Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Строительная отрасль является одной из ключевых отраслей российской экономики, поскольку она влияет на национальные проекты, другие отрасли и социальные отношения. Строительная отрасль играет важную роль в создании современных образов городов, строительстве объектов инфраструктуры и повышении качества жизни населения России.
Строительная отрасль относится к системообразующим отраслям народного хозяйства, которые наиболее чувствительны к колебаниям мировой конъюнктуры. В кризисный период строительные компании испытывают недостаток финансирования, т. к. в условиях повышенных рисков банковский сектор перестает выдавать кредиты на строительные проекты и ипотечные кредиты населению. Как результат — банкротство застройщиков, остановка строек, обманутые дольщики и просроченная задолженность в банках. Для предотвращения таких неблагоприятных последствий государство поддерживает финансирование строительного сектора посредством разработки специальных мероприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа состояния строительной отрасли в регионах нашей страны как основного звена стабильного и, что очень важно, безопасного социально-экономического развития всей страны
Целью исследования является развитие методов и инструментария государственного регулирования строительства, адекватных нормативно-законодательным положениям и возросшим потребительским требованиям потенциальных покупателей.
В связи с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены ключевые аспекты государственной поддержки строительного сектора их функции и развитие;
- изучена государственная поддержка строительного сектора экономики в период шоков
- проведен анализ мер поддержки строительного сектора.
Основой исследования послужили методы научной абстракции, а также системный подход к изучаемым явлениям, применяемые в соответствии с методологией управления строительством в России.
В работе акцентируется внимание на концепции целесообразности государственного регулирования жилищного строительства, масштабы и темпы развития которого во многом определяют уровень жизни населения. Обоснован комплекс методов и инструментарий регулирования жилищной сферы, реализуемых за счет рациональной организации строительного производства и обеспечения оперативного контроля за соблюдением стоимости и сроков жилищного строительства. В числе актуальных мер, регулирующего характера, определен инструментарий прямой государственной поддержки жилищной сферы, реализуемый за счет программ льготной ипотеки и проектного финансирования.
Глава 1. Ключевые аспекты государственной поддержки строительного сектора их функции и развитие
1.1 Меры государственной поддержки финансирования реальных секторов экономики со стороны банковской сферы
Строительство является одним из приоритетных отраслей экономики РФ, которой присущи некоторые характерные особенности. Прежде всего, специфичность строительства заключается в финансировании строительного проекта, как правило, осуществляемого систематично, в соответствии с определенным графиком строительного процесса.
Производственный цикл в строительстве длится гораздо дольше, в сравнении с другими отраслями, что отражается на долгосрочности освоения денежных средств. Кроме того, дефицит собственных оборотных средств в строительных компаниях вызывает острую зависимость от привлеченных ресурсов, крупных инвесторских капиталовложений и банковских кредитов. Банковское кредитование является неотьемлемой составляювщей развития предпринимательской деятельности и движущей силой экономического прогресса.
Современные банковские продукты кредитования максимально ориентированы на обеспечение финансовых потребностей хозяйствующих субъектов с учетом их отраслевой специфики. При благоприятной рыночной коньюктуре предприятия стремятся ускорить процесс производства и расширить сферу своей деятельности путем привлечения дополнительного капитала инвесторов. По экономической природе, принципы банковского кредитования позволяют финансировать деятельность юридических лиц путем выстраивания взаимовыгодных отношений между субъектами кредитования.
На сегодняшний день в коммерческих банках РФ в целях расширения спектра предлагаемых кредитных продуктов и услуг для сегмента МСБ разрабатываются специальные программы по кредитованию физических лиц и частных предпринимателей с гибкими условиями предоставления. Кредитование развития бизнеса пользуется довольно широкой популярностью среди субъектов МСБ, поскольку предусматривает составление графика погашений для каждого клиента с индивидуальным подходом. Кроме того, большинство банков не запрашивает бизнес-плана у предпринимателей и предусматривает лояльную систему залогового обеспечения. Срок предоставления кредитов для МСБ, в основном, варьируется от 3 до 60 месяцев, а процентные ставки, относительно других видов кредитов, намного ниже и составляют примерно от 10% и выше, в зависимости от запрашиваемой суммы кредита. Главным условием получения кредита является наличие действующего рентабельного бизнеса.
