Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цифровизация образования становится вызовом для современного российского общества, поскольку является залогом постепенного повышения эффективности и конкурентоспособности отечественного образования. Главными критериями передовых форм современного образования в мире являются:
персонификация образования, учёт индивидуальных особенностей, обучающихся;
высокий уровень информационного обеспечения как студента и преподавателя, так и лиц, занимающихся организации учебного процесса;
повышение скорости и эффективности принятия решений об особенностях учебного процесса, уточнении существующих и внедрении новых учебных образовательных программ.
Все перечисленные критерии требуют цифровизации учебного процесса и, особенно, деятельности лиц, его организовывающих.
При этом важнейшую роль в организации учебного процесса играет методист, поскольку именно он формирует рабочие документы и выполняет большинство организационно-сервисных функций. Без методиста учебный процесс так и останется на бумаге, а студенты и преподаватели не смогут оказаться в нужное время в нужном месте для реализации учебного процесса. Таким образом, цифровизация труда и рабочего места методиста, особенно, на уровне учебного отдела, представляется актуальной и важной задачей.
Но прежде чем переходить к вопросу создания автоматизированного рабочего места методиста учебного отдела, раскроем более подробно тезис о важности цифровизации учебного процесса.
Глава 1 Цифровизации учебного процесса как фактор повышения конкурентоспособности образования
Во многих странах электронное обучение с соответствующей инфраструктурой онлайн-обучения было разработано в рамках национальных стратегических стратегий и обеспечивается на общенациональном уровне в виде инновационных подходов к обучению для всего населения. Позиция страны в рейтингах производительности труда и конкурентоспособности напрямую связана с развитием цифровой экономики.
В исследовании, впервые представленном Автономной некоммерческой организацией "Диалог" в ходе Восточного экономического форума говорится, что в рейтинге стран по уровню цифровизации Россия занимает 27-е место [1]. По сравнению с 2012 г. конкурентоспособность России в рейтинге ВЭФ значительно выросла. Важной причиной таких подвижек стала разработка национальной стратегии развития образования в условиях цифровизации [2]. Стратегия концентрируется на создании и постоянном функционировании цифровых образовательных сред. На нынешний момент «интеллектуальные технологии, глобальное информационное пространство, постоянная необходимость «внедрять науку в жизнь», поиски новых форм рациональности и форм коммуникации, порождают необходимость нахождения современных трактовок классических стратегий и понятий, углубления и детализации уже существующих теоретических концепций механизмов получения и трансляции знаний» [3].
Очевидно, что к понятие цифровая образовательная среда следует понимать, как систему. В данной связи системный подход – основа данного понимания. Структурными элементами такой системы являются все компоненты информационного пространства, созданного и функционирующего для обеспечения работы учебного заведения для осуществления образовательного процесса.
Качество образования – это система ресурсного обеспечения учебного плана и степень соответствия результатов обучения требованиям законодательства, социальным и личным ожиданиям и т.п. Оценка качества обучения принципиально важна для менеджеров, ответственных за обучение. Решения о внедрении цифровых технологий в учебную программу. Качество образования отражается в двух аспектах: конечном результате и процессе. Однако может возникнуть противоречие между целями образования и совершенно новыми запросами общества. В связи с этим возможны вариации и в определении «образовательных результатов». В результате образования выделяют: креативность и критическое мышление; мультикультурная компетентность, глобальная осведомленность; информационно-коммуникативные навыки. Существующие инструменты мониторинга оценки знаний нуждаются в совершенствовании для получения более объективной оценки качества образования. Анализ всего массива данных является достаточной основой для принятия адекватных и взвешенных управленческих решений. В целях реализации всего вышесказанного необходима:
подготовка компетентных кадров для оценки качества образования в области цифровых технологий;
разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов;
проведение мониторингов качества образования;
независимые оценки с участием сообщества (приглашение независимых экспертов, включение в общественные рейтинги, социальные навигаторы).
Персонализация (кастомизация) процесса обучения делает возможным масштабное внедрение цифрового обучения, использование интерактивных технологий обучения и модернизацию всей системы библиотечных фондов на современном уровне информационных технологий. Правовая база, регулирующая цифровое обучение, сегодня закреплена в государственных программах, федеральных законах, постановлениях Российской Федерации, государственных стандартах, ведомственных нормативных актах [4].
В Российской федерации проводится активная работа по трансформации образования в цифровой формат. В рамках национального проекта «Образование» все учебные организации России получили доступ к системе Интернет и их штат укомплектован квалифицированными специалистами. В соответствии Федеральной программой развития образования на период 2006–2016 гг. были сформированы цифровые образовательные ресурсы нового поколения по комплексу общеобразовательных дисциплин. Образовательные программы нового поколения доступны на сайте Федерального центра информационных образовательных ресурсов, что обеспечивает свободный безвозмездный доступ ко всем дисциплинам общего образования. Основная часть внешних ресурсов сформирована на сайтах университетов, органов управления и контроля в сфере образования, учреждений образования, научных учреждений РАН, электронных библиотечных фондов, научных издательств. В 2012 г. в Российской Федерации был принят новый «Закон об образовании», где действует статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Россия в ИТ-рейтингах [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210903/tsifrovizatsiya-1748459672.html (дата обращения: 22.05.2022).
2. Никулина Т.В. Показатели эффективности образовательной деятельности с применением электронного обучения в рамках государственной аккредитации // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 38–44.
3. Соболев Н.А. От «трансляции знания» к «менеджменту знания» // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 12. С. 228–233.
4. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики: федеральный государственный стандарт ГОСТ Р 55751–2013: утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1500-ст от 08.11.2013; Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Министерства образования науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017; Цифровая экономика Российской Федерации: государственная программа: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1632-р от 28.07.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 28.11.2019).
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.
6. Шваб К. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. М., 2019. 209 с.
7. Должностная инструкция методиста учебного отдела ВУЗа [Электронный ресурс]. URL: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-metodista-uchebnogo-otdela-vuza (дата обращения: 22.05.2022).
8. IDEF0. Знакомство с нотацией и пример использования [Электронный ресурс]. URL: https://trinion.org/blog/idef0-znakomstvo-s-notaciey-i-primer-ispolzovaniya (дата обращения: 22.05.2022).
9. 1С:Университет [Электронный ресурс]. URL: https://solutions.1c.ru/catalog/university/features (дата обращения: 22.05.2022).