Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся. Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми.
Учебная значимость словарной работы признается и методистами, и учителями-словесниками, так как одной из важных задач современного преподавания русского языка в школе является формирование грамотной связной речи школьников (как письменной, так и устной). Словарная работа способствует обогащению словаря учеников и его очищению от необщеупотребительной лексики (жаргонизмов, диалектизмов и пр.), формированию общеязыковой грамотности и языкового мышления. С помощью работы с различными видами словарей ученики осознают богатство, красоту и многообразие форм родного языка.
В современной методике преподавания русского языка проблемы изучения словарной работы в школе рассматриваются в работах таких ученых, как М.Т.Баранов, А.В.Прудникова, Т.А. Ладыженская и др. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А. Добромыслов, М.Т. Баранов, О.П. Мистратова и др.
На сегодняшний день не существует единой методики словарной работы на уроках русского языка. Между тем ее значимость закреплена в Федеральном государственном стандарте (ФГОС).
Объектом нашего исследования является процесс организации словарной работы на уроках русского языка в 5-6 классах.
Предмет исследования: методика словарной работы на уроках русского языка в 5-6 классах, методические средства, позволяющие предупредить орфографические ошибки.
Цель курсовой работы: изучить методику словарной работы на уроках русского языка в 5-6 классах, подобрать и систематизировать упражнения для работы над словарными словами на уроках русского языка.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по данной проблеме;
выделить направления в организации словарной работы на уроках русского языка;
разработка разнообразных методик словарной работы;
выявление и осуществление, применение, выработка рекомендаций по усовершенствованию словарной работы.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; изучение опыта учителей; комплексное использование таких методов исследования, как наблюдение, беседа.
Практическая значимость работы: материал курсовой работы может быть рекомендован студентам, проходящим практику в школе, а также учителям русского языка в качестве дидактического пособия для подготовки тем по словарной работе.
Характер собранного материала определил структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонов В.В. Неправильные правила: как запоминать словарные слова: ассоциативный орфографический словарик для начальной и средней школы / В. В. Агафонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Ювента, 2007. – 63 с.
2. Аргунова В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся [Электронный источник] // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/214168.
3. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии: учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Д.Н. Богоявленский. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 86 с.
4. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1992. – 248 с.
5. Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / А.И. Власенков. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 359 с.
6. Гаптар И.И., Гвоздович Г.А., Гурская Ю.А. Дидактический материал по русскому языку, 5-7 класс. – Мн.: Лексис, 2002. – 180 с.
7. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя / О.Н. Лёвушкина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 95 с.
8. Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка: учебное пособие для студентов пед. колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 43 с.
9. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Пособие для учителей, студентов педвузов и колледжей / М. Р. Львов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РОСТ: Фирма «СКРИН», 1997. – 253 с.
10. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / [М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов]; под ред. М. Т. Баранова. – Москва: Academia, 2000. – 361 с.
11. Парамонова Л.Г. Как овладеть правописанием «словарных» слов / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Союз, 2005. – 165 с.
12. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, С. Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 192 с.
13. Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, С. Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с.
14. Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, С. Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
15. Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, С. Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
16. Строк Л.И. Практический материал по русскому языку: 5-й кл.: Учеб. пособие. – Мн.: Нар. асвета, 2002. – 224 с.
17. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: [Учебник для пед. ин-тов по спец. N 2101 «Рус. яз. и лит.»] / А. В. Текучев. – 3-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1980. – 414 с.
18. Тоцкий П.С. Орфография без правил / П. С. Тоцкий. – М.: Просвещение, 1991. – 142 с.
19. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.). – Москва: Педагогика, 1974. – 584 с.
20. Фазлиева О. Виды словарной работы на уроках русского языка [Электронный источник] // Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/vidy-slovarnoi-raboty-na-urokah-ruskogo-jazyka.html
21. Этимологический словарь русского языка для школьников / [авт.-сост. М. Э. Рут]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 427 с.
22. Яковлева, В.И. Слово о словарном слове: учебное пособие для студентов пед. колледжей / В.И. Яковлева. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 47 с.
23. Яхонтов, А.А. Знакомимся со словом из словаря: учебное пособие для студентов пед. колледжей / А.А. Яхонтов. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 49 с.