Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пенсионное обеспечение ориентировано на компенсацию утраченного гражданам заработка, который они не могут больше получить по причине наступления нетрудоспособности. При этом в нашей стране вместе с пенсиями по старости, которые назначаются по достижению гражданином конкретного возраста и снижением у них трудоспособности, имеется еще и категория досрочных пенсий, которые назначаются гражданам с учетом их трудового стажа на работах с вредными и опасными условиями труда.
Истоки действующего регулирования системы досрочных пенсий отдельным категория были заложены в нашей стране еще в советский период. Данная системы претерпела немало изменений. Однако в настоящее время имеется ряд особенностей и проблемных моментов в назначении гражданам досрочной пенсии. В связи с эти рассмотрение темы «Досрочное назначение страховых пенсий по старости» является актуальным.
Глава 1.Страховые досрочные пенсии: понятие и основания назначения
1.1 Пенсия: сущность, понятие
Для раскрытия сущности досрочного пенсионного обеспечения следует определить само понятие «пенсия», так как в нашей стране организационное построение пенсионной системы непосредственно раскрывается через виды пенсий.
В переводе с латинского слово «pension» означает платеж. Базируясь на этом, большинство исследователей пенсию рассматривают в качестве регулярной (ежемесячной) выплаты в денежной форме, предоставляемой нетрудоспособным гражданам. Однако это не просто платеж, а платеж именно тому физическому лицу, который в силу определенных жизненных обстоятельств остался без всяких средств к существованию. Также следует подчеркнуть, что с одной стороны, пенсия представляет собой материальную основу для удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан, возникающих по мере потери ими трудоспособности. При этом с другой стороны, пенсию можно трактовать в качестве меры предыдущего трудового вклада нетрудоспособных граждан в общественное производство.
В научной литературе советского периода были сформулированы три ведущих подхода к определению понятия «пенсионное обеспечение». С позиции В.А. Ачаркана пенсионное обеспечение выступает формой перераспределения и распределения части национального дохода, регулируемая законом и с помощью которой осуществляется обеспечение предоставление пенсий нетрудоспособным гражданам страны [13, с. 17].
В свою очередь О.В. Локшина пенсионное обеспечение рассматривал в качестве особой системы экономических отношений, возникающих в процессе распределения финансовых ресурсов, которые предназначены для обеспечения тех лиц, которые достигли пенсионного возраста [19].
Исследователь Е.Г. Азарова считала, что пенсионное обеспечение можно понимать как совокупностью отдельных экономических и социальных как государственных, так и общественных мероприятий, направленных на обеспечение нетрудоспособных членов страны [12, с. 29].
В современной научной литературе появляются такие публикации, которые содержат как аналитические исследования, так и предложения по преобразованию системы пенсионного обеспечения, анализируется зарубежный опыт и определение преимуществ применения накопительной пенсионной системы по сравнению с действующей ранее в нашей стране распределительной системой. В конца XX в., который можно назвать переходным периодом, проблема финансового обеспечения пенсионного капитала, а также выплаты пенсий нетрудоспособному населению становится достаточно актуальной, поэтому научные исследования данного периода преимущественно сводились к экономическим характеристикам понятия «пенсионное обеспечение», отодвигая при этом на второй план социальные аспекты.
В свою очередь С.Г. Ерошенков пенсионное обеспечение трактует как денежную форму материального обеспечения для тех людей, которые в силу различных причин становятся нетрудоспособными [18, c. 15].
Исследователь Б. Умурзаков склонен сущность пенсионного обеспечения понимать как экономическую категорию, при этом квалифицируя его в качестве обособленной части национального дохода, направленной на формирование нормальных жизненных условий непосредственно для нетрудоспособных членов общества. Иной экономической спецификой пенсионного обеспечения, названный исследователь называет его существенное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы в стране. В том случае, если система пенсионного обеспечения является привлекательной, то она способна играть роль стимулирования естественного процесса смены поколений работающих.
1.2 Условия назначения досрочной пенсии по старости
Досрочное назначение пенсию – это случай, когда застрахованное лицо выплаты по старости начинают получать несколько раньше общеустановленного возраста: то есть в 2022 г. мужчины на пенсию идут до 61,5 г., женщины начинают получать пенсию до 56,5 лет. Подобное возможно, если граждане проработали в тяжелых либо вредных условиях труда, они служили по контракту, это женщины, которые родили трех и больше детей, а также это лица, которые под увольнение попали уже в предпенсионном возрасте [15, c. 4]. Далее раскроем условия, необходимые для назначения гражданину досрочной пенсии.
