Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Долгое время раскраска была лишь элементом детского творчества и способом развития мелкой моторики ребенка. В процессе развития появились раскраски для взрослых, которые в настоящее время рассматриваются как элементы арт-терапии.
Арт-терапевтические практики являются действенным инструментом для устранения эффектов, негативно влияющих на психологическое состояние человека. Одним из наиболее доступных и эффективных приемов ликвидации стрессовых и постстрессовых состояний является методика арт-терапевтического раскрашивания.
В психотерапии эта техника стала активно применяться с начала ХХ века. В настоящее время арт-терапевтическое раскрашивание переживает новый виток популярности. Оно находит активное применение не только в детских практиках. Не менее востребованы раскраски для взрослых в арт-терапии.
Когда человек полностью сосредотачивается на изображении, которое необходимо раскрасить, он погружается в особое медитативное состояние. Благодаря повторяющимся движениям, концентрации внимания на цветах, задействованию логики и прочим процессам активизируются различные зоны в обоих полушариях головного мозга. При этом существенно понижается активность миндалевидного тела – области, которая ответственна за управлениями нашими эмоциями.
Погружаясь в состояние медитативного раскрашивания, человек уменьшает чувство тревожности, отвлекается от переживаний, активизирует творческое начало. Все это способствует выработке антистрессовых эффектов. Снижение уровня нервного напряжения также достигается за счет того, что в процессе раскрашивания активизируется мелкая моторика. Эффект от арт-терапевтических раскрасок весьма реален: благодаря им проходят головные боли, уменьшается ощущение напряжения, возникает чувство уверенности в своих возможностях и достигается гармонизация внутреннего психологического состояния.
Актуальность курсового исследования вызвана необходимостью углубить свои знания по выбранной теме и возможностью применения полученных данных в профессиональной деятельности.
Цель курсовой работы – исследование способов и этапов создания раскраски.
Задачи курсовой работы:
1) Изучить учебную и специальную литературу, интернет источники по выбранной теме.
2) Рассмотреть виды изданий для раскрашивания
3) Проанализировать этапы работы и разработку (техника и приемы).
4) Обобщить найденную информацию.
ГЛАВА 1. КНИГА ДЛЯ РАСКРАШИВАНИЯ КАК ТИП ИЗДАНИЯ
1.1 История возникновения изданий для раскрашивания
Раскраски в современном обществе являются одним из неотъемлемых атрибутов детства. Многие родители не видят воспитания своих детей без раскрасок, они развивают моторику, логическое мышление и помогают малышу понять мир. Но никто из взрослых не задумывался о том, откуда пошли раскраски.
Корни раскрасок берут свое начало от концепции «демократизации искусств». Данная идея берет начало от серии лекций британского художника Джошуа Рейнолдса и научными трудами швейцарского педагога Песталоцци и его учеником Фрёбель. Впервые, раскраски для детей появились в 1879 года в США под названием The Little Folks’ Painting Book, что дословно переводится как «Книга рисования для маленьких людей» от компании McLoughlin Brothers. К счастью, имя автора история сохранила, это был человек по имени Кейт Гринвей.
Благодаря тому, что до нашего времени дошло несколько хорошо сохранившихся экземпляров, можно узнать, что из себя представляла первая раскраска в истории. Данная раскраска представляла собой большую красную книгу, которая содержала в себе не только сами раскраски, но и детские стишки и маленькие поучительные истории. Все это произвело фурор в области воспитания детей. Продолжение данной раскраски и новые книжки для «детского рисования» продолжали издавать до 1920-х годов, когда компании McLoughlin Brothers стали частью Milton Bradley Company [15].
Другим пионером в жанре был Ричард Оутклен . Им была создана первая раскраска-комикс которая получила название «Книга рисования Бастера» и была издана в 1907 году. В ней рассказывалось о приключениях и характере Бастера Брауна. Сам персонаж появился на свет в 1902 году и раскраски о его похождениях выпускала Stokes Company. Это дало начало тенденции к использованию раскрасок для рекламы широкого спектра продуктов, включая кофе и роялей. До 1930-х годов книги не были разработаны с целью, чтобы быть окрашенными вместо цветных.
Даже когда мелки вошли в широкое употребление в 1930 году, книги были еще разработаны таким образом, чтобы они могли быть окрашены или раскрашены. В дальнейшем, большую популярность получили раскраски компании Saalfield, популярность которой завоевала серия раскрасок под названием «Усы Билли», а затем в 1931 году вышли первые раскраски с Микки Маусом. Благодаря успеху данного персонажа, в конце 30 годов 20 века, в СССР были завезены первые раскраски.
