Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В Ветхом завете дух Яхве (ruah – евр.; в Септуагинте – pneuma – греч.) понимается как божественная сила, тождественная ветру как дыханию Божьему (Ис.40:7; Иез.37:9). Дух Яхве в Ветхом завете:
1) создает мир, оживляет животных и человека, направляет природу и историю (Быт.1:2, 2:7; Иов. 33:4; Пс. 32:6; 103:29-30; Ис. 34:16);
2)вкладывает слова Бога в уста его пророков (Чис.24:2; 2 Цар. 23:2; 2Пар.15:1; Неем.9:30; Иов.32:10; Ис. 61:1-4; Иез.2:2, 11:24, 37:1; Мих.3:8; Зах.7:12;
3)научает людей верности и правде (Неем.9:20; Пс. 142:10; Ис.48:16; 63:10-14);
4)укрепляет веру, покорность и праведность, изливает благодать и утешение, направляет восхваление и молитву (Пс.50:12; Ис.11:2, 44:3; Иез.11:19, 37:14, 39:29;Иоил.2:28-29; Зах.12:10);
5)вооружает для сильного и мудрого правления (Быт.41:38; Числ. 11:16-29; Втор. 34:9; Суд.3:10, 6:34, 11:29, 13:25, 14:19, 15:14; 1 Цар. 10:10, 11:6,16:13; 4 Цар.2:9-15; Ис.11:1-5; 42:1-4); наделяет способностью к творчеству (Исх.31:1-11; Агг.2:5; Зах.4:6).
В Новом завете Святой Дух, излитый Христом в день Пятидесятницы (Иоан.1:33; Деян.2:33), идентичен ветхозаветному духу Божьему (Деян. 2:16-21, 4:25, 7:51,28:25; 1 Пет.1:11; 2 Пет.1:19-21), но теперь он является ипостасью, отличной от Отца и Сына, со своим собственным служением. Так, Святой Дух дан церкви как «другой Утешитель (Paracletos – греч.)» (Иоан. 14:16), который после Иисуса становится советчиком, помощником, поддержкой, опорой, советчиком, защитником и союзником. Он действует так же, как Отец и Сын: говорит, убеждает, исповедует, направляет, учит, помогает и т.п. (Иоан. 14:26, 15:26, 16:7-15; Деян. 2:4, 8:29, 13:2, 16:6-7, 21:11; 1 Пет.1:11; Рим. 8:14,16, 26-27; Гал.4:6, 5:17-18; Евр. 3:7, 10:15; Откр.2:7). В христоцентрическом Евангелии от Иоанна указывается, что служение Святого Духа как Утешителя начнется только после возвращения Иисуса в славе (Иоан.7:37-39), и это служение начинается в день Пятидесятницы. Имя единого Бога теперь принимает форму трех святых ипостасей: Отца, Сына и Святого Духа (Мат. 28:19).
Целью данной работы является рассмотрение библейского учения о Личности Святого Духа.
А) Библейское понятие Святого Духа Ветхого и Нового завета
Новый Завет говорит о Святом Духе как о Личности, христиане читают упоминания Ветхого Завета о Святом Духе как относящиеся также к третьему Лицу Святой Троицы. Самая первая книга Библии содержит запись о том, что когда земля ещё не приобрела нынешней формы и была незаселённой, «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). А Иов говорит: «От Духа Его — великолепие неба» (Иов. 26:13). До Потопа Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3).
Дух Господень готовил различных мужей Ветхого Завета для служения (Исх. 31:1–5), наделял силой избавителей, таких как Самсон (Суд. 3:10; 6:34; 9:23; 11:29; 13:25; 14:6, 19 и др.), и особенно нисходил на пророков при получении ими откровений от Бога (Иез. 2:2; 3:12; 3:24; 11:1, 5 и др.).
Сегодня можно встретить утверждения, что верующие до Дня Пятидесятницы не имели Святого Духа. Но Писание этому нигде не учит. Напротив, Ветхий Завет конкретно утверждает, что Бог чудесным образом вывел Израиль из Египта, обеспечивал их в пустыне на протяжении сорока лет, вёл их в виде столба облачного днем и столба огненного ночью, давал им Духа Своего благого, чтобы наставлять их (Неем. 9:18–21), и удовлетворял их физические потребности манной и водой. Это, конечно, верно, что со Дня Пятидесятницы в результате искупления Христа Святой Дух распространился на всякого верующего в полноте силы и благословения, что было невозможно сделать до страстей Господних. Профессор Уорфильд показал, что авторы Нового Завета не испытывали никакой потребности доказывать учение о Троице (Уорфилд Б. Б.)