Несмотря на положительную динамику развития кредитования МСБ в РФ, коммерческие банки испытывают определенные трудности при предоставлении ссуд строительным компаниям в силу некоторых обстоятельств. Во-первых, отечественные коммерческие банки не обладают достаточным объемом ресурсов для предоставления кредитов на долгосрочной основе, поскольку большинство банков формируют привлеченный капитал за счет краткосрочных и среднесрочных вкладов, что особенно отмечается в региональных филиалах.
В этой связи, банки вынуждены ограничиваться кредитованием строительных компаний лишь на цели пополнения оборотных средств на сроки, не превышающие более одного года. Вполне очевидно, что таким образом банковский сектор минимизируя свои риски, пытается поддерживать свой уровень надежности. Однако такая позиция банков лишает возможности субъектов МСБ в сфере строительства увеличивать масштабы своей деятельности. Во-вторых, достаточно существенной проблемой кредитования малых и средних строительных компаний является сопряженность с высоким риском невозврата кредитов.
Исследования показали, что количество незавершенных строительных объектов в РФ неуклонно растет, а строительные компании по определенным причинам не в состоянии продолжать процесс строительства. Кроме того, отчасти повышенная рискованность кредитования предприятий строительной индустрии является непрозрачность их деятельности и ограниченный доступ к их финансовой отчетности.
Таким образом, по нашему мнению, проблемы развития кредитования малых и средних строительных компаний должны решаться путем качественного формирования кредитной политики банка с учетом специфики строительной отрасли и особенностей его функционирования.
Кроме того, в целях повышения кредитоспособности малых и средних строительных компаний необходимо внести дополнения в нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность, относительно таких вопросов, как поддержание определенного уровня достаточности собственного капитала, формирования резервных фондов, проведение обязательной независимой аудиторской проверки строительных компаний.
Поскольку кредитование строительства сопряжено с высоким уровнем рискованности в силу специфических особенностей отрасли, коммерческим банкам необходимо привлекать квалифицированных специалистов, практикующихся на оценке строительного бизнеса. Так, экспертное заключение относительно успешности реализации строительного проекта может оказаться залогом надежности кредитования потенциального заемщика.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 № 566 "Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2022 годах" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73843507/(дата обращения: 17.05.2022)
2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1060 "Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389273/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/(дата обращения: 17.05.2022)
3. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года (проект). Минстрой России: [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/672/V-Strategiya-na-sayt-i-GASU.pdf (дата обращения: 17.05.2022)
4. Банк России утвердил дополнительные меры поддержки жилищного строительства // Национальное объединение застройщиков жилья : [Электронный ресурс]. URL:http://www.uniteddevelopers.ru/sitePage.do? name=news&id=1278. (дата обращения: 17.05.2022)
5. Многие страны мира сократили объемы строительства на фоне пандемии // РБК: [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5e8f3a5b9a79474014fab792 (дата обращения: 17.05.2022)
6. На стройках Москвы введут новые меры профилактики коронавируса // Интерфакс : [Электронный ресурс]. URL:https://www.interfax.ru/moscow/706197 (дата обращения: 17.05.2022)
7. Влияние коронавируса на строительную отрасль / А. Мороз // konkir.ru Информация. Аналитика. Мнения: [Электронный ресурс]. URL: http://konkir.ru/articles/stroitelstvo/vliyanie-koronavirusa-nastroitelnuyu-otrasl-anton-moroz (дата обращения: 17.05.2022)
8. COVID-19: как страны мира поддерживают строительный бизнес // РБК : [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5e8efebc9a79471ea1ab0065 (дата обращения: 17.05.2022)
9. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России (январь-октябрь 2021 года): [Электронный ресурс]: URL https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-10-2021.pdf (дата обращения: 17.05.2022)
10. Минстрой заявил о нехватке 1,2 млн строителей в России. Forbes.ru: [Электронный ресурс]. URL : https://www.forbes.ru/newsroom/obshchestvo/422961-minstroy-zayavil-o-nehvatke-12-mln-stroiteley-v-rosii (дата обращения: 17.05.2022)
11. О проектном финансировании строительства жилья в III квартале 2021 года. Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39315/pf_2021_Q3.pdf (дата обращения: 17.05.2022)
12. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 17.05.2022)