Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы психологических защит как категории психологии 5
1.1 Психологическая защита как термин: определение, история изучения 5
1.2 Классификация психологических защит 8
Глава 2 Особенности первичных психологических защит 14
2.1 Всемогущий контроль, контроль, диссоциация, отрицание и интроекция 14
2.2 Проекция, изоляция, проективная идентификация, соматизация 18
2.3 Разрядка, примитивная идеализация, обесценивание 21
Глава 3 Вторичные психологические защиты 24
3.1 Сублимация, сексуализация и эротизация, рационализация, морализация, идентификация, вытеснение, интеллектуализация, замещение, смещение, изоляция аффекта 24
3.2 Отреагирование вовне и реверсия, реактивное образование, регрессия, игнорирование, аннулирование, аутогрессия, аннулирование, компенсация, гиперкомпенсация, раздельное мышление. Компартментализация 26
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Современный мир все чаще обращается к вопросу психологической безопасности и старается рассматривать его с различных сторон: от мирового терроризма, в том числе и психологического, когда субъектом выступает все мировое сообщество, до экологичности воздействия на какую-либо характеристику личности при психологическом консультировании, где субъектом является индивид.
Темы воздействия на человека и способы его защиты от этого затрагиваются в связи с выборными компаниями, рекламой продуктов и услуг.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что проблема психологической безопасности и технологии ее достижения за последнее десятилетие вызывает у психологов прогрессирующий интерес. Доценко Е.Л. активно изучает безопасность и экологичность межличностного взаимодействия, а Г. В. Грачев исследует информационную безопасность и механизмы организации безопасного поведения, защиту от масс-медиа. Все авторы сходятся во мнении, что методами, позволяющими сохранить безопасность, являются психологические защиты. В нашей стране тема психологической защиты долгое время считалась «запретной». Это было обусловлено особым отношением к психоанализу. Затем тема перешла в разряд «элитных», разрабатывать ее можно было только в рамках академической психологии. В настоящее время данная тема стала очень популярной и более направленной на практическую психологию .
Существенно изменился и ракурс рассмотрения психологической защиты. Сознательное и бессознательное в человеке согласовывается при помощи психологической защиты. Она ослабляет внутренний конфликт между индивидуальным и коллективным бессознательным. Рассудительность, способность логически мыслить, внимание, память, оптимизм и жажда жизни также способствуют смягчению внутреннего конфликта. Основные критерии высокого уровня психологической защиты это – ясность мышления, способность посмотреть на себя со стороны (иногда с юмором).
Целью данной работы является рассмотрение психологических защит личности.
Задачи:
1) Рассмотрение сущности, истории изучения и классификации психологических защит.
2) Описание первичных психологических защит.
3) Описание вторичных психологических защит
Объектом исследования является психологическая защита как процесс и явление. Предметом исследования является специфика видов психологических защит.
При написании работы мы опирались на работы З. Фрейда , Б. Д. Карвасарского , Е. С. Романовой и др.
Глава1 Теоретические основы психологических защит как категории психологии
1.1 Психологическая защита как термин: определение, история изучения
Изучение механизмов психологической защиты первоначально осуществлялось в рамках психоанализа и с позиций близких к психоанализу. Впервые термин «защита» (defense) ввел 3. Фрейд в конце XIX века.
В дальнейшем данное понятие раскрывалось автором в ряде других работ, в которых психологическая защита описывалась как способ борьбы «Я» против болезненных и невыносимых для личности идей и аффектов .
Затем 3. Фрейд от этого термина отказался, и он был заменен термином «вытеснение» (repression). В приложении к своей работе «Торможение, симптомы и тревога» Фрейд вернулся к старой концепции защиты, при этом обозначил ее как «главное определение для всех способов, которые «Я» использует в конфликте, который может привести к неврозу».
Термин «вытеснение» был сохранен для обозначения одного из специальных методов защиты, который обслуживает те же самые цели, что и другие защитные механизмы, а именно охрана «Я» против инстинктивных требований .
Приведем примеры психологических защит. Если человек боится заболеть раком, то можно обнаружить его у кабинета врача, усердно перечитывающего последние анализы, сданные десятый раз в течение года. Если человек уверен, что должен уйти из жизни из-за террористического акта на самолете, то едва ли можно встретить его среди пассажиров авиалайнера. Скрытый уровень тревоги привносит в жизнь человека изматывающую тревогу и беспокойство, целую гамму негативных эмоций, формирующих это самое неадекватное поведение .
Психологические защиты от страха смерти:
1) Исключительность. С самого детства каждый человек строит иррациональную иллюзию своей исключительности перед лицом смерти, сохраняя глубокую веру в то, что старость и смерть касаются кого угодно, но только не его самого.