Ко времени написания Нового Завета Первая церковь уже верила в Бога Отца, Автора и Создателя всего сущего, во Христа, Искупителя и Спасителя Церкви, и в Святого Духа, Утешителя и Наставника. Другими словами, Первая церковь до написания Нового Завета полностью приняла Божественность Иисуса Христа и Личностность Святого Духа (Уэнгер Дж. К) .
Христос как вечный Сын пришел в мир, чтобы спасти народ, а Святой Дух в Пятидесятницу излился на Церковь в полноте силы и благословения. Откровение Троицы было в основном откровением на деле, чем на словах.
По этой причине писатели Нового Завета не меняли свое учение о Боге добавлением двух богов к Господу Ветхого Завета. Скорее, они показывали, что Бог Ветхого Завета состоит из трех Личностей: вечного Отца, Который был Автором плана спасения; вечного Сына, Который пришёл в этот мир и совершил искупление и вечного Святого Духа, Который применил к каждому человеку искупление Иисуса. Искупление вследствие этого сделало возможной полноту откровения Троицы: откровение Троицы сопровождало факт принесения спасения народу. В конечном счете, именно воплощение Сына при рождении Иисуса и дар Святого Духа в День Пятидесятницы прояснили то, что Бог Ветхого Завета существует в трех Лицах .
Термин «Троица» не является библейским, но приписывается Тертуллиану, родившемуся около 160 г. н. э. и здравствовавшему ещё долго в третьем веке. Однако факты, на которых зиждется учение о Троице, легко обнаруживаются в Новом Завете и косвенно подтверждаются в Ветхом. Другими словами, Новый Завет даёт представление о том, что за тремя Лицами признаются атрибуты Божества, причём три Лица описываются таким образом, что мы должны воспринимать Их как Личностей. Богословы, в общем, уверены в том, что термина «тритеизм» следует избегать, потому что он в значительной мере подразумевает трёх разных богов. Однако Библия никогда не пользуется такими понятиями, но всегда указывает, что есть только один Бог — Отец, Сын и Святой Дух
Конечно, не следует упускать из виду редкое употребление выражения «Святой Дух» в Ветхом Завете. Вполне вероятно, что иудеи думали о Святом Духе лишь как о слове синонимичном слову «Бог», также как мы поняли бы выражение «благоволит душа Моя» (Ис. 42:1) в том смысле, что «Я Сам благоволю». Но поскольку Новый Завет говорит о Святом Духе как о Личности, христиане чувствуют себя вправе читать упоминания Ветхого Завета о Святом Духе как относящиеся также к третьему Лицу Святой Троицы. Самая первая книга Библии содержит запись о том, что когда земля ещё не приобрела нынешней формы и была незаселённой, «Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). А Иов говорит: «От Духа Его - великолепие неба» (Иов. 26:13). До Потопа Господь сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3). Дух Господень готовил различных мужей Ветхого Завета для служения (Исх. 31:1–5), наделял силой избавителей, таких как Самсон (Суд. 3:10; 6:34; 9:23; 11:29; 13:25; 14:6, 19 и др.), и особенно нисходил на пророков при получении ими откровений от Бога (Иез. 2:2; 3:12; 3:24; 11:1, 5 и др.)
В конечном счете, именно воплощение Сына при рождении Иисуса и дар Святого Духа в День Пятидесятницы прояснили то, что Бог Ветхого Завета существует в трех Лицах. Евангелия ясно говорят, что между Иисусом и Отцом существовали отношения «Я — Ты»; Отец и Сын в свою очередь объединяются, посылая Святого Духа Церкви. Не только весь Новый Завет представляет Святого Духа в свойственных личности понятиях любви, хотения, заботы, огорчения. Но и Иисус настолько ярко осознавал Личность Святого Духа, что называл Его Ekeinos (Ин. 14:26), что можно перевести как «Некто» или «Он». При этом Иисус использовал местоимение мужского рода, хотя существительное для слова «Дух», к которому применялось местоимение «Он», в действительности является словом среднего рода в греческом языке.
