Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Олимпиадное движение – одно из самых популярных видов современной образовательной деятельности. В это движение в ежегодно включаются сотни тысяч школьников по всей стране. Олимпиады проводят муниципальные и частные образовательные организации, а также высшие учебные заведения. Самой престижной из них является Всероссийская олимпиада школьников, она проводится по 24 школьным предметам, охватывает школьников с 4 по 11 класс, делится на 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады дает возможность поступить в любой ВУЗ страны без экзаменов. Победители и призеры, а также учителя, их подготовившие, получают денежные гранты, что является большим стимулом для участия и мотивацией к победе.
Олимпиадные задания более сложные для школьников, поэтому подготовка к ним не достаточна для успешного их выполнения, перед учителем- предметником встает проблема подготовки школьников к этому важному испытанию. Олимпиадные задания рассчитаны на способных и талантливых детей, добившихся наибольших успехов в том или ином предмете. Мы рассматриваем проблему подготовки к олимпиаде по истории.
Данная проблема определила тему нашего исследования: «Методика подготовки обучающихся к олимпиадам по истории в старших классах».
Объект исследования - средства и методы подготовки к предметным олимпиадам.
Предмет исследования - методика подготовки обучающихся к олимпиадам по истории в старших классах.
Цель исследования – определение наиболее результативных методик подготовки школьников для результативного участия в олимпиадах по истории различных уровней.
Гипотеза исследования выдвигает предположение, что совершенствование методики и технологий обучения на критического мышления, с широким использованием современных мультимедийных технологий позволит повысить качество подготовки одаренных и высокомотивированных детей к успешному участию в олимпиадах по истории.
Тема и цель определили задачи нашей работы:
1. Проанализировать нормативно-правовую базу и опыт реализации олимпиадного движения в России.
2. Определить познавательные и психосоциальные особенности, которые необходимо учитывать при работе с одаренными и высокомотивированными детьми
3. Провести сравнительный анализ заданий всероссийской олимпиады по истории школьного, регионального, заключительного этапов.
4. Подобрать наиболее эффективные методы и приемы критического мышления для работы с историческими источниками.
5. Определить необходимость введения вспомогательных исторических дисциплин в подготовку к олимпиаде по истории.
Теоретическую основу исследования составляют:
- концепция педагогического сопровождения и поддержки (А.Г. Асмолов, О.С. Газман, Г.М. Коджаспирова, А.В. Мудрик, Л.И. Пономарева);
- положения системного подхода (В.И. Андреев, Ю.А. Конаржевский, А.М. Новиков, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева);
- положения личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, С.Б. Бегалиева, В.Е. Журавлев, М.Ф. Макарова, Н.Я. Михайленко, О.Ф. Розенберг, Ф.В. Шарипов и др.);
- положения компетентностного подхода (И.А. Зимняя, В.С. Леднев, А.В. Хуторской, П.Г. Щедровицкий и др.);
Методы исследования: в работе использованы теоретические методы исследования: общенаучные и специально-исторические.
Общенаучные:
1) системно-структурный метод; метод классификации. Системно-структурный метод исследования был использован в работе для анализа научной литературы и нормативных источников
2) Сопоставительный метод использовался для анализа сходств и различий между представленными источниками.
3) Обобщение и систематизация известных данных. Данный метод позволяет систематизировать методы и приемы при подготовке к олимпиаде по истории.
4) Монографический (описательный) метод использовался при описании вспомогательных исторических дисциплин.
Специально-исторические методы: сравнительно-исторический метод, метод логического анализа, хронологический метод. Данные методы применялись в работе для сравнительно – исторического анализа приемов критического мышления и их действия при анализе текста.
Новизна исследования: обоснование методик, обеспечивающих более качественную подготовку одаренных и высокомотивированных детей к участию в олимпиадах по истории.
