Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что возраст школьников от 7 до 11 лет можно назвать максимально подходящим для педагогической работы по формированию и развитию социально-культурной компетентности.
Личность на данном возрастном этапе отличается наибольшей сензитивностью к информации, которую она получает извне, тем более, что младшие школьники отличаются эмоционально-чувственным способом восприятия окружающей действительности.
На сегодняшний день существует большое количество форм и методов формирования социокультурной компетенции младших школьников, которые применяют учителя английского языка, однако остается открытым вопрос об их эффективности и приоритетности одних методов и форм над другими с учетом сложившейся социально-политической обстановки в современном мире.
Процесс обучения младших школьников английскому языку не просто должен соответствовать требованиям ФГОС и строится на основе дидактических принципов.
Для каждого педагога важно заинтересовать младших школьников, мотивировать их на получение знаний и навыков в данной сфере, что представляется проблемой в связи с возрастными особенностями младших школьников и относительной сложностью предлагаемого им материала.
Обнаруженные в ходе теоретического исследования выраженные противоречия позволили дать возможность обозначить проблему настоящего исследования: необходимо определить типы и виды педагогических условий, которые будут оказывать эффективное влияние на формирование социокультурной компетенции учащихся начальной школы в контексте реализации принципов и форм учебной деятельности на уроках английского языка.
Степень изученности проблемы. Проблемы изучения английского языка в начальной школе рассматриваются в работах таких исследователей как: Э.Р. Балабан , К. Доронина , К.А. Жиркова и Р.Н. Шишкин , Н.В. Морозова и В.А. Решенцева , Л.А. Цыбан .
Цель исследования – разработать максимально эффективные педагогические условия, реализация которых направлена на формирование социокультурной компетенции у учащихся начальных классов, а также контроль эффективности организации таких педагогических условий.
Объект исследования – процесс формирования социокультурной компетенции у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм учебной деятельности на уроках английского языка.
Предмет исследования – педагогические условия, необходимые для формирования социокультурной компетенции у учащихся начальной школы в ходе реализации принципов и форм учебной деятельности на уроках английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Провести исследование понятия «социокультурная компетентность».
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Дать общую характеристику изучения английского языка в начальной школе.
4. Определить педагогические условия формирования социокультурной компетентности на младшей ступени обучения английскому языку.
5. Проанализировать использование произведений массовой иноязычной культуры для формирования социокультурной компетентности школьников.
6. Рассмотреть игру как средство формирования социокультурной компетенции.
7. Изучить использование креолизованных текстов на уроках английского языка для формирования социокультурной компетентности школьников.
Законодательная база исследования: Федеральный государственный стандарт начального общего образования .
Методы исследования: анализ научной литературы, классификация, обобщение, моделирование, сравнительный и хронологический методы, наблюдение.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной (психолого-педагогической) литературы, посвященной формированию социокультурной компетентности младших школьников на уроках английского языка, определении различных теоретических подходов к данной проблеме. Полученные теоретические данные могут быть использованы для продолжения научных разработок в данной сфере исследования.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением наиболее эффективных методов и форм работы по формированию социокультурной компетентности младших школьников на уроках английского языка.
Выявленные формы и методы могут использоваться учителями английского языка, которые работают в начальной школе, в их практической деятельности.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки России № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года (в действ. ред. от 11 декабря 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения: 21.06.2022).
2. Абраменко, И.М., Соколова, В.А., Чистяков, Б.Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка / И.М. Абраменко, В.А. Соколова, Б.Ю. Чистяков // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. – С. 100–109.
3. Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной компетенции в обучении иностранному языку / Н.М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации художественного текста. – Бийск. 2002. – С. 42–43.
4. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е.Е. Анисимова. – М.: ACADEMIA, 2003. – 123 с.
5. Апетян, К.М. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / К.М. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14(73). – URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 29.06.2022).
