Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Вооруженные силы нашего государства обеспечивают безопасность страны от внешних угроз, охраняют целостность и неприкосновенности территории а так же заботятся о населении. Участие в военных конфликтах в миротворческих целях является основным предназначением вооруженных сил, но войска России выполняют и другие задачи, так для ликвидации катастрофа на Чернобыльской АЭС были привлечены Вооруженные силы Киевского военного округа, Вооруженные силы Белорусского военного округа и Вооруженные силы Прикарпатского военного округа. Благодаря слаженной работе военнослужащих, ликвидаторов чернобыльской катастрофы получилось минимизировать вредные последствия и спасти население, порой за счет собственной жизни и здоровья. Государством были приняты меры, направленные на организацию социальной поддержки лиц, принявшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Исследование указанных мер обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения в области социальной защиты лиц, военнослужащих, принимающих участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Предметом исследования являются меры социальной поддержки военнослужащим подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС.
. Характеристика социальной защиты лиц, военнослужащих
1.1 Понятие социальной защиты военнослужащих
В широком смысле социальная защита включает в себя социально-экономическую, правовую и духовную составляющие . Например, В. А. Титов отмечает: «Социальная защита — это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, обеспечивающих условия и средства существования двух основных социальных групп:
- трудоспособных граждан - за счет личного трудового вклада, хозяйственной самостоятельности и предпринимательства;
- социально незащищенные слои населения - за счет государства, но не ниже прожиточного минимума, установленного законодательством.
В узком смысле социальная защита определяется как «система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, реализуемых государством, благодаря которым для членов общества создаются равные условия, предотвращающие неблагоприятное воздействие внешней (социальной, природной, техногенной) среды на человека и обеспечить социально приемлемое качество жизни» .
Универсальное определение социальной защиты дает П.Д. Павленком: «Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов власти всех уровней, иных учреждений, а также систему социальных услуг, призванных обеспечить определенный уровень социальная защита, способствующая достижению социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития» .
А.В. Квашнин и А.В. Коровников уточняет эти определения применительно к сфере социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Социальная защита военнослужащих представляет собой деятельность компетентных органов, военной администрации и органов местного самоуправления по созданию и приведению в действие правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав, свобод и обязанностей, а также компенсаций и льгот, вытекающих из особенности военной службы. Также определяется правовая защита военнослужащих, что полностью совпадает с прежней трактовкой понятия «социальная защита». При этом ученый приходит к выводу, что понятия «социальная защита» и «правовая защита» отражают явления многоаспектные, многосторонние, а потому их определения могут иметь разные оттенки и смыслы в зависимости от контекста и угла зрения, с которого явления социальной и правовой защиты. Они отличаются друг от друга только предметом регулирования и показателями безопасности.
Социальная защита военнослужащих и членов их семей включает в себя несколько компонентов: правовую, социально-экономическую, социально-психологическую и медико-социальную, т.е. правовая защита является частью социальной защиты. Таким образом, социальную защиту исследуемой социальной группы можно определить как деятельность органов законодательной и исполнительной власти, военной администрации и местного самоуправления по обеспечению социальной защиты военнослужащих, а также их социальной защиты и страхования.
Практически все социологи рассматривают социальную защиту как социальный институт, возникший в результате необходимости удовлетворения коренных, глубинных потребностей развития государства и общества.
Анализ социальных гарантий военнослужащим подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС
2.1. Правовое регулирование социальных гарантий военнослужащим подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС
26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС на территории бывшего СССР произошла серьезная авария, в ходе которой при ликвидации ее последствий облучению подверглись тысячи людей. Данные о количестве раненых и погибших сильно разнятся. Количество людей, привлеченных к дезактивации загрязненного пространства вокруг разрушенного реактора и прилегающей территории в период с 1986 по 1987 год, колеблется от 200 до 800 тысяч человек . Так, по оценкам экспертов ООН, в категорию ликвидаторов попадают более 227 тыс. человек . Всемирная ассоциация здравоохранения называет еще более высокие цифры, указывая, что за указанный период к ликвидации были привлечены более 350 тысяч ликвидаторов аварии и ее последствий из числа работников АЭС, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, противопожарных служб. сдерживание распространения радиоактивных осадков и их очистку. . При этом высшие дозы облучения получили около 240 тысяч ликвидаторов аварии . Законодательная реформа в этом направлении продолжается и сегодня. Например, по официальным данным МЧС России, только в 2015 году удостоверения «ликвидаторов» получили более 18,5 тыс. человек, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в составе студенческих отрядов, что стало возможным после принятия Федерального закона от 08.03.2015 № 53-Ф3 «О внесении изменений в постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об утверждении Перечня работ, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, произошедшей в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в Зоне отчуждения Российской Федерации».
По приблизительным подсчетам специалистов, в период с 1986 по 1987 год от радиационного облучения погибло более 200 тысяч ликвидаторов аварии, которые занимались восстановительными работами на Чернобыльской АЭС; около 116 тыс. жителей, покинувших территорию; около 270 тысяч жителей, которые продолжали жить на зараженной радиацией территории. По оценкам специалистов, всего после Чернобыльской катастрофы от радиационного облучения погибло около 600 тысяч человек.
По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), общее число людей, получивших высокие дозы радиации, достигает более 600 тысяч человек. Исследователи МАГАТЭ указывают, что общее количество эвакуированных с зараженной территории составило более 350 тыс. человек, из них более 96 тыс. человек вывезено с территории Украины и более 135 тыс. человек с территории Беларуси . В результате аварии у лиц, подвергшихся облучению, возникло значительное количество различных тяжелых заболеваний.
