Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Суть профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической и социально-экономической ситуации. Основы успешного профессионального самоопределения закладываются с раннего детства, когда начинают формироваться психологические качества ребенка, влияющие на эффективность его будущего профессионального и жизненного выбора.
Однако основным периодом профессионального самоопределения считается старший школьный возраст, основной целью которого является постепенное формирование внутренней готовности старшеклассника к сознательному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития. профессиональный, жизненный, личный), готовность считать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
В настоящее время гендерные особенности старшеклассников практически не учитываются, несмотря на то, что это явление оказывает существенное влияние на формирование внутренней готовности к осознанному построению, приспособлению и реализации и не зависит от профессиональных, личностных и жизненных позиций. самоопределение выпускников.
Процесс профессионального самоопределения протекает более эффективно при учете многовариантного влияния биологических и социальных половых факторов, психолого-педагогических аспектов процессов гендерной социализации старшеклассников.
Мир профессий очень большой. Он включает в себя тысячи разных интересных специальностей. В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника привлекают десятки профессий. Кто они такие? Разные виды труда требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, является одним из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Профессиональное самоопределение рассматривали Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха; С.А. Боровикова, Г.С. Никифоров, М.Р. Гинзбург, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.
Одной из центральных в гендерных исследованиях является тема гендерных отношений в сфере труда. К числу российских авторов этих исследований относятся М.Е.Баскакова, С.И.Голод, Е.В.Груздева, И.Е.Калабихина, М.М.Малышева, О.Мурачева, Л.Прокофьева, Л.Е.Ржаницына, Н.М.Римашевская, И.Н.Тартаковская, П.Фести, А.Г.Харчев, З.А.Хоткина, Э.С.Чертихина, З.Янкова и др.
Основой исследования стали концепции о проектировании жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе (С.Г. Броневщук, Н.С. Пряжников, Л.Ф. Шустова, С.Н. Чистякова, Е. Ярская-Смирнова)
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить гендерные особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Объект исследования: профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Предмет исследования: гендерные особенности профессионального самоопределения юношев.
В ходе предварительного изучения проблемы и обобщения данных предыдущих исследований была сформулирована следующая гипотеза:
мы предположили, что существуют гендерные различия в профессиональном определении юношей и девушек.
Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
2. Гендерный подход при профессиональном самоопределении в юношеском возрасте
3. Подобрать методы исследования особенностей профессиональной ориентации девушек и юношей.
4. Исследовать гендерные особенности предпочтений при выборе типа профессиональной деятельности.
5. Выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.
В работе были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы:
• Диагностика профессиональной направленности личности «Дифференциально-диагностический опросник» – ДДО – автор Климов Е.А.;
3. Методы математической статистики:
φ* - угловое преобразование Фишера.
База исследования: МБОУ "Лицей № 96".
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Сущность профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Готовность к сознательному выбору собственной жизненной позиции, личностное самоопределение личности стало особенно актуальной для современной общественной ситуации, поскольку ускоренные процессы трансформации способствуют молодежи в реализации значительного количества идеологических, социальных, профессиональных возможностей.
Ранняя юность является сензитивным периодом формирования самосознания, центрального психического процесса переходного возраста. Социальная ситуация развития личности в этот период есть уникальной. С одной стороны, старшеклассника еще продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового возраста.
С другой - перед ним уже встают задачи самоосознания, жизненного самоопределения В.Ф.Сафин характеризует разницу между ними так: подросток ориентирован прежде всего на поиск ответа, какой он среди других, насколько он похож на них, а старший подросток – как он выглядит в глазах окружающих, насколько отличается от других, насколько близок к своему идеалу [6, 74].
В.В Алексеев подчеркивает, что подросток - это "фигура других", тогда как юноша - "фигура себя"
Развитие когнитивной (абстрактно-понятийной) и эмоционально- волевой (произвольность, иерархизированность, интеллектуализированность, опосредованность) сфер, повышенная сензитивность к усвоению социокультурных ценностей и норм, становление индивидуально оценочно-отношенной структуры, в частности мировоззрения, осознана необходимость выбрать профессию или род занятия способствуют успешному протекания процессов развития личностной сферы.
