Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 6
Глава I. Ювелирное дело на Руси в XV-XVI вв. 6
Глава II. Керамика. Резьба по дереву, камню и кости 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
• Резьба, располагавшаяся на плоскости – вида косиц, прямей, зубчиков, городцев, киотцев, звездок, маковиц, грибков. Один из образцов – царское место в Успенском соборе.
• В конце XV века появляется синтез традиционного русского орнамента с «привозными». Появляются травяные узоры византийского стиля. «В растительном орнаменте на деревянных
расписных ложках присутствует развитый вариант византийского кринообразного орнамента. В основе композиции лежат вьющиеся побеги, очерченные удлиненными кривыми, называемыми в начертательной геометрии лекальными» . Позже распространяются «фряжские травы» – стилистики итальянских украшений.
Среди пород дерева, используемых для резьбы, были: местные породы дерева и дорогие сорта – кипарис, самшит, розовое дерево.
Одним из центров декоративно-прикладного деревянного искусства был Троице-Сергиев монастырь. Их изделия главным образом были на религиозные сюжеты, распространялись по всей Руси.
Один из самых знаменитых образов – «Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе. Также в соборе резные царские врата и иконостасы.
Стоит отметить врата Новгородской Софии XVI в. с богатыми сложными орнаментами, в которых наряду с русскими традициями прослеживаются скандинавские мотивы. «Укажем лишь на знаменитую «Халдейскую Пещь», – вернее, амвон-кафедру из Новгородской Софии XVI в., богатейшим образом изукрашенную резьбой и живописью.
На протяжении XIII-XV вв. детализация и стилизация усиливаются, наряду с выдающимися образцами искусства упрощается стиль.
Таким образом, резьба по дереву является важной составляющей декоративно-прикладного искусства XV-XVIвв. Традиции резьбы по дереву не прерывались в течение монголо-татарского нашествия, поэтому произошла передача и развитие стилистики и орнаментов Древней Руси.
Отдельным направлением является создание деревянных статуй. В Древней Руси сложились школы деревянной скульптуры, одна из самых интересных располагалась на Севере. Круг основных сюжетов и образов северной деревянной скульптуры сформировался в XVI веке. В основном это были киотные резные иконы Николая Чудотворца, Параскевы Пятницы, святой Екатерины и святого Георгия. С рубежа XVI–XVII веков на Севере распространились тябловые иконостасы, при этом киотная скульптура размещалась в местном ряду. Скульптура могла раскрашиваться, например скульптура Святой Георгий на коне
В ряду дошедших до наших дней произведений этого периода или их изображений выделаются две основные манеры исполнения: реалистическая и стилизованная. Реалистическая манера характеризуется удлинением контуров фигуры, стремлением к передаче портретного сходства, украшательству.
Пик развития в мелкой пластике того времени был достигнут в середине XV века мастером Амфросием. Сохранилась трехстворчатая икона-складень из орехового дерева в золотой сканой оправе, выполненная Амвросием в 1456 году по заказу игумена монастыря Вассиана Рыло. На левой створке резные миниатюры с изображением праздников и фигуры предстоящих богоматери и Иоанна Богослова. Искусство резьбы по дереву и кости развивалось в работах последователя Амвросия.
Ко второй половине XVI века живые сюжеты сменяются условным, сдержанным образам. Композиции становятся более сложными.
Интересное направление развивалось в резьбе по камню. Среди популярных со времени татаро-монгольского нашествия изделий – небольшие нагрудные иконы с изображением Николы (с XIII века), Георгия (с XIV века). В XVI в. глиптика (греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю) продолжила развиваться в виде искусства резьбы на цветных и драгоценных камнях. Традиции этого явления прослеживаются с раннего Средневековья, будучи неотъемлемой частью христианской культуры. Распространенные сюжеты:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропова И. А. «Небес удобрение и земли украшение». Север и Северо-Запад / И.А. Антропова, О. В. Клюканова, Т. А. Петренко. Осень русского Средневековья. СПб: Северо-запад, 2018. - 364с.