2) Вера в могущество некой «высшей силы», которая всегда «придет на помощь» и обязательно спасет от любых бед, в том числе, и от смерти. В детстве такой статус имеют родители, а в старшем возрасте это место занимает Бог либо другие высшие силы, в которые верит человек .
Эти базовые виды защиты не помогают преодолеть страх перед смертью, и даже не способны его уменьшить. Тревога смерти трансформируется в другие, менее травмирующие личность, страхи.
В 1979 г. R. Plutchik, H. Kellerman & Н. Conte была описана методика LSI (Life style index), разработанная в качестве диагностического средства, которое измеряет механизмы защиты «Я». В основе лежит теоретическая модель, которая связывает отдельные виды защитных механизмов с разнообразными аффективными состояниями и диагностическими концепциями. Авторы предложили модель из 4 пар биполярных эмоций: страх-гнев, веселость-печаль, принятие-отвращение и надежа-удивление, которые, как они полагают, связаны с некоторыми защитными механизмами, которые в свою очередь зависят от определенных личностных черт. Выраженность последних связана с определенными диагностическими концепциями, заимствованные авторами из классификации DSM-U из раздела «Расстройства личности».
«Механизмы психологической защиты адаптивны и предохраняют сознание от болезненных чувств и воспоминаний. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, порожденной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых Я пытается сохранить интегративность и адаптивность» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бассин Ф. В., Бурлакова М. К., Волков В. Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал, № 3, 1988
2) Васильева Е. В., Социальная и психологическая поддержка мужчин в кризисных ситуациях: от социальной инициативы к социальным услугам // Социальная работа. — 2018. — № 5. — С. 15-18
3) Вильямс Н. М. Психоаналитическая диагностика. – М.: Класс, 2001
4) Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
5) Жукова Г.В.,Ширнина Е.А., Зинькович С.А. Особенности адаптационного статуса и психического реагирования на болезнь пациентов с опухолями легких при разной распространенности злокачественного процесса // Фундаментальные исследования.2014. № 7-1.С. 66 – 71.
6) Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2002. 544 с.
7) Карвасарский Б. Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998
8) Кардашян Р. А., Психологические особенности лиц с компьютерной игровой зависимостью и предрасположенных к ее формированию // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. — 2018. — Т. 118, № 2. — С. 18-22.
9) Кле М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. 176с.
10) Клубова Е.Б. Методы медицинской психологии в диагностике психологических защитных механизмов // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. Т. 133 (а). СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева.1994.С. 77 – 82.
11) Кляйн М. «Зависть и благодарность» /Перевод с английского А.Ф. Ускова. – СПБ, 1997.
12) Князьков С., После пережитого стресса // Гражданская защита. — 2019. — № 3. — С. 40-44
13) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2016.
14) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
15) Лурия А. Р. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. - М.: «Медицина»,1977. 111с
16) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986
17) Половинкина Г., Как обеспечить психологическую устойчивость // Гражданская защита. — 2021. — № 7. — С. 43-45
18) Попов Е. А., Состояние современной психологической науки в диссертациях // Вопросы психологии. — 2018. — № 6. — С. 49-56.
19) Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Борнесса Э. Мура, Бернарда Д. Фаина/ - М.: Независимая фирма Класс, 2000. - 304 с.
20) Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи., 1990
21) Романова О. А., Особенности работы с детьми раннего возраста, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы // Социальная работа. — 2018. — № 5. — С. 62-63
22) Свиридова Е. А., Особенности психологических защит, имеющих зависимость от психоактивных веществ, на этапе реабилитации // Мир образования - образование в мире. — 2020. — № 1. — С. 298-309
23) "Семейный психолог". Технология работы психолога с семьями с детьми, находящимися в социально-опасном положении : (Опыт организаций социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Социальное обслуживание. — 2019. — № 7. — С. 36-43 :
24) Филиппова С. А., Эмоциональная устойчивость будущих педагогов к негативному влиянию современной информационной среды // Психологическая наука и образование. — 2019. — Т. 24, № 5. — С. 80-90
25) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991.
26) Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы// https://www.litmir.me/br/?b=86286&p=1
27) Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010.
28) Холодцов В. В., Чрезвычайные ситуации: переживание чувства утраты в пожилом возрасте // Социальная работа. — 2018. — № 3. — С. 42-43
29) Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003. 608 с.
30) Царев А. М., Актуальные вопросы образования, жизнеустройства и комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 7. — С. 22-30
31) Шумская Н. А., Защитные механизмы матерей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития // Дефектология. — 2021. — № 1. — С. 58-66