К сожалению, это не единственная подобная трагедия. Трагедии меньшего масштаба были и до (например, в 1957 г. авария на ПО «Маяк»), и после (например, ядерные испытания на Семипалатинском полигоне в период с 1996 по 2012 г.), в результате радиации подверглись тысячи людей, в результате чего был нанесен вред не только их здоровью, но и жизни. Оценивая масштабы трагедий, тяжесть последствий, с 1991 года законодатель принимает ряд нормативных правовых актов, направленных на упорядочение отношений в изучаемой сфере, в том числе установление мер социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, включая:
- Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате Чернобыльской катастрофы» (далее - Закон № 1244-1) ;
- Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся облучению в результате аварии 1957 г. на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча» ;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся облучению в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и др.
Следует отметить, что в перечень нормативных правовых актов в данной сфере входит также значительное количество подзаконных актов, Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г. N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" , причем в настоящее время повышение эффективности контроля в области обращения с радиоактивными, химически и биологически опасными отходами названо в Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года как одно из приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности.
Обратим внимание на перечисленные выше редакции правовых актов и признаем, что все они неоднократно подвергались серьезным изменениям и дополнениям в части:
- уточнение состава зоны радиоактивного загрязнения, зоны отчуждения, зоны отселения, жилой зоны с правом выселения;
- определение экологической реабилитации территории России, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
- уточнение перечня категорий граждан, подвергшихся облучению;
- изменение, дополнение и прекращение применения отдельных мер социальной поддержки для лиц, перенесших (перенесших) лучевую болезнь, другие заболевания, а также получивших инвалидность в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и т.п.
Комплекс мер социальной поддержки, гарантируемых и предоставляемых государством, зависит от того, к какой категории граждан относится лицо, подвергшееся радиационному облучению. В частности, лица, перенесшие (перенесшие) лучевую болезнь, другие заболевания, а также лица, ставшие инвалидами в результате Чернобыльской катастрофы, имеют право на единовременное улучшение жилищных условий в размере и порядке определяется Правительством Российской Федерации; имеют право на получение: а) компенсации стоимости жилья и коммунальных услуг; право на получение доплаты в размере прежней заработной платы в случаях перевода по медицинским показаниям на низкооплачиваемую работу; б) дополнительный оплачиваемый отпуск (продолжительностью 14 календарных дней); в) пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка, которое учитывается при исчислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации независимо от продолжительность страхового стажа; г) ежемесячная денежная компенсация, выплачиваемая в качестве возмещения вреда, причиненного здоровью в результате радиационного облучения или при выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, - размер компенсации устанавливается отдельно по каждой группе инвалидности (инвалиды I группы - выплачивается 5 тыс. руб., II группа - 2,5 тыс. руб., III группа - 1 тыс. руб.) и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации от 15.051991. № 1244-1 (ред. 06.12.2012) «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате Чернобыльской катастрофы» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991.N 21. Ст. 699
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. 06.12.2012) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся облучению в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» //Собрании законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 128
3. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 04.08.2022) «О ветеранах» //Собрании законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 168
4. Федеральный закон от 26.11.1998. № 175-ФЗ(ред. 06.12.2012) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся облучению в результате аварии 1957 г. на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча» // Собрание законодательства РФ. 1998 . N 48. Ст. 5850.
5. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О статусе военнослужащих» // Собрании законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
6. Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 г. N 24 «О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» // Собрание законодательства РФ. 2022. N 5. Ст. 759.
7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 54-П «По делу о проверке конституционности пункта 9 части первой статьи 27 1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в связи с жалобой гражданки А.Н. Меджидовой» // Собрание законодательства РФ. .2022. N 1 (часть IV). Ст. 436.
8. Кадрматов Р. Эксперты по-прежнему не могут назвать точное количество пострадавшихот взрыва реактора на ЧАЭС. URL: https://lenta.ru/
9. Квашнин А.В. Актуальные методологические особенности построения действенной концепции социальной зашиты военнослужащих /А.В. Квашин // Человек в системе социальных отношении: сб. на-учн. ст. – 2016. Вып.2. С. 55-60
10. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: становление, развитие, правовое регулирование. /А.В. Коровников. Москва. Диамант СВ, 2015 . - 254 c.
11. Максименко А.В. Новопавловская Е.В. Конституционный суд Российской Федерации на защите прав граждан, подвергшихся радиационному воздействию //Юристъ – Правоведъ. 2018. № 3 . С. 38-43
12. Медицинские последствия Чернобыльской аварии: обзор // Официальный сайт Всемирной ассоциации здравоохранения. URL.: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs303/ru/
13. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии. / П.Д. Павленок. - Москва : ИНФРА-М, 2017. – 253 с.
14. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. / П. Д. Павленок. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2018. – 561 с.
15. По последним данным на Чернобыльской АЭС погибли 4 тысячи человек // Россия сегодня. 2005. URL: https://inosmi.ru/wor1d/ 20050907/222060.htm1
16. Разов П.В. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы, как социальный институт/П.В. Разов // Армия и общество. – 2017. – № 3. – С. 1-7
17. Смирнов В.М. Некоторые вопросы социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей в Российской Федерации / В.М. Смирнов// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 6. С. 90-94
18. Титов В.А. Социальная защита военнослужащих ВВ МВД и сотрудников ОВД: вопросы теории и практики. / В.А. Титов. - Санкт Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2017 (Центр оператив. полиграфии). - 168 с.