Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объект социальной работы 6
2. Нормативно-правовая база социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 15
3. Региональные аспекты социальной работы с детьми-сиротами 20
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений, поскольку альтернативной формой устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Следовательно, интеграция ребенка-сироты из детского дома в семью опекуна-попечителя порождает множество проблем, которые возникают на этапе адаптации ребенка к условиям новой семьи. В связи с этим необходимо разрабатывать методические буклеты, пособия и специализированные сайты по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и проводить мероприятия по профилактике данного явления. В исследуемой литературе ряд авторов уделяет особое внимание данной теме.
Сложная экономическая обстановка в обществе, в связи с этим низкая материальная обеспеченность населения и увеличение числа неблагополучных семей, отсутствие единой системы семейных ценностей и должного воспитания в обществе, и многие другие факторы негативно сказываются на каждом человеке, в первую очередь на подрастающем поколении. Данные обстоятельства способствуют появлению в обществе такого явления как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и их число с каждым годом увеличивается. Это явление становится одной из актуальных проблем современного общества. На правительственном уровне принимаются законы и нормативные акты, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также направленные на поддержание минимального материального обеспечения опекунской семьи. Педагоги и психологи разрабатывают определенные методики, тесты и тренинги, способные выявить ранние отклонения в поведении детей. Специалисты социальных служб используют межведомственный подход в социальной адаптации детей, а также проводят профилактические мероприятия по предотвращению возврата ребенка в детский дом. В совокупности эти реализуемые мероприятия образуют социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Социальная работа с данной категорией населения включает в себя несколько технологий: социальная реабилитация, социальное консультирование, социальный патронаж, социальная диагностика, но в первую очередь с ними проводятся мероприятия по их социальной адаптации, потому что у данной категории детей нарушены конструктивные связи с обществом и семьей.
Степень научной разработанности проблемы. Предметом изучения большинства исследователей являются проблемы детей, оставшихся без попечения родителей Аверьянова Н.И., Поддубный А.О. проанализировали спектр проблем, с которыми сталкивается данная категория детей. Исходя из анализа практики, можно сказать, что социальная адаптация ребенка-сироты в условиях опеки и попечительства затрудняется тем, что, ребенок уже имеет сформированный стиль поведения, свои взгляды и ценности.
Исследование проблемы социальной адаптации студентов из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях на сегодняшний день играет очень важную роль и требует регулярного изучения.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с политикой государства в отношении детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие социальную работу и оказание юридической защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования – проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – 30 июля.
2. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014г. № 481 «О деятельности организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Постановление Правительства Самарской области от 31.12.2015г. № 915 «Об отдельных вопросах деятельности государственных казенных образовательных учреждений Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов), и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 № 8 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
6. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
7. Аксенов, А.М. Межведомственное взаимодействие как условие защиты прав выпускников сиротских учреждений на этапе их профессионального самоопределения / А. М. Аксенов, Н. А. Шайденко, С. Н. Кипурова. – Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2018. – 172 с.
8. Алибаева, Д. С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России / Д. С. Алибаева, О. С. Маметьева // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 83.
9. Бикмаева, А. В. Обобщение опыта социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения / А. В. Бикмаева, Н. И. Смаковская // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018. – С. 131-136.
10. Бахвалова, Е. В. Модель социальнопсихологического сопровождения интеграции воспитанников детского дома в образовательное пространство школы / Е. В. Бахвалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 316-32.
11. ГКУ СО «ЦП ДОПР имени Фролова Б.П. (коррекционный)» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minsocdem.samregion.ru/ institutions/detskie-doma/gku-so-cp-dopr-imeni-frolova-bp-korrekcionnyy
12. Доля детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
13. Клюева, А. В. Основные проблемы социального сопровождения в формировании готовности к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Клюева // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 19 (103). – С. 36-42.
14. Кузина, Н. Н. Индивидуальный план развития учащегося-сироты учреждения профессионального образования / Н. Н. Кузина, Н. В. Панова // Академия профессионального образования. – 2018. – № 10. – С. 58-68.
15. Материалы круглого стола на тему «Законодательство об усыновлении: практика и пути его совершенствования» / Некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья "Родительский комитет" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.r–kоmitеt.ru/zаkоn/usynоvl_kr–stоl.html/
16. ННГУ им. Н.И. Лобачевского [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magu.unn.ru/organizatsionno-pravovye-osnovy/
17. Носова, К. В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К. В. Носова. // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 115-118.
18. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ law/hotdocs/36787.html
19. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tsput.ru/res/other/Bschool/ Forms/forms2.htm.
20. Численность детей в возрасте до 18 лет из отдельных категорий семей, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/
21. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области // Официальный интернет–портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chеlstаt.gks.ru/
22. Экономические последствия в сфере социального сиротства // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: аналитический доклад. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://аc.gоv.ru/filеs/publicаtiоn/а/4542.pdf/