Таким образом, мы имеем особенную ситуацию: в Ветхом Завете на учение о Троице указывают лишь намёки, а в Новом Завете она не является ясно доказанной. Это выглядит лишь предположением писателей Нового Завета, что Бог существует как Отец, Сын и Святой Дух, однако почти каждый писатель Нового Завета был иудеем и в качестве такового убежденным монотеистом. Та уверенность, с которой апостолы упоминают трех Лиц Святой Троицы, производит большее впечатление, чем могло бы произвести формальное доказательство .
Новый Завет содержит многочисленные упоминания трех Лиц Троицы.
В Новом Завете нет нигде и намека на то, что Лица Троицы отличаются друг друга какими-либо своими свойствами. Сын не менее Божественен, чем Отец, также и Дух Святой не лишен каких-либо атрибутов Отца и Сына. Богословы пытались выразить это, говоря, что онтологически Лица Троицы равны. Однако это не означает, что в системе их действий нет субординации. Напротив, в определенном смысле Отец изначален, Сын пришёл в мир, чтобы исполнить волю Отца, а Отец и Сын вместе отправили Святого Духа в мир, чтобы обличить грех и привести людей к покаянию и вере. Так называемый Афанасьевский символ веры утверждает отдельность Личности каждой Ипостаси Троицы вместе с полной Божественностью каждого Лица; при этом используется язык, который кажется замысловатым в восприятии читателей двадцатого века - «без смешения Личностей и без разделения Сущности.
Ранняя церковь предприняла много усилий, пытаясь сформулировать учение о Троице таким образом, чтобы это было корректно по отношению ко всем утверждениям Нового Завета. Пожалуй, было два основных отклонения от того, что сейчас признаётся здравым учением. Первым было арианство, которое представляло Иисуса сотворенным, тем самым недооценивало то, что греки назвали бы «единством сущности». Второе – это савелианство, учение, которое недооценивало раздельные Личности Отца, Сына и Святого Духа, и было склонно подчеркивать только то, что можно назвать функциональной Триадой, что противоречит онтологической Троице, в которую верят евангельские христиане.
Евангелия ясно говорят, что между Иисусом и Отцом существовали отношения «Я - Ты»; Отец и Сын в свою очередь объединяются, посылая Святого Духа Церкви. Не только весь Новый Завет представляет Святого Духа в свойственных личности понятиях любви, хотения, заботы, огорчения и т.д., но и Иисус настолько ярко осознавал Личность Святого Духа, что называл Его Ekeinos (Ин. 14:26), что можно перевести как «Некто» или «Он». При этом Иисус использовал местоимение мужского рода, хотя существительное для слова «Дух», к которому применялось местоимение «Он», в действительности является словом среднего рода в греческом языке.
Либерализм двадцатого века также склонен отрицать сущностную и уникальную Божественность Господа Иисуса Христа и Личностность Святого Духа. Поэтому исповедание веры в Отца, Сына и Святого Духа - это один из первых знаков здравости христианской веры, в отличие от любого вида рационализма или небиблейской философии, которые не соглашаются принять глубокую библейскую тайну Бога, вечно существующего в трех Личностях: Отце, Сыне и Святом Духе.
Более подробно остановимся на откровении о Святом Духе, как оно дается в Писании. Второе предложение книги Бытия говорит: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Это первое упоминание о Святом Духе в Писании. В связи с доктриной творения Иов поясняет: «От духа Его - великолепие неба» (Иов 26:13).
В связи с картиной предельной греховности мира во дни Ноя Бог говорит: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». Это предупреждение, что до Потопа остается немногим более века (Быт. 6:3). Древнееврейский глагол, переведенный здесь как бороться можно вполне правомерно перевести как порицать (judge) или направлять (rule in).
Такова трактовка древнееврейского текста. Септуагинта, Вульгата и Таргум, однако, дают перевод пребывать (abide in), этот же глагол предлагает и Исправленная стандартная версия (RSV). Дело, по-видимому, заключается в том, что человечество опустилось до такой грубой чувственности, что оно полностью предалось делам плоти, и для Духа Божьего более не было смысла пытаться возобладать во внутреннем духе грешных людей, которые полностью предались плотской жизни: единственным выходом для Бога было уничтожение мира через катастрофический суд, потоп .