Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – уникальный и ценный период развития. Именно в этот период закладываются такие важные и фундаментальные способности личности, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, целеустремленность, воображение и творческая позиция. Через различные виды деятельности ребенок познает мир человеческих отношений. Воспитательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Он стремится к самостоятельности, и это противоречие приводит к самостоятельной деятельности ребенка — игре. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо предоставить им широкие возможности для игры и самостоятельной деятельности.
Игры играют важную роль в развитии личности ребенка. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко воздействует на его эмоции, активизирует жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима ребенку, чтобы он рос здоровым, счастливым и сильным.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Актуальность и значимость исследования заключается в том, что такая деятельность как игра, помогает всестороннему развитию ребенка, подготавливает его к школе и взрослой жизни.
Объект исследования - процесс всестороннего развития ребенка средствами игровой деятельности.
Предмет исследования – игра как средство развития дошкольников.
Цель работы - исследовать роль игры как средства развития детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить литературу по данной проблеме;
2) изучить психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста;
2) охарактеризовать значение игры и изучить ее особенности;
3) исследовать уровень сформированности игровой деятельности старших дошкольников;
4) дать методические рекомендации по использованию игр как средства развития дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической, научно-методической, энциклопедической литературы по проблеме исследования; эмпирические - тестирование, статистическая обработка результатов эксперимента.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада [Текст] / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. – 157 с.
3. Валитова, И. Е. Детская психология : учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей [Текст] / И. Е. Валитова, И. В. Шматкова. – Минск : Народная асвета, 2017. – 445 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. – 220 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. – 507 с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - № 6. - 1966 – с. 62-68
7. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка [Текст] / К. С. Глаголева // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326
8. Двоеглазова М.Ю. Профессиональная компетентность педагога как условие успешного внедрения ФГОС дошкольного образования // Дошкольное детство: доступность и качество образования в условиях стандартизации: Материалы Всероссийской научно-практ. Конференции, 29-30 января 2015 г. [Текст] / Под ред. Н.В. Брызжевой. - Тула: ИП- киппро ТО, - 2015.
9. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст]. - Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. – 216 с.
10. Игра как средство социально-эмоционального развития детей 3 - 5 лет : разработки занятий [Текст] / ; Сост. Р. А. Жукова. - Волгоград : Корифей, 2006 (Волгоград : ООО "Панорама"). - 112 с.
11. Комарова Н. В. Развивающие игры как средство развития личности [Текст] / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 190-192.
12. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология [Текст] : полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва : Акад. проект, 2013. – 419 с.
13. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - Москва : Политиздат, 1977. - 304 с.
14. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"[Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000. - 509 с.
16. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
17. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - Москва : Просвещение, 1971. - 415 с.
18. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию дидактических игр как средства экологического воспитания дошкольников [электронный ресурс]: Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/mietodichieskiie_riekomiendatsii_dlia_vospitatieliei_dou_po_ispol_zovaniiu_didak (дата обращения 20.05.2022).
19. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям [Текст] / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - М. : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). – 452 с.
20. Нойсс В. Л. Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики [электронный ресурс]: Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/08/ranniy-i-doshkolnyy-vozrast-osnovnye-harakteristiki (дата обращения 21.05.20212).
21. Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников [Текст] / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 347-350.
22. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 271 с.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
24. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие [для студентов сред. пед. учеб. заведений] [Текст] / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. – 334 с.
25. Хрестоматия по возрастной психологии : Учеб. пособие для студентов [Текст] / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 302 с.
26. Чернышова, И. А. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как средства развития детей дошкольного возраста [Текст] / И. А. Чернышова // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 237-240.
27. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 2. изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. – 358 с.