6. Базан, И. Младший школьный возраст. Общая характеристика / И. Базан // Психограмматика. – 2022. – URL: http://psihogrammatika.ru/?p=728 (дата обращения: 28.06.2022).
7. Балабан, Э.Р. Особенности обучения английскому языку в начальной школе / Э.Р. Балабан // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2014/01/11/osobennosti-obucheniya-angliyskomu-yazyku-v-nachalnoy (дата обращения: 21.06.2022).
8. Балакина, Л.Д., Гусева, И.С., Щербакова, А.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества / Л.Д. Балакина, И.С. Гусева, А.В. Щербакова // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. – Томск: Парадигма, 2020. – С. 40–52.
9. Баранова, Н.В., Гусева, С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку / Н.В. Баранова, С.Б. Гусева // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 4. – C. 16–22.
10. Барышникова, Я.В., Трезубцева, А.М., Заврагина, М.В. Программные и творческие компоненты занятий по английскому языку в младших классах: проблемы и перспективы применения в практической деятельности учителя начальной школы / Я.В. Барышникова, А.М. Трезубцева, М.В. Заврагина // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современного образования». – Омск: Омский государственный университет, 2018. – С. 9–16.
11. Бурунова, И.С., Гаврикова, А.В., Полунина, Т.А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы / И.С. Бурунова, А.В. Гаврикова, Т.А. Полунина // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. – Архангельск: Перекресток, 2018. – С. 157–172.
12. Веретенникова, А.А., Мануйлов, И.С., Пилецкая, А.В. Развитие социокультурной компетентности учащихся начальной школы на занятиях английского языка: методология и проблемные поля / А.А. Веретенникова, И.С. Мануйлов, А.В. Пилецкая // Вестник Барнаульского государственного университета. – 2021. – № 8. – С. 103–114.
13. Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 01.07.2022).
14. Ворошилова, М.Б. Креолизованный текст: аспекты обучения / М.Б. Ворошилова. – Екатеринбург, 2006. – 342 с.
15. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. – 1985. – № 3. – С. 17–24.
16. Гудыменко, С.М., Швабрина, О.В. Формирование социокультурной компетентности младших школьников / С.М. Гудыменко, О.В. Швабрина // Педагогические технологии. – 2022. – № 3. – С. 60–74.
17. Давидян, С.О., Месхиева, И.В., Карубинова, М.И. Принципы воспитания младших школьников в рамках организации уроков английского языка: методология и практика применения / С.О. Давидян, И.В. Месхиева, М.И. Карубинова // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 206–215.
18. Демьяненко, И.М., Огорельцева, Е.А., Харитонова, О.С. Базовая модель развития социокультурной компетентности младших школьников в учебном процесс и внеурочной деятельности: методологический аспект и особенности структуры / И.М. Демьяненко, Е.А. Огорельцева, О.С. Харитонова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 3. Начальное образование. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 65–78.
19. Доронина, К. Методика преподавания английского языка в начальной школе / К. Доронина // Tefl and Tesol. – 2021. – URL: https://tefl-tesol-certificate.com/blog/metodika-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 22.06.2022).
20. Ефременко, О.В. Младший школьный возраст / О.В. Ефременко // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/03/27/statya-mladshiy-shkolnyy-vozrast (дата обращения: 30.06.2022).
21. Жиркова, К.А., Шишкин, Р.Н. Некоторые особенности преподавания английского языка школьникам младших классов / К.А. Жиркова, Р.Н. Шишкин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-prepodavaniya-angliyskogo-yazyka-shkolnikam-mladshih-klassov (дата обращения: 21.06.2022).
22. Коломийченко, Л.В., Груздева, И.В. Социокультурная комптенетность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению / Л.В. Коломийченко, И.В. Груздева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (ч. 1). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19433 (дата обращения: 26.06.2022).
23. Кулешов, И.М., Демидова, П.В. Роль культуросообразности в системе современного воспитания учащихся начальной школы: методические аспекты / И.М. Кулешов, П.В. Демидова // Педагогические технологии. – 2021. – № 10. – С. 10–12.
