Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Издревле человечество и человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью, которые оно осваивает с момента рождения, а затем в течении всей жизни развивает речь и язык: учится владеть голосом, интонациями, дыханием, расширяет свой лексикон, точно может подобрать нужное слово, способен свободно выстраивать предложения и текст, умеет читать и писать, а это означает переход с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный код.
Родную речь человек перенимает от близких людей еще в детстве, из окружающей его языковой среды в процессе общения, в процессе получения образования. Общение с близкими и окружающими людьми, а позднее при обучении в образовательных учреждениях, совершенствуется знание языка и речи, что происходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном, уровне, с применением слов и их сочетаний, правил языка, которые необходимы человеку в речевом упот¬реблении.
Язык можно охарактеризовать как достояние цивилизованного общества, человека, который постоянно совершенствуется тысячами поколений разных народов и разных времен. Именно язык и языковая способность отличают людей от животных: в мире живых существ существуют и другие кодовые системы общения, но они абсолютно не сравнимы с человеческим языком и механизмами его использо¬вания, то есть человеческой речи.
И в данном контексте вполне обосновано стремление людей овладеть этим богатством в совершенстве: знать не только слова и правила их соединения, но и владеть сложнейшей системой говорения, восприятия чужой речи и ее понимания, для чего человек проходит многолетний путь учения. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, то есть в речи. Поэтому, исходя из важности и необходимости языка и речи в сфере человеческого общения, в данной работе рассматриваются функции языка и речи.
В речи реализуются все богатства языка, все его выразительные возможности, причем это единственный канал их реализации. В последние десятилетия и зарубежная и русская лингвистическая наука стала включать в круг своих интересов такие понятия, как «коммуникация», то есть коммуникации посредством речи, само общение, выражение мысли, самовыражение личности.
Объектом исследования данной работы выступает процесс развития речи младших школьников на уроках по изучению лексических тем.
Предмет исследования - это разработка методической системы развития речи младших школьников, содержанием которой являются знания лексики, знания о тексте и коммуникативно-речевые умения, которые приобретаются на уроках по изучению лексики.
Цель исследования состоит в исследовании развития речи при изучении лексических тем.
Задачи данной работы:
-дать понятие языка и речи, видов речевой деятельности;
-охарактеризовать речь как объект лингвистики;
-рассмотреть принципы, методы и приемы развития речи;
-рассмотреть работу по формированию речевых навыков учащихся на уроках по изучению лексических тем.
-проверить и оценить эффективность разработанной методической системы развития речи на уроках по изучению лексических тем.
Методологическую основу исследования составляют основные лингвистические и психолингвистические подходы к характеристике таких объектов изучения, как «речь» и «текст» (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, О.А. Лаптева, А.А. Леонтьев, О.А. Нечаева, В.В. Одинцов, Фридман, Л.В. Щерба, и др.); методические принципы, методы и приемы развития речи младших школьников (М.А. Данилов, Т.А. Ильина, В.И. Капинос, М.Р. Львов, И.П. Подласый, Л.П. Федоренко и др.); системный, коммуникативно-деятельностный подходы в обучении школьников речи (Е.В. Архипова, Н.И. Демидова, Н В.И. Капинос, Л.Ф. Климанова, М.Р. Львов, Т.И. Чижова, Г.С. Щеголева и др.).
В качестве методов исследования использовались следующие методы: изучение лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы для обоснования теоретических аспектов исследования; наблюдение за учебной деятельностью младших школьников; беседы; эксперимента; метод анализа результатов проведенных экспериментов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ
1.1. Речь как объект лингвистики
Свободное владение речью от бытового диалога, от дружеской беседы до подлин¬ного искусства красноречия, поэтического дара является составляющей счастья человека.
Современные науки о речи накопили существенный объем знаний в данное сфере, что может помочь каждому, кто хотел бы хорошо говорить, слушать и понимать речь других, текст, его тончайшие оттенки.
Таким образом, можно сказать, что речь представляет собой реализацию возможностей, которые заключены в языке и только в литературном языке речь имеет свое выражение и высшее совершенство.
Литературный язык создавался на основе детального отбора из огромной совокупности общенационального языка самого лучшего и общепонятного в течение многих столетий, где основным требованием к нему было требование ясности и общепонятности. Если простой обыденный разговор сравнить с нижним этажом какого-либо здания, а различные виды беседы между людьми – с более высокими этажами или ступенями этого здания, которое образно можно назвать устной речью, то завершением всей данной конструкции будет публичное выступление, то есть - ораторское искусство, которому принадлежит верховенство в этом здании, прообразе речи [17,c.152].