Начало 1960 годов считается расцветом раскрасок. В них появляются все новые и новые персонажи на любой вкус и цвет. В конце 1970 годов несколько крупных изданий практически одновременно создали «образовательные раскраски» для изучения предметов высшей школы, к примеру анатомии и физиологии, где при помощи раскрашивания изучается внутреннее строение человека и его органов. Например, существует раскраска под названием «Анатомическая книга раскрасок» и последующие книжные серии от Винна Капита и Лоуренса от издательства HarperCollins в начале 1990 годов и от издательства Benjamin Cummings в 2000-е годы [10].
Отдельно следует остановится на истории развития раскрасок по номерам. Первые наборы для этого вида творчества начал производить в Америке Макс Кляйн, владевший компанией Palmer Paint Co совместно с художником Дэном Роббинсоном. В них авторы идеи объединили детские раскраски и принципы обучения живописи по контурам, которыми пользовался еще Леонардо да Винчи.
Соавторы искали способ, благодаря которому практически любой человек смог бы написать полноценную картину без специальных художественных навыков и знаний, что позволило бы создать новый формат хобби и повысить спрос на продукцию Palmer Paint Co. После нескольких месяцев проб и ошибок Дэн Роббинс объединил идею раскрасок для детей и принципы обучения живописи Леонардо Да Винчи, который разрисовывал холсты контурами и нумеровал, после чего его ученики заполняли контуры соответствующим цветом.
Первым прототипом картин по номерам была «Абстракция № 1», выполненная Дэном темперой на картоне. Макса Клейна картина не впечатлила и он попросил Дэна разработать более привычные для среднего американца образцы картин. Спустя некоторое время Дэн Роббинс создал первые шесть образцов картин, которые были объединены в серию «Craft Master», впоследствии были дополнены еще тридцатью образцами.
Первые продажи наборов не были впечатляющими, сделать живопись по номерам готовым массовым продуктом оказалось не так просто. Самый известный маркетинговый ход компании для увеличения роста продаж был гигантский билборд чистой заготовкой картины, которая ежедневно закрашивалась по отдельным сегментам. Спустя некоторое время живопись по номерам приобрела невероятную популярность в Америке, постепенно завоевывая рынок Европы, в 2000-е годы подхватила Азия, а сейчас и Россия открыла для себя новое увлечение. За первые несколько лет Palmer Paint Co. продала более 12 миллионов комплектов для творчества.
По мнению Роббинсона, картины по номерам должны быть до той меры сложными, чтобы обычный человек смог увидеть в готовой раскраске произведение искусства.
Профессиональные художники и искусствоведы скептически отнеслись к изобретению, однако оно позволило сделать первые шаги в рисовании тем, кто никогда не брал кисть в руки или боялся заниматься этим.
В 1950-х появилось целое поколение художников, которые разрабатывали схемы. В 1962 году эпатажный Энди Уорхол пишет картину по номерам Do It Yourself. В 1954 это хобби стало настолько популярным, что наборы для него распространялись даже среди американской правительственной верхушки. Позже в Белом доме была организована выставка работ политиков [17].
С 1970-х ажиотаж вокруг данного хобби в Америке утихает, но продолжается в Европе, в частности, его продвижением занимается немецкая компания Schipper Art & Crafts GmbH. В 80-90-х наборы появляются в КНР, а в 2000-х они приходят и в СНГ.
Энтузиасты и коллекционеры, начиная с 1980-х гг., скупали картины, нарисованные по контурам, а в 2008 году в Массачусетсе открылся первый и единственный в мире Музей живописи по номерам, собрание которого состоит более чем из 6 000 образцов [14].
В 1980 годах энтузиасты называвшие себя «PBN collectors» (коллекционеры «Картин по Номерам»), искали, скупали когда-то популярные картины 50-х годов и устраивали выставки в разных городах Америки. Эти картины выступали уже не просто в качестве увлечения былой эпохи, а как социальный символ, как артефакты в новом направлении искусства. Дэн Роббинсон написал книгу в ироничном и юмористическом стиле под названием «Whatever Happened To Paint By Numbers?» (Что случилось с рисованием по номерам?), в которой он описал жизнь до и после создания этого направления [17].
Так, первые картины для раскрашивания, созданные Дэном Роббинсом стали иконой и символом для целого жанра художественного творчества, которое и в наше время продолжает увлекать все новых и новых любителей.
В настоящее время раскрашивание по номерам существенно потеснило такие виды рукоделия, как вышивание крестиком, вязание, бисероплетение и т. д. Ежегодно крупные партии наборов для цифровой живописи стоимостью в сотни миллионов долларов экспортируются в различные страны мира. Помимо увеличения ассортимента и числа производителей, наблюдаются изменения в технологическом процессе. Сегодня крупными поставщиками товаров для этого хобби являются Америка, Англия, Германия и Китай.
Таким образом, раскраски, как и любая часть искусства, развивается, получает что-то новое и свойственное только своей эпохе и новым задачам, для которых они используются.