24. Куликова, А.С. Обучение английскому языку в начальной школе: организация и методики реализации / А.С. Куликова. – Хабаровск: Зеркало, 2017. – 340 с.
25. Кустов, Ю.А., Лившиц, Ю.А., Стацук, С.В. Сущность социокультурной компетентности личности / Ю.А. Кустов, Ю.А. Лившиц, С.В. Стацук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-sotsiokulturnoy-kompetentnosti-lichnosti (дата обращения: 25.06.2022).
26. Латухина, М.В. Понятие социально-культурной компетенции в обучении английскому языку / М.В. Латухина // Молодой ученый. – 2014. – № 20(79). – URL: https://moluch.ru/archive/79/13974/ (дата обращения: 27.06.2022).
27. Лопатникова, А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы / А.П. Лопатникова, И.М. Харламов, В.В. Оганесян // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 80–91.
28. Морозова, Н.В., Ряшенцева, В.А. Специфика преподавания английского языка в начальной школе / Н.В. Морозова, В.А. Ряшенцева // Открытый урок «Первое сентября». – 2016. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/662913 (дата обращения: 19.06.2022).
29. Наговицына, Е.П., Кустова, А.А., Визгалов, Р.А. Структурные компоненты социокультурной компетентности в разные возрастные периоды жизни / Е.П. Наговицына, А.А. Кустова, Р.А. Визгалов // Сборник статей Псковского государственного университета. Вып. 1. Психология. – Псков: Издательство Псковского государственного университета, 2022. – С. 98–109.
30. Остапенко, С.М., Головина, А.В., Суржанская, И.Т. Уроки английского языка как пространство для эффективного воспитания младших школьников: основные формы и методы педагогического воздействия / С.М. Остапенко, А.В. Головина, И.Т. Суржанская // Вопросы педагогики начальной школы. – 2021. – № 7. – С. 66–78.
31. Островская, М.И., Лагушкина, О.В., Белебейко, С.М. Особенности формирования социкультурной компетентности учащихся в современной системе начального образования: теоретико-методологические подходы и практические разработки педагогов / М.И. Островская, О.В. Лагушкина, С.М. Белебейко // Сборник статей Ростовского государственного университета. Вып. 6. Педагогика. – Р.-н.Д.: Издательство Ростовского государственного университета, 2020. – С. 36–50.
32. Петрова, И.М., Малышев, А.А., Курочкина, В.А. Современные модели воспитания и развития социокультурной компетентности учащихся начальных классов: педагогические технологии и проблемы их реализации в современной школе / И.М. Петрова, А.А. Малышев, В.А. Курочкина // Вестник Сыктывкарского государственного педагогического университета. – 2020. – № 3. – С. 27–37.
33. Саломатина, А.М., Иванов, И.В., Соколовская, С.С. Педагогические условия формирования социокультурной компетентности учащихся начальных классов в процесс реализации учебной и внеурочной деятельности: теория и методология вопроса // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 1. Начальная школа. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2022. – С. 90–105.
34. Тарновская, Т.А., Хорошева, В.А., Пятигорская, Я.С. Исследование социокультурной компетентности младших школьников и их развития в процессе учебной деятельности / Т.А. Тарновская, В.А. Хорошева, Я.С. Пятигорская // Вестник Ярославского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10. – С. 105–116.
35. Урманов, С.М., Шевченко, А.С., Малинина, Л.П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеурочная деятельность – сравнительный анализ / С.М. Урманов, А.С. Шевченко, Л.П. Малинина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. – 2020. – № 7. – С. 89–100.
36. Цыбан, Л.А. Проблемы преподавания иностранного языка в начальной школе / Л.А. Цыбан // Молодой ученый. – 2017. – № 7(141). – URL: https://moluch.ru/archive/141/38473/ (дата обращения: 21.06.2022).