в три раза числа туристических поездок; рост количества номеров в классифицированных отелях с 755 до 948 тысяч; увеличение средней численности работников туриндустрии с 1,66 до 4,96 миллиона человек.
Москва заняла второе место в национальном туристическом рейтинге – 2021, который составлен журналом о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России» и центром информационных коммуникаций «Рейтинг».
Москва в условиях пандемии стало местом, где жители российской столицы могли не только отдохнуть, набраться сил, но и восстановить здоровье. В летние месяцы загрузка отелей достигала 95%. Развитая санаторно–курортная база и большое количество ее постояльцев вновь помогли региону обойти ближайшего соперника по рейтингу – Москву, занявшую в этом году 3–е место.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности управления туризмом в г. Москва.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть государственную политику города Москвы в сфере туризма: теоретические и правовые аспекты;
проанализировать систему управления города Москвы в сфере туризма;
рассмотреть государственную программу города Москвы в сфере туризма.
Методы исследования. В процессе написания курсовой работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико–экономический метод, а также методы математического и графического анализа для систематизации и визуализации информации.
Информационной базой исследования выступили учебная и научная литература, монографии российских ученых, система нормативно–правовых актов Российской Федерации, Москвы, материалы специальных периодических изданий, статистические данные Москвы.
Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы, формирующие нормативно–методическую базу туристской деятельности, и статистические данные.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 01.07.2020 N 11–ФКЗ) [Текст] // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51–ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Текст] / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14–ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) [Текст] / Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132–ФЗ»Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст]: (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. №12–ФЗ). Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
5. Федеральный Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–I»О защите прав потребителей» [Текст]: (в редакции Федерального закона от 20 мая 2009 г. №12–ФЗ). Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
6. Постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1142 [Текст] /»О реализации отдельных норм Федерального закона»О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
7. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 [Текст] /»Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
8. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 [Текст] /»Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации». Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р г. Москва "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года" – СПС Консультант Плюс
10. Андреева, А.Ю. Новые технологии интенсивного развития туристической индустрии. –М. [Текст]: ЮРГУ, 2019. –С. 15.
11. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 231 с.
12. Быстров, С. А. Туризм. Макроэкономика и микроэкономика / С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. – М. [Текст]: Герда, 2017. – 464 c.
13. Веткин, В. А. Технология создания турпродукта. Пакетные туры. Учебно–методическое пособие [Текст] / В.А. Веткин, Е.В. Винтайкина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 240 c.
14. Визгалов Д. В. Маркетинг города / Д. В. Визгалов. – М. [Текст]: Фонд»Институт экономики города», 2008. – 110 с.
15. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности – М. [Текст]: Финансы и статистика, 2003 с.112–134.
16. Гуляев, В. Г. Туризм. Экономика, управление, устойчивое развитие [Текст] / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. – М.: Советский спорт, 2018. – 280 c.
17. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики [Текст] // Манн, Иванов и Фербер. – 2013. – 336 с.
18. Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3–е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
19. Ежегодный отчет UNWTO за 2020 г. URL [Электронный ресурс]: http://media.unwto.org/ru/annual–reports. –дата обращения 28.04.2022
20. Панова, А. В. Статистика туризма. Учебное пособие [Текст] / А.В. Панова. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 248.
21. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. [Текст] – с.27 2016.
22. Покровский, Н. Е. Туризм. От социальной теории к практике управления / Н.Е. Покровский, Т.И. Черняева. – М. [Текст]: Логос, 2018. – 477 c.
23. Стахова, Л. В. Основы туризма : учебник для вузов / Л. В. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 327 с.
24. Стеблецов, Е. А. Спортивно–оздоровительный туризм и спортивное ориентирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Стеблецов, Ю. С. Воронов, В. В. Севастьянов ; под общей редакцией Е. А. Стеблецова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 195 с.
25. Сервер органов государственной власти РФ – http://www.gov.ru/
26. Государственные программы РФ – https://programs.gov.ru/Portal/
27. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) – https://www.gks.ru/folder/10705
28. Официальный сайт Мэра Москвы – https://www.mos.ru/
29. Государственные программы Москвы – https://budget.mos.ru/gp_list
30. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Москве – https://moscow.gks.ru/ofstatistics
31. Научная электронная библиотека eLIBRARY – https://elibrary.ru/defaultx.asp