Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из неотъемлемых видов государственного контроля является финансовый контроль. Он осуществляется на всех, без исключения, стадиях финансовой деятельности. Такими стадиями являются: процесс образования, распределения или же распределения, и использования фондов денежных средств.
Финансовый контроль, со стороны государства, в лице его органов, направлен на проверку соблюдения, и недопущения нарушения финансового законодательства, а также целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти.
В зависимости от политической и экономической конъюнктуры государственный финансовый контроль при необходимости становился либо основным инструментом в руках правителей, либо терялся среди более насущных дел, чему история становления и реформирования финансовой системы России знает много ярких подтверждений. Так, со вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ, внесшего столь ожидаемые изменения в главу 26 Бюджетного кодекса «Основы государственного (муниципального) финансового контроля», система государственного финансового контроля получила свое официальное закрепление. Внесенные изменения позволили разграничить компетенцию сформированных и давно действующих контрольных органов государственного финансового контроля и создать единый механизм, обеспечивающий реализацию контрольной функции в системе управления государством.
Федеральный закон № 252-ФЗ затронул важный аспект обеспечения соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения: наделил главных распорядителей (распорядителей) и главных администраторов (администраторов) бюджетных средств полномочиями по осуществлению ведомственного контроля (аудита) в части внутреннего финансового контроля (аудита). Выстраивание эффективно действующего механизма внутреннего финансового контроля (аудита) имеет огромное значение для любой финансовой системы. Один из международных постулатов аудита утверждает, что функционирование внутреннего контроля (аудита) в значительной мере снижает риск возникновения неблагоприятных для организации ситуаций. И с этим невозможно не согласиться. Система внутреннего финансового контроля (аудита) способствует устойчивому росту качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, государственного (муниципального) учреждения. Именно поэтому в большинстве развитых стран эффективность использования бюджетных средств находится в прямой зависимости от состояния внутреннего финансового контроля (аудита) внутри организации.
Нельзя не отметить тот факт, что в Российской Федерации уже довольно продолжительный период времени компетентными органами проводится анализ практики осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля (аудита). В соответствии с положениями статьи 157 Бюджетного кодекса указанные полномочия входят в компетенцию Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Результаты анализа, проведенного в 2014 году, показывают, что на сегодняшний день для 74% главных администраторов средств федерального бюджета краеугольным вопросом является разработка нормативных правовых актов, регулирующих порядок осуществления внутреннего финансового контроля (аудита), что подчеркивает актуальность рассматриваемого направления деятельности.
Финансовый контроль является объектом исследования в настоящей работе. Предмет исследования – правовые и экономические отношения, связанные с осуществлением финансового контроля.
Цель исследования – определение значения финансового контроля и возможностей его развития в Российской Федерации. Данной цели соответствуют исследовательские задачи:
1. Определение сущности финансового контроля.
2. Анализ нормативно-правовой базы финансового контроля в Российской Федерации.
3. Характеристика структуры органов финансового контроля.
4. Анализ форм и методов финансового контроля.
5. Выявление особенностей финансового контроля в современных условиях.
6. Выявление направлений развития финансового контроля
Глава 1. Теоретические аспекты современных тенденций развития государственного финансового контроля в РФ
1.1 Основные направления развития ГФК
Финансовый контроль является компонентом финансовой деятельности государства, так как финансы выполняют не только распределительную функцию, но и контрольную.
Однако финансовый контроль получил развитие как самостоятельное направление.
Контроль как функция характерен не только государственному управлению, но также и управлению экономическими объектами. В современных условиях контрольные полномочия выполняются именно на уровне управления хозяйствующих субъектов, а органы государственного управления выполняют надзорные полномочия. Отличительная черта контроля и надзора состоит в том, что надзор проводится в отношении объектов, которые не подчинены уполномоченным органам и направлены только на обнаружение нарушений законодательства, не вмешиваясь в деятельность объекта
Цель государственного финансового контроля состоит в обеспечении соблюдения бюджетного законодательства и других актов, регламентирующих бюджетные правоотношения.
В задачи финансового контроля входит:
1. Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
4. Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
5. Повышение эффективности финансовой политики государства.
Выполняя данные задачи, финансовая дисциплина будет неуклонно укрепляться.
Соблюдение законодательства, предписаний, требований как организациями, гражданами, так и органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц.
Таким образом, становясь ключевым фактором в обеспечении законности. Обеспечение полноты и своевременности формирования доходов, обоснование расходов является эффективностью финансового контроля и обязательным условием проведения социально-экономической политики.
Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Каждый из этих элементов реализует финансовую политику государства и тем самым создают условия для финансовой стабилизации.