Такое сочетание обуславливает коренные изменения в содержании и соотношении основных структурных компонентов направленности и отношений личности,
Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи определяет специфику других личностных особенностей старшеклассников. Рост самосознания и интереса к личного ,Я" у старших подростков обуславливает изменения в его характере. В рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникина, Г. И. К новой моделе профессионального самоопределения старшеклассника / Г. И. Аникина. – М..: Педагогические науки, 2011. – 201 c.
2. Аркадьев, А. А. Тесты по профориентации для учащихся / А. А. Аркадьев. – Ростов н/Д. : Современная школа, 2010. – 90 c.
3. Бедов, А. Н. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности / А. Н. Бедов. – СПб. : Народное образование, 2019. – 202 c.
4. Бобровская, Л. Н. Образовательный курс профориентационной направленности / Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина. – СПб. : Современная школа, 2010. – 111 c.
5. Волков, В. С. Психология юности и молодости / В. С. Волков. – М. : Учебное пособие, 2016. – 221 c.
6. Волков, Т. Г. Психология самосознания / Т. Г. Волков. – М. : Электронный курм, 2013. – 296 c.
7. Володина, Ю. Н. Профессиональная подготовка как средство профессионального самоопределения юношей / Ю. Н. Володина. – СПб. : Социальная педагогика, 2018. – 65-70 c.
8. Гамезо, М. В. Возврастная психология от молодости до старости / М. В. Гамезо. – М. : Ноосфера, 2018. – 272 c.
9. Григорьева, М. Р. Подросток в мире профессий / М. Р. Григорьева. – М. : ВЛАДОС, 2019. – 325 c.
10. Губина, М. Н. Найти своё место в жизни / М. Н. Губина. – М. : Учитель, 2019. – 57-59 c.
11. Ильясов, М. В. Профориентация в свете новых ценностей образования / М. В. Ильясов. – СПб. : Социальная политика социальное партнерство, 2013. – 73-76 c.
12. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2019. – 509 c.
13. Клычкова, А. И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения / А. И. Клычкова. – М. : Вестник Университета Российской академии образования, 2012. – 41-43 c.
14. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб. : Речь, 2013. – 317 c.
15. Лернер, П. С. Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы / П. С. Лернер. – М. : Народное образование, 2017. – 167-1 c.
16. Липкина, А. И. Психология самооценки школьника / А. И. Липкина. – М. : Речь, 2015. – 35 c.
17. Маркова, А. К. Профессиональная ориентация старшеклассников
/ А. К. Маркова. – М. : Речь, 2011. – 33-35 c.
18. Новикова, С. В. Пора самоопределение или психолого- педагогическое поддержка профессионального обучения / С. В. Новикова. – М. : Просвещение, 2010. – 51 c.
19. Орсаг, Ю. И. Профессиональное самоопределение и трудоустройство детей, нуждающихся в поддержке государства: региональная модель / Ю. И. Орсаг. – СПб. : Социальная педагогика, 2010. – 29 c.
20. Пацека, И. А. Внутришкольное управление как фактор профессионального становления педагогов / И. А. Пацека. – М. : Образование и общество, 2010. – 134 c.
21. Пряжников, Л. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Л. С. Пряжников. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2013. – 88 c.
22. Пряжников, Л. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Л. С. Пряжников. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2016. – 256 c.
23. Пряжников, Л. С. Профессиональное самоопределение / Л. С. Пряжников. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2010. – 129 c.
24. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Мир, 2010. – 129 c.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2019. – 313 c.
26. Сафин, Е. В. Устойчивость самооценки и механизмы её сохранения / Е. В. Сафин. – М. : Вопросы психологии, 2019. – 72 c.
27. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психилогии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : ООО Речь, 2016. – 350 c.
28. Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. – М. : Эксмо, 2010. – 70 c.
29. Степанов, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Степанов. – Минск : Недра, 2019. – 54 c.
30. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – СПб. : Питер, 2017. – 88 c.
31. Тыртышная, М. А. Как стать личностью: технология поддержки социального становления школьника / М. А. Тыртышная. – Мосвка : Речь, 2010. – 115 c.
32. Фадеева, Е. И. От выбора профессии к успеху в жизни / Е. И. Фадеева. – М. : Мир, 2011. – 321 c.