Практическая значимость исследования: данные предложенные методики могут быть использованы в практике работы школы при подготовке одаренных и высокомотивированных детей для участия в олимпиадах по истории.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Глава 1 Олимпиадное движение как эффективный метод работы с одаренными детьми
1. Ретроспективный анализ олимпиадного движения
История олимпиадного движения началась с математического конкурса учащихся лицея в Румынии, в 1886 г., в этом же году в России был проведен такой же конкурс по астрономии. Потом в 1894 году в Венгрии провели олимпиаду по всем правилам. Организатором ее был лауреат Нобелевской премии по физике Л. Этшвем. Первая математическая олимпиада в России была организована в Ленинграде в 1934 году. После Великой Отечественной войны министерство просвещения РСФСР стало вести методическую и организационную работу по проведению предметных олимпиад. С 1964 г. олимпиады получают официальный статус. Большую роль в этом сыграли московские вузы и МГУ в первую очередь.
Российское образование с 90-х годов кардинально реформировалось, появилось вариативное образование, новые типы образовательных учреждений: гимназии, лицей. В учебных планах появились новые предметы, такие как философия для детей, логика, эстетика. Направление и приоритет предметных олимпиад определял образовательную парадигму, так в СССР больше внимания уделялось техническим предметам, на это время пришелся расцвет олимпиад по математике, физике, химии, астрономии. СССР бурно развивался в техническом отношении, покорял космос, и стране нужны были активные и талантливые инженеры, «технари». В 90-е годы для среднего образования важнейшей задачей было развитие личности, которое основано на усвоении учащимися педагогически адаптированного социального опыта человечества, культуре во всей ее полноте. Современная школа, призвана дать ученику не только готовые знания, но главное - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений. Поэтому в конце XX века в числе олимпиад появляется большое количество гуманитарных — олимпиады по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.
Всероссийская олимпиада по истории начала проводиться с 2000. Заключительный этап всегда проводились в городах с богатой историей, так в Пскове она проводилась в 1100 год основания, в Санкт-Петербурге в год 300- летия. Это давало возможность школьникам со всех уголков России погрузиться в историю страны. В 2022 г. олимпиада проводилась в Казани- городе с богатейшими историческими и культурными традициями.
Современное олимпиадное движение имеет широкую сеть. Кроме уже названной всероссийской олимпиады школьников большую работу проводят учреждения дополнительного образования.
Самый известный центр, деятельность которого направлена на развитие творческих способностей одаренных людей – это Сириус. Центр, открытый в 2015 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина, создает условия для раннего выявления, развития и дальнейшего профессионального сопровождения одаренных детей в области спорта, искусства, естественно-научных дисциплин и техническом творчестве.
Самая массовая заочная олимпиада, которая на рынке образовательных услуг с 1996 года, это «Познание и творчество». Более 100 номинаций, от дошкольников до старшеклассников.
Особенность заочных олимпиад в вариативных заданиях, которые направлены на развитие творческих способностей. Составители олимпиад быстрее приспосабливаются к требованию времени, так с введением ФГОС задания заочных олимпиад были составлены с позиции компетентностного и системно-деятельностного подходов. Работы проверяются не простым подсчетом баллов, а дается полный анализ работы с позиции освоения универсальных учебных действий. Примером такой работы со школьниками может служить международный дистанционный проект Рубикон, Эму – эрудит и многие другие.
2. Познавательные и психосоциальные особенности одаренных детей – главных субъектов олимпиадного движения
Проблема подготовки одаренных детей и подростков становится одной из приоритетных направлений современной системы образования. В этом направлении учреждения высшего образования имеют значимый потенциал и опыт работы, что можно рассматривать одним из условий развития одаренного ребенка.