Аналитики речь относят к поздним психическим процессам развития человека, и потому она формируется в законченном виде к 30-40-м годам и на этом уровне может держаться у человека длительное время, а иногда и до конца жизни, так как словарный запас индивида коренным образом зависит от его социальной активности и его умственных способностей, интеллекта, профессиональ¬ного статуса, уровня образования, его общительности и коммуникативных связей, творческой деятельности, и прочих личностных показателей, качеств. Следовательно, можно сказать, что речь представляет человеческий способ специфического формулиро¬вания мыслей при помощи языковых средств. Речь выступает как орудие мышления и в соединении с языком представляет собой речемыслительный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, так как именно через понятия, через значения слов люди об¬щаются друг с другом, понимают друг друга, создают систему знаний и передают эти знания следующим поколениям [14,c.194].
Речь в своем развитии использует различные языковые средства, установленные правила на определенных языковых уровнях: фонетическом, лексическом, грамматическом, семантическом, фразеологическом.
Язык усваивается человеком, который непрерывно обновляется в его постоянном функционировании, то есть в речи, при постоянном обогащении личности изучением, знанием сущности своего языка и других языков, нет предела речевых действий: человек может свободно говорить не только на своем родном языке, но и на других языках. Свободное владение речью во всех ее проявлениях и вплоть до подлин¬ного искусства красноречия, поэтического дара — это немаловажная составляющая комфортного бытия человека.
Любой человек нужда¬ется в знании самого себя и себе подобных, и поэтому здесь язык и речь как орудие этого познания всегда выступают на первом месте: ни¬кто не желает быть тугодумом, косноязычным, глу¬пым, безъязычным, и потому все люди стремятся к грамотному овладению речью и языком, к свободе говорения, общения на разных языках мира.
На протяже¬нии многих лет слово речь, прежде чем стать научным термином, применялось лишь в бытовом общении, поэтому, изучая современные теории речи, необходимо раз¬граничить понятия, которые обозначены этим словом. Научные термины должны быть однозначными, так как не допустимо двоякое и неточ¬ное понимание текста, его толкование. Хотя в русском языке все сложилось совсем неоднозначно: слово речь имеет три различных значения:
а) речь как деятельность, речь как процесс;
б) речь как продукт речевой деятельности;
в) речь как ораторский жанр.
Исходя из такого широкого диапазона трактования слова речь, далее необходимо подробнее рассмотреть каждое значение этого слова.
Речь в первом, процессуальном, значении имеет свои синонимы: речевая деятельность, речевой акт. В первом значении в ситуации употребления терми¬на речь означает следующее: это механизмы речи, то есть так можно сказать о дей¬ствии органов произношения; это речь человека по отношению к трудовой деятельности; производные слова от термина речь - рече¬вой, речевая, речевые: речевой навык, речевая способность, речевой процесс, речевая ошибка, и многое другое [17,c.164].
Речь - го¬ворение, речь- письмо, письменное выражение мысли; речь -чтение, внутренняя, мысленная речь. Именно к этому значению слова речь относится определение речи, которое ей дают психологи.
Речь - это общение, контакт между людьми, обмен информацией, мыслями и чувствами. Общение здесь идет не только через речь, но и при помощи неязыковых знаков: мысль передает¬ся через поступок, через прикосновения, через указания на предметы окружаю¬щего пространства, с помощью жестов и мимики, что составляет средства невербального общения, которые так распространены у людей.
Следовательно, можно сказать, что речь представляет собой еще и вербальное, языковое общение с помощью языко¬вых знаковых единиц: слов, тек¬ста, синтаксических конструкций, интонаций, невербальных средств, мимики, же¬стов, и прочее. Необходимо отметить, что по утверждению аналитиков, общение людей, которые видят друг друга непосредственно, намного эффективнее, чем заочное общение, так как в процессе непосредственного контакта и взаимодействия легче решить различные проблемы и вопросы.
Общение людей, происходящее в процесс жизни, также изучает теория дискурса («речь» — франц.), есть и другие определения речи в первом значении термина, которые представила лингвист О.С. Ахманова, а именно: «Речь это деятельность говорящего, который применяет язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива» [3,c.89].