К основным функциям финансового контроля относятся: проверка правильности образования государственных средств, их сохранность и целевое использование, контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов, обеспечение обоснованности и правомерности действий кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц; контроль государственного внутреннего и внешнего долга.
Основы финансового контроля закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик, находящихся в составе федерации, в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.
Финансовый контроль в качестве направления финансовой политики выступает не только как функция управления, но также и как стадия управленческих действий государства, форма обратной связи и способ функционирования правопорядка.
Система государственного финансового контроля состоит из основных и вспомогательных элементов. К основным элементам государственного финансового контроля относятся: субъект, объект, предмет, формы и методы. Вспомогательные элементы - принципы, оснащение методическими, информационными, и правовыми ресурсами, механизм, ответственность участников финансового контроля.
Инфраструктура финансового контроля сложный элемент, в который входит техническое, кадровое финансовое, информационное обеспечение и другие.
Субъекты государственного финансового контроля - это государственные органы и другие негосударственные организации, наделенные полномочиями соблюдения финансового законодательства.
Предмет финансового контроля включает налоговые декларации, сметы, финансовую отчетность, кассовые операции и т.д.
Финансовый контроль как элемент государственного управления содействует в обеспечении составления и исполнения бюджетов всех уровней, соблюдения законодательства и отчетности, целевого использования бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации межбюджетных отношений, экономии бюджетных средств, обосновании в распределении фондов финансовой поддержки регионов, пресечении правонарушений, улучшении финансовой дисциплины.
В условиях рыночной экономики усложняется финансовая деятельность и вместе с ним усложнение финансового контроля. Процесс усложнения связан с тем, что больше не направлен только на деятельность государственных и муниципальных органов, но и негосударственных коммерческих организаций, физических и юридических лиц. В связи с этим значимость и ответственность становится выше, а цель поддержания законности глобальнее. В условиях глобализации, а в данный момент и кризиса, финансовый контроль должен ускорять социально-экономическое развитие, пресекать факты коррупции и хищений бюджетных средств.
Эффективное управление является неотъемлемой частью обеспечения финансовой устойчивости, которое сопровождается эффективным использованием ресурсов и предполагает систему внутреннего контроля. А именно система наблюдения и проверок.
Контроль обладает определяющими чертами. Во-первых, у контроля есть свой специфичный предмет - это функционирование организаций в соответствии с законодательством. Во-вторых, контроль осуществляется своими собственными методами.
В-третьих, контроль имеет возможность превентивного воздействия на объект. Это связано с тем, что главной целью контроля является не выявление нарушений, а их предотвращение.
Именно законодательство и нормы влияют на функционирование организаций и, следовательно, на финансовую устойчивость.
Контроль базируется на определенных принципах. Среди них можно выделить:
принцип системной упорядоченности организации контроля, сложность процесса предполагает адекватную ему сложность организации контроля; принцип приближения контроля к объекту;
принцип иерархичности контроля, система контроля должна быть многоуровневой, как и субъекты контроля;
принцип взаимодействия с другими функциями, т.е. контроль должен создавать возможности для предотвращения нарушений всеми способами; принцип целесообразного взаимодействия элементов функции контроля;
принцип преемственности контроля во времени, контроль носит циклический характер посредством использования результатов предварительного контроля в последующем.
Внутренний финансовый контроль является обязательным с точки зрения законодательства, поэтому расходная деятельность организаций - одно из перспективных направлений мониторинга. Благодаря финансовому контролю мы можем оценить эффективность и результативность деятельности субъекта, достоверность бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства. Также преимуществом и одновременно принципом внутреннего финансового контроля является его непрерывность, по причине проведения не отдельных процедур, а комплекса мероприятий, составляющих непрерывный процесс. Комплекс мероприятий состоит в проверке соблюдения норм законодательства, бухгалтерской отчетности, выявление нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств. Эффективность мероприятий не всегда однозначна, т.к. зависит от множества факторов, не зависящих от субъектов контроля. Такими факторами могут быть: изменение законодательства, нестабильность экономической, политической, социальной ситуации.
Также нельзя исключать возможность некомпетентного руководства и персонала, коррупционных фактов и превышения должностных полномочий.
Контроль выступает своеобразным средством обратной связи между объектом управления и всей системой управления, в общем. Финансовый контроль дает информацию и позволяет оценивать деятельность объектов, а также принимаемые ими решения.
В финансово-правовой теории возможно разделение финансового контроля на различные формы: предварительный, текущий и последующий контроли. Однако, следует заметить тот факт, что некоторые ученые не