Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Качество продукции – это один из важнейших показателей всей деятельности предприятия. Его повышение сильно определяет успех и выживаемость предприятия в условиях современного рынка, внедрения инноваций, темпы технического прогресса, а также экономию различных ресурсов, которые используются на данном предприятии. Национальная экономика также может значительно выиграть от производства продукции высокого качества. Ведь в этом случае растет экспортный потенциал, авторитете государства в сообществе мира. Именно поэтому необходимо проводить целенаправленную и постоянную работу товаропроизводителей по значительному повышению качества их продукции по сравнению с аналогами, производящимися конкурентами.
1 Понятие и сущность экономической категории «стратегия управления качество продукции в условиях цифровизации»
Стратегия управления качеством продукции в условиях цифровизации — это некий долгосрочный план, который включает в себя ряд методов и средств, направленных на достижение определенных целей, благодаря которым будет достигнуто качество выпускаемых продуктов.
Стратегическое управление (стратегический менеджмент) — функция управления, направленная на долгосрочные цели и действия, а также комплекс долгосрочных мер и подходов по улучшению жизнеспособности и мощи лица или группы лиц по отношению к их конкурентам.
Стратегическое управление включает миссию предприятия, стратегическое планирование, организацию управления, контроль над ним. Объемное понятие подразделяется на стратегическое управление персоналом, финансами, продажами, производством, логистикой, сервисом.
Стратегическое управление организацией или стратегический менеджмент — это управленческие решения и мероприятия, объединенные общей долгосрочной целью – ростом и развитием компании.
2 Показатели и методы оценки управления качеством в условиях цифровизации
Качество продукции – это все свойства, которыми должны удовлетворять потребителя. Любому товару, вещи, продукции свойственны характеристики, соответствующие определенным нормам и правилам. К таким можно отнести Госты, технические условия, стандарт качества и другие.
Качеством продукции может формироваться при начальных этапах, начинается с качества поставляемого сырья, в ходе научного разработок, на стадии проектированию, в самом процессе изготовлением, транспортировке и хранении.
За соблюдением качеством продукции, соответственно стандартам, следят специальные службы, которым обязаны быть на предприятиях.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на качество продукции.
1) Факторы внешней среды:
- уровнем требований к качеству (потребитель, прогресс, конкуренты);
- наличием поставщиков капитала, трудовых ресурсов, материалов, энергии, услуг;
-действующим законодательством в области качества и работы государственных органов.
2) Внутренние факторы предприятия:
- материальной базой предприятия (финансы, оборудование, инфраструктура);
- персоналом (квалификация и мотивация);
- качеством проекта (совершенство конструкции);
- качеством исполнения (применение передовых технологий);
- стабильностью процессов.
Важным фактором является менеджмент (организацией работ и управлением предприятием), в том числе – системой управления качеством, предусматривающей:
-маркетингом;
-взаимоотношением с заказчиками (контракты, сервис);
- контролем качества на всех этапах создания продукции;
-оперативным реагированием на проблемы с качеством.
3 Оценка управления качеством в условиях цифровизации на ОАО «ТВЗ»
Открытое акционерное общество «ТВЗ» занимается производством не моторных пассажирских железнодорожных, трамвайных вагонов и вагонов метро, багажных, почтовых и прочих вагонов специального назначения.
На предприятии имеется все необходимое для проведения полного цикла разработки изделий, изготовления опытных образцов и проведения испытаний.
АО "ТВЗ" участвовала в госзакупках в 420 государственных контрактах на сумму 2 563 836 868,37 в качестве заказчика и в 57 государственных контрактах на сумму 3 459 117 377,53 в качестве поставщика.
В рамках проекта «Цифровой завод ТВЗ» на Тверском вагоностроительном заводе (входит в Трансмашхолдинг) внедряется автоматизированная система менеджмента качества #QMS. Реализация данного инструмента позволит автоматизировать бизнес-процессы контроля качества продукции на различных этапах жизненного цикла: проектирование, подготовка производства, поставка комплектующих, производство, приемо-сдаточные испытания, технический контроль и гарантийное обслуживание.
В настоящий момент завершилось обучение причастных сотрудников АО «ТВЗ» работе в QMS Professional. В ходе обучения продолжительностью 4 месяца конструктора, технологи, сотрудники различных подразделений коммерческой службы и службы качества завода учились работать в соответствующих модулях программы.
Внедрение данной автоматизированной системы на предприятии позволит не только существенно повысить качество выпускаемой продукции, но и сократить расходы на ее обслуживание на всем жизненном цикле.
В своем составе Общество имеет:
- сборочно-монтажный цех;
- механосборочный цех;
- цех изготовления вагонов;
- испытательную базу с соответствующим оборудованием.
Особое конструкторское бюро (ОКБ) занимается разработкой:
-новых изделий по тематике завода;
- конструкторской документации по техническим заданиям головного разработчика;
- стендового и вспомогательного оборудования в интересах производства.
Рассмотрим политику и цели в области качества.
1. Контроль за качеством и целостностью изготавливаемой компанией продукции, за соответствие ее всем необходимым показателям, стандартам, техническим условиям, оформление необходимой документации на принятую продукцию и подлежащую возврату по причине брака, а также контроль за снятием с производства полностью забракованных изделий в специальные изоляторы брака и их утилизацией.
2. Представление готовой продукции представителям заказчика, если это предусмотрено договором.
3. Анализ и учет бракованного товара предприятия; продумывание и организация проектов по профилактике и устранению дефектов в производстве; нахождение виноватых в выпуске ненадлежащей продукции.
4. Сбор мнений клиентов и получение от них информации по качеству и надежности изделий.