Если психологи идут к речи от общения, то лингвисты - от языка, от знаковой систе¬мы, которой владеют люди определенной языковой принадлеж¬ности. В рамках первого, процессуального, деятельностного, значе¬ния термина речь исследуются таким образом:
а) физиологические основы речи, речевой деятельности;
б) механизмы речи по ее видам: механизм говорения, или уст¬ной речи, механизм аудирования - восприятия устной речи и ее понимания, письма как выражения мысли в графическом коде и чтения как восприятия чужой речи, зафиксированной в графиче¬ском коде;
в) кодовые переходы - насколько это доступно;
г) взаимосвязь мышления и речи;
д) реализация функций языка в речи;
е) взаимодействие языков в речевой деятельности билингва;
ж) процесс овладения речью у ребенка, речевое развитие че¬ловека на различных возрастных этапах;
з) формирование «языкового чутья» (интуиции) на разных воз-растных этапах и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аганина Г.В. Использование речевых ситуаций в разборе по развитию речи // Начальная школа, 2014. №1. С. 19-21.
2. Алентикова С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста: Дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2019. - 214 с.
3. Андреев И.Д., Зиндер JI.P. О понятиях речевого акта, речи, речевой вероятности и языка // Вопросы языкознания, 2003. №3. с. 22-28
4. Архипова Е.В. О теории и практике развития речи учащихся.// Начальная школа, 2017. №6. С. 6-10.
5. Архипова Е.В. Основы методики развития речи младших школьников. - М.: Вербум М, 2016. - 192 с.
6. Баранов М.Т. Научно-методические основы объема словарного запаса младших школьников в процессе изучения русского языка: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М.: Приор, 2015. - 132 с.
7. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Р н/Д: Кн. изд-во, 2012.-176 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2016. - 416с.
9. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания, 2014,№6.-С. 68-77.
10. Демидова Н.И. Тексты и задания для развития связной речи младших школьников. Рязань: РГПИ, 2012. - 107 с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: АПН РФ, 1998. - 370с.
12. Жумадилова Г.А. Речевое развитие учащихся при восприятии и продуцировании текста: Дисс. канд. пед. наук. - СПб, 2014. - 206 с.
13. Зарубина Н.Д. Методика обучения связной речи. - М.: НОРМА, 2017.-48 с.
14. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2014. -С. 64-72.
15. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2019. - 496 с.
16. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: МГУ, 2018. - 232 с.
17. Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // русский язык в школе, 2018. №6. С. 73 - 76.
18. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: Книга для учителя. - М.: Пресс, 2014. - 196 с.
19. Карпова С.Н. Развитие ориентировки на речь и ее элементы // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: 2011, ч.2.-С. 220-226.
20. Климова С.А. Методика развития связной речи учащихся начальных классов на основе теории СЦЦ: Дисс.. канд. пед. наук. - М.: Омега, 2015. -221с.
21. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. Тбилиси: ТГУ, 2012. - 314 с.
22. Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 672 с.
23. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе, 2016. №3. С. 3-8.
24. Кустарева В.А. К проблеме развития речи младших школьников // Актуальные проблемы обучения методики русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. - М.: Педагогика. 2017. - С. 103 - 118.
25. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 2014. - 256 с.
26. Леонтьев А.А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2014. - С. 5 -17.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Наука, 2009.-486 с.
28. Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе, 2015. №4. С. 42 - 47.
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: 2019. -763 с.
30. Порханова Т.М. Знания о слове и тексте как основа формирования речевых умений и навыков // Сборник статей из опыта работы / Сост. Т.А.Злобина. -М.: Академия, 2015.-С. 102-124.
31. Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текста // Начальная школа, 2017. №4. С. 50 - 58
32. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 576 с.
33. Рождественский Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М.: Академия, 2017. С. 5 - 25.
34. Соловейчик М.С. Формирование умений связной речи у младших школьников // Начальная школа, 2012. №7. С 25-30.
35. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. - М.: Наука, 2014. - 250 с.
36. Шуваева А.В. Развитие связной речи младших школьников в процессе работы над текстом. Дисс.. канд. пед. наук. Рязань, 2012. -220с.
37. Щеголева Г.С. Системный подход в работе над развитием связной речи младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. - СПб.: Питер, 2014. -269с.
38. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. -СПб.: Наука, 2014.-428с.