На пенсию по выслуге лет уйти могут, к примеру, военнослужащие, государственные гражданские служащие, граждане, относящиеся к космонавтам, а также работникам летно-испытательного состава.
К федеральным государственным гражданским служащим относятся такие должностные лица, с которыми были Российской Федерацией непосредственно через федеральные органы власти заключены служебные контракт [5].
Должности федеральных госслужащих прописаны в соответствующем реестре. Однако стоит указать, что для государственных гражданских служащих пенсия по выслуге лет являет собой вовсе не досрочную пенсию, а именно дополнительную к пенсии по старости. Такую пенсию по общему правилу отдельно получить нельзя. Тем не менее, имеются и некоторые исключение. Так, для оформления федеральными государственными гражданскими служащими пенсии по выслуге лет вне зависимости от того, имеется ли у них пенсия по старости, важно соблюдение следующих условий: 1) на государственной службе отработать не меньше 25 лет; 2) со службы уволиться по собственному желанию; 3) должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением замещать не меньше 7 лет (согласно п.1.1 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [3]).
На пенсию по выслуге лет уйти могут также как гражданские служащие субъектов РФ, так и муниципальные служащие. При этом порядок исчисления гражданам стажа муниципальной службы должны устанавливать регионы [6]. Согласно Федеральному закону от 28. 041998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [4] к военнослужащим относятся лица, которые проходят военную службу по контракту либо же военную службу по призыву. Пенсионное обеспечение лиц, которые военную службу проходивших по призыву в качестве матросов, солдат, сержантов, также старшин в вооруженных силах и соответствующих воинских формированиях, наконец, семей данных лиц реализуется согласно с положениями Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
На основании изучения Федерального закона «О страховых пенсиях» можно заключить, у пенсий военнослужащих имеется ряд отличий, в числе которых можно назвать следующие [7]: 1) выслуга – военнослужащий за каждый год военной службы получает дополнительную сумму и на основе этого размер его будущей пенсии может увеличиваться; 2) процесс или алгоритм исчисление пенсии; 3) имеется сумма денежного довольствия (СДД), выступающая в качестве аналога заработной платы; 4) имеет место расчётный размер (РР), также являющийся аналогом социальной пенсии. Следует указать, что на основании последних двух величин происходит исчисление пенсионных выплат военнослужащим непосредственно по линии Министерства обороны РФ.
Основная отличительная черта пенсионного обеспечения военнослужащих заключается в том, что оно регулируется различной правовой базой. Это актуализирует необходимость сформирования единой правовой основу, которая устанавливала бы назначение и последующую выплату пенсий различным категориям военнослужащих. У военных пенсия по выслуге лет собой заменяет пенсию, назначаемую гражданину по старости. Для получения военной пенсии необходимо отслужить не меньше 20 календарных либо же льготных лет. При этом под льготными годами понимаются периоды, когда выслуга гражданину засчитывается не в режиме «один к одному, а, к примеру, год за два». Подчеркнем, что подобное возможно и из-за несения службы в суровых климатических условиях, и при несении службы определенных должностях. К примеру, на отдельных должностях ВДВ, где систематически необходимо совершать прыжки с парашютом, месяц принято считать за полтора.
Глава 2.Проблемы и перспективы развития досрочных пенсий
2.1 Основные проблемы досрочных пенсий
В России дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ относится к числу базовых бюджетного процесса в России в целом. В качестве одной из объективных реальностей, обрекающих Пенсионной фонд РФ на хронический дефицит, выступает наличие в стране системы досрочного пенсионного обеспечения (рис. 1) непосредственно в составе государственной солидарно-страховой пенсионной системы, в среднегодовом исчислении составляющей больше трети планового текущего дефицит. Основная причина отрицательного влияния на финансовую устойчивость российской пенсионной системы досрочных пенсий прослеживается в том, что доля досрочных пенсионеров сохраняется на достаточно высоком уровне, при том, как как размер страховой пенсии заметно превышает среднероссийский уровень (в особенности это заметным образом прослеживается у пенсионеров-северян, а также пенсионеров, являющихся получателями пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда (то есть по спискам № 1 и № 2)).