5. Контроль за качеством поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий с заводов поставщиков; выявление недоброкачественных партий, составление на них актов и последующие выдвижения претензий поставщикам.
6. Регулирование процесса комплектования, упаковки и консервации готовой продукции.
7. Подготовка и введение новых стандартов и технических условий.
8. Контроль за наличием товарного знака компании на готовой продукции.
9. Слежение за состоянием измерительных средств, находящихся на производстве и за представлением их в нужные сроки для государственной проверки.
10. Контроль за качеством изготовления изделий и состоянием находящихся в эксплуатации на предприятии инструмента и производственной оснастки.
11. Подготовка и предоставление директору на утверждение графиков типовых проверок серийных изделий. Выполнение таких проверок в нужные сроки. Здесь учитывается соответствие ГОСТам, МРТУ, ТУ.
12. Контроль за соблюдением необходимых условий и норм для хранения не только готовой продукции, но и других изделий, комплектующих, сырья.
13. Организация контроля качества продукции по всем стадиям, предоставление ее клиенту по первому же требованию.
14. Подготовка и внедрение актуальных методов контроля качества продукта и оценки его качества.
15. Проведение незапланированных тестов качества продукта, а также отдельных этапов производства, сырья, комплектующих, норм хранения и т.д.
16. Непосредственное участие в тестировании обновленной продукции и во всех необходимых согласованиях и оформлениях. Выполнение всех необходимых действий для эффективного обеспечения контроля качества продукции.
17. Подготовка, проведение и контроль процесса аттестации готовой продукции.
18. Прием комплектующих изделий для предприятия, необходимых материалов и сырья, необходимых для производства, контроль за качеством данных поставок, а также подготовка всей сопутствующей для этого документации.
19. Внедрение высоких нормативов и требований к качеству выпускаемой продукции, стремление к мотивации сотрудников для изготовления высококачественного продукта, противостояние любым возможностям появления брака или дефектов в производстве.
4 Пути совершенствования стратегии управления качеством в условиях цифровизации на примере ОАО «ТВЗ»
Современные предприятия осуществляют свою деятельность в постоянно меняющихся рыночных условиях. В конкурентной борьбе способны выжить только те компании, которые могут быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде. В этой связи система менеджмента качества должна быть гибкой, быстро «настраиваемой» под изменения требований, заинтересованных в деятельности предприятия сторон. Только такая система менеджмента может стать полезным инструментом в руках руководства предприятия.
Характерными недостатками обеспечения качества продукции на предприятии ОАО "ТВЗ" являются:
-недостаточная информация о качестве объектов в эксплуатации;
- слабая взаимосвязь между качеством изготовления продукции и стимулированием его повышения;
-недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции; осуществление не связанных между собой разрозненных мероприятий по
-слабая аналитическая работа по выявлению причин брака, поиску резервов повышения качества изготовления продукции, изучению динамики показателей качества труда и продукции;
- низкие профессиональные навыки персонала.
В современном мире курсы повышения квалификации очень актуальны. Они обуславливают укрепление профессиональной мотивации и подготовки. Пройдя курс обучения, сотрудник повышает не только свой уровень знаний, а и свою ценность как достойный кадр, который не засиделся на месте и может взглянуть на ту или иную проблему нестандартно, а значит быстрее и качественнее выполнит поставленные задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Качество продукции – это все свойства, которыми должны удовлетворять потребителя. Любому товару, вещи, продукции свойственны характеристики, соответствующие определенным нормам и правилам. К таким можно отнести Госты, технические условия, стандарт качества и другие. Качеством продукции может формироваться при начальных этапах, начинается с качества поставляемого сырья, в ходе научного разработок, на стадии проектированию, в самом процессе изготовлением, транспортировке и хранении. За соблюдением качеством продукции, соответственно стандартам, следят специальные службы, которым обязаны быть на предприятия
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Абильмажинова Д.Ж. Стиль руководства как фактор его эффективности // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2019. – № 10-1. – С. 3-6.
2) Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю. Сравнение стилей руководства // Молодой ученый. – 2020. – № 11. – С. 590-593.
3) Басовский, Л. Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ Инфра-М, 2019. — 253 с.
4) Базарбаев А.С. Стиль руководства и его влияние на поведение работников организации // Сб. ст.: Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. – М.: МАКС Пресс, 2019. – С. 53-59.
5) Балашов А.П. Основы теории управления. – М.: Инфра-М, 2021. – 288 с.
6) Бженикова З.М. К вопросу о классификации стилей руководства // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2021. – № 3-3. – С. 19-20.
7) Волкова В.М., Ананишнев В.М., Ананишнев В.М. Стили руководства // Сб. ст.: Актуальные проблемы социологии. Сборник работ аспирантов и студентов ИПССО МГПУ. – М.: Перо, 2020. – С. 81-87.
8) Глотова, Т.И., Глотов, Г.В. Обеспечение качества продукции – основа конкуренции на рынке товаров / Экономика и эффективность организации производства. 2019. № 22. С. 75-76.
9) Дудник Т.А., Руденко К.А. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 4. – С. 245-248.
10) Камалова, Т.А. Качество и безопасность товаров и услуг / Апробация. 2019. № 7. С. 59-61.
11) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 527 с.
12) Никитин А.А. Экономическая психология: учеб. -метод. пособие для студ. спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / А.А. Никитин; Перм. гос.ун-т. – Пермь, 2021. – 130с.
13) Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2019. – 144 с.
14) Рожков, Н. Н. Статистические методы контроля и управления качеством продукции: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Н. Рожков. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 154 с.
15) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А.Семиглазов .-Томск: ЦПП ТУСУР, 2020. -172 с.