Проблеме одаренных детей, их развитию, адаптации в массовой школе посвящены работы А.И. Савенкова. По его мнению, «одаренность – это природой обусловленные способности, которые определяют, как конечный итог (результат развития), так и темп развития ребенка. Он выделяет особенности их познавательного развития:
Фрагмент для ознакомления
3
1. 3-tur.-11-kl.pdf (ulspu.ru)
2. https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Arhive_tasks/2021-22/reg/hist/tasks-hist-10-11-tur1-reg-21-22.pdf
3. https://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/c8c/2-tur.-10_11-kl.-zadaniya.pdf
4. tasks-hist-11-sch-msk-21-22.pdf (olimpiada.ru)
5. Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред.С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005
6. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.
7. Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006-
8. Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008
9. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г.А. Леонтьевой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.: ил. b500.pdf (tou.edu.kz)
10. Савенков А. И. Одаренные дети в массовой школе
11. Савенков А. И. Одаренные дети: особенности психического развития/URL: https://gigabaza.ru/doc/1
12. Савенков, А.И. Структура социального интеллекта / Савенков А.И. // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15
13. Светенко Т.В. «Путеводитель по дебатам», Учебно/методический комплект. - М.: Изд/во «Бонфи», 2006. - 296 с.
14. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года/ str_raz.PDF (kulturaisport.ru)
15. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года/ 41d536d68ee9fec15756.pdf (council.gov.ru)
16. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальности/ https://www.litmir.me/br/?b=139672&p=1&
Литература для подготовки к олимпиадам по истории (электронные ресурсы)
1. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
2. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
3. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, по священные проблемам исторического пути России.
4. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».
5. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории».
6. http://www.shm.ru/ - на сайте Государственного исторического музея представлены материалы основной экспозиции, посвященной истории России, в том числе освещающие ее начальный период.
7. http://hermitage.museum.ru/ - сайт одного из крупнейших музеев мира – Эрмитажа предлагает совершить виртуальную экскурсию по своим залам, в том числе увидеть экспонаты, иллюстрирующие начальный период мировой и российской истории.
8. http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm - сайт содержит основные материалы для изучения русской истории. Здесь можно найти следующие тексты: Н.М. Карамзин. История государства Российского; В.О. Ключевский. Курс русской истории; Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей; С.М. Соловьев. История России с древнейших времен; В.Н. Татищев. История Российская;
9. http://www.sib.net/n_russia/ - на сайте представлены материалы о скифах, населявших степную часть Евразии в греко-римскую эпоху: даты; имена; названия; описание жилищ, одежды, обычаев.
10. http://oldslav.chat.ru - история расселения славянских земледельческих племен и их взаимоотношений с кочевыми племенами из Азии.
11. http://paganism.ru/a-cloth.htm - история древнерусского костюма: верхней одежды, головных уборов, шейных гривн. Иллюстрации.
12. http://his.1september.ru/2002/23/1.htm - материалы из нового учебного пособия С.Н. Бледного, И.В. Лебедева «История России». Представлены отрывки из сочинений Геродота, Прокопия Кесарийского; фрагменты работ русских историков - Ключевского, Соловьева, Платонова.
13. http://lants.tellur.ru/history/ - библиотека ссылок на информационные статьи и исторические материалы. Генеалогическое древо русских князей IX – XI вв., краткие биографии князей Рюриковичей, хронологическая таблица (IX – XVII вв.), карты Древней Руси. Несколько лекций из курса И.Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.)». Справочник по истории Руси и др.
14. http://lib.userline.ru/689?secid=8324&num=1 – электронная версия «Повести временных лет».
15. http://www.hrono.ru/libris/lib_p/index.html - электронная версия курса лекций по русской истории С.Ф. Платонова.
16. http://www.hrono.ru/libris/lib_s/skr00.html - на сайте размещена электронная версия книги Р.Г. Скрынникова «Древнерусское государство».
17. http://www.hrono.ru/dokum/pravda72.html - на сайте приведены два текста: «Русская правда» в краткой и пространной редакции.
18. http://oldru.narod.ru/ - электронная библиотека: монография К. Егорова «Образование Киевской Руси», исторические источники, статьи. Коллекция карт. Библиография.