В нашем государстве решение проблем досрочных пенсий продолжается уже долгие годы. Это обусловлено многими причинам, в числе которых базовыми является отсутствие эффективного методологических обоснований всего экономического механизма как формирования, так и реализации досрочных пенсионных прав. Традиционно реформирование досрочных пенсий принято рассматривать в качестве базовой части каждой проводимой в нашей стране пенсионной реформы (а таковых было уже пять). Подавляющее большинство экспертных предложений направлены на применение тарифных инструментов формирования у граждан пенсионных прав [24, c. 29].
Тем не менее, количество получателей досрочных пенсий и предоставленных им привилегий обязательно требуют адекватного тарифного обеспечения,
Рис. 1. Соотношение получателей досрочной пенсии с общим числом пенсионеров (по данным Формы федерального статистического наблюдения № 94 (пенсии) [20].
Приближающегося и даже несколько превосходящего, по разным оценкам, установленный тариф для выплаты пенсии на общих основаниях. То есть размер тарифа для формирования в нашей стране досрочных пенсионных прав остается до сих пор непреодолимым препятствием разрешения этой проблемы на базе страховых принципов функционирующей солидарной пенсионной системы.
2.2 Вопросы внедрения системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
В качестве значимого и эффективного направления разрешения проблем с долгосрочными пенсиями законодатель и исследователи указывают формирование системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (далее по тексту – ДНПО) для работающих по причине их занятости на тех рабочих местах, где условия труда по итогам специальной оценки условий труда являются опасными и (или) вредными опасными.
Федеральным законом 75-Ф3 «О негосударственных пенсионных фондах» прописывается регулирование такой систем ДНПО непосредственно в рамках имеющегося правового регулирования всей деятельности негосударственных пенсионных фондов (далее по тексту – НПФ) по НПО [2].
ДНПО должно вводиться относительно работников, которые имеют право на досрочную пенсию. Иными словами, которые заняты на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Указанным выше федеральным законом были установлены специфики формирования и последующего функционирования систем ДНПО, которые предусматривают следующее:
1. осуществление работодателем ДНПО непосредственно в пользу работников и с их обязательного согласия по причине имеющихся между ними трудовых отношений – на базе пенсионного договора;
2. активное функционирование системы ДНПО – на базе Типовых программ и правил, которые утверждаются Правительством РФ и Банком России;
3. установление соответствующего механизма с минимальными установленными тарифами пенсионных взносов (то есть это 2 % и 4 % по Спискам профессий 2, а также 1, соответственно), предусматривающего в случае наступлении пенсионных оснований, с обязательным учетом продолжительности уплаты взносов, определенный размер досрочной негосударственной пенсии, который рассчитывается на основе средств, полученных из уплаченных страховых взносов в действующую систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. При этом учитывается их инвестирования – то есть на время ее выплаты до момента достижения возраста выхода индивида на пенсию по старости;
4. также установление на добровольных началах софинансирования ДНПО непосредственно со стороны работников;
5. наличие возможности участия в финансировании систем ДНПО государства;
6. закрепление права работников на денежные выплаты в случае прекращении досрочного пенсионного договора при реорганизации (либо ликвидации) работодателя, НПФ, при расторжении (или прекращении) с работником трудового договора вне зависимости от основания;
7. законодательное установление для работодателя запрета от НПФ требовать выплаты работодателю в случае прекращения досрочного пенсионного договора выкупных сумм.
Заключение
Страховая пенсия направлена на материального обеспечения нетрудоспособных лиц. В России страховая пенсия по старости может быть назначена несколько раньше достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста. К гражданам, которые имеют право на досрочную пенсию относятся, во-первых, работники производств с опасными и вредными условиями труда. Данные работники (или профессии) разделены на два списка производств, работ, должностей, профессий, специальностей, а также учреждений (организаций), которые дают гражданам право на досрочную трудовую пенсию
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Закон РФ от 19. 04. 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 14. 07. 2022 г. № 302-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/10164333/ (дата обращения: 19.09.2022). – Текст: электронный.
2. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 19. – Текст: непосредственный.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 08.03.2022 г. № 46-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/12125128/ (дата обращения: 19.09.2022). – Текст: электронный.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2022 г.). // http://base.garant.ru//. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 03.09.2022). – Текст: электронный.
5. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2021 г. №351-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/185886/ (дата обращения: 16.09.2022). – Текст: электронный.
6. Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в ред. от 26.05.2021 г. №152-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/12152272/ (дата обращения: 19.09.2022). – Текст: электронный.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 14.07. 2022 г. № 237-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/70552688/ (дата обращения: 17.09.2022). – Текст: электронный.
8. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (в ред. от 03. 07.2016 г. № 250-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/70271758/ (дата обращения: 17.09.2022). – Текст: электронный.
9. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 455 «Вопросы материального и пенсионного обеспечения космонавтов» (в ред. от 15.04.2021 г. № 597). – URL: https://base.garant.ru/136274/ (дата обращения: 18.09.2022). – Текст: электронный.
10. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562 по делу № А64-3850/2017. – URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-01112018-n-310-kg18-10562-po-delu-n-a64-38502017/ (дата обращения: 19.09.2022). – Текст: электронный.
11. Апелляционное определение о признании права на досрочное назначение пенсии по старости № 33 – 1735/2017. – URL: http://advokatmashkov.ru/ (дата обращения: 18.09.2022). – Текст: электронный.
12. Азарова, Е.Г. Судебная защита пенсионных прав / Е.Г. Азарова. – Москва: Наука, 2017. – 244 с. – Текст: непосредственный.
13. Аракчеев, В.С. Право социального обеспечения России: учеб. пособие / В.С. Аракчеева, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук. – Томск: Изд-во НТЛ, 2016. – Ч. 1. – 508 с. – Текст: непосредственный.
14. Батаев, В.В. Проблемы и перспективы развития системы досрочных пенсий / В.В. Батаев. – Текст: непосредственный // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 1. – С. 29-38.
15. Больницкая, А.Н. Пенсионное обеспечение и страхование / А.Н. Больницвая. – Новосибирск: Наука, 2016. – 278 с. – Текст: непосредственный.
16. Досрочные страховые пенсии по старости Пенсионный фонд РФ. – Москва, 2019. – 20 с. – Текст: непосредственный.
17. Дудко, К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе / К.Ю. Дудко. – Текст: непосредственный // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. – 2018. – № 4. – С. 141-150.
18. Ерофеева, О.В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение автореф. дис. … канд. юридич. наук / О.В. Ерофеева. – Москва, 2010. – 28 с. – Текст: непосредственный.
19. Локшина, О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения / О.В. Лошкина. – Текст: непосредственный // Трудовое право. – 2003. – № 4. – С. 15 - 23.
20. Официальный сайт Росстата России. – URL: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics (дата обращения: 20.09.2022). – Текст: электронный.
21. Позиция Верховного Суда Российской Федерации по отношению к отказам органов Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной трудовой пенсии. – URL: http://pravovsem59.ru/portal/wp-content/uploads/2012/07/verxovnuj_cyd.jpg. (дата обращения: 21.09.2022). – Текст: электронный.
22. Роик, В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования / В.Д. Роик. – Москва. 2014. – 286 с. – Текст: непосредственный.
23. Сильчук, А.А. Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы РФ: автореф. ... дис. канд. экон. наук / А.А. Сильчук. – Москва, 2016. – 24 с. – Текст: непосредственный.
24. Соловьев, А.К. Актуарный анализ условий формирования досрочных пенсий по старости / А.К. Соловьев. – Текст: непосредственный // Экономические науки современной России. – 2017. – Вып. 1. – С. 28-41.
25. Соловьев, А.К. Демографические риски российской пенсионной системы / А.К. Соловьев. – Текст: непосредственный // Экономика региона. – Екатеринбург. 2016. – Т. 12. – Вып. 1. – С. 88 - 99.
26. Умурзаков, Б. Трудовое право: учебное пособие / Б. Умурзаков. – Москва: ПРИОР, 2019. – 364 с. – Текст: непосредственный.
27. Якобсон, Л.И. Экономика общественного сектора: учебник / Л.И. Якобсон. – Москва: Наука, 2018. – 312 с. – Текст: непосредственный.