2. Володина В. Р. Ростовская финифть и усольская эмаль: из истории промыслов / М.: Этнодиалоги. - 2019. - №1 (57). - С. 110-120 / [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rostovskaya-finift-i-usolskaya-emal-iz-istorii-promyslov (Дата обращения: 15.05.2022)
3. Володихин Д. М. Изображения Святого Георгия («копейный ездец») и конного царя на русских монетах XV-XVIII веков / М.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2021г. – № 4. – С. 78-90
4. Гайдуков П.П. Младшие монетные номиналы средневековой Руси. Четверетцы, полушки и пула конца XIV-XVII вв. / Москва: Наука,1993г. / [Электронный источник] URL: http://russianchange.ru/coins/gaid/ti.html (Дата обращения: 15.05.2022)
5. Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века/ К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: Сб. статей. – М.: Северный паломник, 2005. – 532 с.: илл.
6. Жилина Н. В. Древнерусская резьба и роспись по дереву: хронология стилистического развития / Древняя Русь. Вопросы Медиевистики. М.: Институт археологии Российской академии наук. – 2018. - №4(74). – С. 80-96 // [Электронный источник] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36481061_53409402.pdf (Дата обращения: 15.05.2022)
7. Зюзева С. Г. Западноевропейские влияния в русском ювелирном искусстве XVI века. / Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 // Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – СПб.: НП-Принт, 2016. - С. 279-287
8. Зюзева С. Г. Итальянизированный орнамент на драгоценных предметах храмового убранства во второй половине XVI в. // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. — М.: Индрик, 2006. — С. 226–231
9. Зюзева С. Г. Происхождение «черневой гравюры» в русском ювелирном искусстве XVI века / С. Г. Зюзева // Вестник сектора древнерусского искусства. – 2020. – № 1(3). – С. 114-125
10. Игошев В.В. Своеобразие технологических приемов произведений древнерусских мастеров золотого и серебряного дела XI-XIV вв // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. - №1-2. - С. 175-188 / [Электронный источник] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-tehnologicheskih-priemov-proizvedeniy-drevnerusskih-masterov-zolotogo-i-serebryanogo-dela-xi-xiv-vv (дата обращения: 27.05.2022)
11. Иконостас: Происхождение – развитие – символика: сб. cт. М.: Прогресс – Традиция, 2000. – 751 с.
12. Карпухин С. В. К истории развития холмогорской резьбы по кости. Литературный обзор / М.: Археология Евразийских степей, 2020г. – № 5. – С. 50-54
13. Любимов Л. Искусство древней Руси. М.: Просвещение, 1974. – 336 с.
14. Мартынова М.В. Оклад иконы «Богоматерь Смоленская» и черневая гравюра XVI века / Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. - С. 318–335
15. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIXвв. М.: Изобразительное искусство, 1983г. – 271с.
16. Обухова Л.А. Фрагменты иконостасной резьбы из Троицкого собора в собрании ГРМ. М.: Наука, 1998. - 574 с.
17. Портал «Мой Сергиев-Посад. История и современность» / [Электронный источник] URL: http://gorod-zagorsk.ru/mess015.htm (дата обращения: 27.05.2022)
18. Срезневский И.И. Материалы для словаря древне-русского языка по письменным памятникам. СПб: издание Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук - Т. 3: Р-Я и дополнения, 1912г. 996 с.
19. Туминская О. А. Древнерусское искусство в русском музее: просветительская работа (1898-1998 гг.) / О. А. Туминская // Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. М.: Собрание, 2022. – Т. 10. – С. 450-550
20. Чиркова Е. Ю. Развитие стилистической взаимосвязи росписи по дереву и резьбы по дереву в историческом экскурсе культуры и искусства Московского региона России / М.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2021. – № 2. – С. 104-112 / [Электронный источник] URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46123523_36820046.pdf (дата обращения: 27.05.2022)