19. http://www.magister.msk.ru/library/history/makary/makary.htm - полная электронная версия многотомного труда митрополита Макария «История Русской церкви», написанная им в 1866 – 1883 гг. (охватывает период с Х по XVIII в.).
20. http://his.1september.ru/2001/42/no42_01.htm - отечественные историки об эпохе Ивана Грозного.
21. http://ou.tsu.ru/hischool/his_JuF/ - основные этапы истории формирования русского государства в XIV – XVII вв. Таблицы, схемы, словарь.
22. http://klio.webservis.ru/lec7_1.htm - конспект лекции по истории правления Ивана Грозного. Становление самодержавного строя в России. Фрагменты воспоминаний современников, а также оценки этого периода в работах русских историков. Словарные гиперссылки по личностям, терминам и пр.
23. http://www.hrono.ru/libris/lib_s/skrynn00.html - на сайте размещена электронная версия книги Р.Г.Скрынникова «Третий Рим», посвященной истории России XV – XVI вв.
24. http://kursy.rsuh.ru/istoria/moskva/moskva.asp -сайт, посвященный истории Москвы. На сайте представлена информация по истории города XVII в.
25. http://old-rus.narod.ru/paper.html - в этом разделе сайта расположены статьи и исследования, в которых рассматриваются различные периоды русской истории и древнерусской литературы, в том числе посвященные Смутному времени.
26. http://sscadm.nsu.ru/deps/hum/readerhist10/smuta.html - электронная версия хрестоматии по истории России (10 класс). Смутное время в России начала XVII в. глазами современников.
27. http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html - виртуальная экскурсия, рассказывающая о династии Романовых. Хронология. Персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMа «Династия Романовых» компании «Коминфо».
28. http://www.hronos.km.ru/1700ru_lit.html - хронологическая таблица основных культурных событий России в XVIIIв.
29. http://grandwar.kulichki.net/books/dubov01.html - война России с Францией, поход Суворова в Италию, политика России в Европе. Карта Европы в 1799 г.
30. http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/ml/9801/hist-1.htm - Екатерина II: Жалованная грамота городам 1785 г.
31. http://lichm.narod.ru/Part4/411.htm - эпоха петровских преобразований.
32. http://syw-cwg.narod.ru/ - Семилетняя война.
33. http://fstanitsa.ru/gla_pugachev.shtml - биография Емельяна Пугачева – руководителя крестьянской войны 1773 – 1775 гг. Иллюстрации (репродукции картин).
34. http://his.1september.ru/2000/no09.htm - рассказы из русской истории XVIII в. Фрагменты из книги занимательных рассказов. Материал для уроков в 6 – 9 классах. Тексты о событиях XVIII в.: преобразования Петра I, дворцовые перевороты и т.д.
35. http://dinastya.narod.ru/ - правление Александра III (1881 – 1894 гг.): приход к власти, внутренняя и внешняя политика, русское национальное строительство, царь-миротворец.
36. http://old-map.narod.ru/all-17.html - карта России и племена, ее населяющие (1866).
37. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm-библиотека электронных ресурсов МГУ.
38. http://www.nsu.ru/vk/info/d_205.htm#Heading - на сайте в лекционной форме представлен материал «Военная реформа 60 – 70-х гг. XIX в.».
39. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm - Манифест 19 февраля 1861 г.
40. http://rusart.nm.ru/ - сайт, посвященный художникам-передвижникам.
41. http://www.altai.fio.ru/projects/group3/potok69/site/moguchaya.htm - на сайте рассказывается о творчестве музыкантов, входивших в состав Могучей кучки.
42. http://www.encspb.ru/ - сайт «Энциклопедия Санкт-Петербурга» рассказывает об архитектурных стилях, используемых архитекторами города, в том числе и о стилях второй половины XIX в.
43. http://www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru – на этих сайтах можно найти интересный материал об эссе.