Фрагмент для ознакомления
2
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа на тему «Развитие креативного предпринимательства в управлении городом (на примере города Санкт-Петербурга)» посвящена анализу креативного предпринимательства и креативных индустрий на тер-ритории России и города Санкт – Петербурга. В ходе работы определены основные составляющие креативного предпринимательства и его влияния на развитие городов в части привлечения капитала и туристов, на примере го-рода Санкт-Петербург. Определены креативные индустрии, характерные для города и меры их государственной поддержки. В работе также предложен механизм государственной поддержи с содействия развитию креативной ин-дустрии города Санкт-Петербург.
Ключевые слова: креативное предпринимательство, индустрия, город-ской пространство, бизнес.
THE SUMMARY
The course work on the topic "Development of creative entrepreneurship in city management (on the example of the city of St. Petersburg)" is devoted to the analysis of creative entrepreneurship and creative industries in the territory of Russia and the city of St. Petersburg. In the course of the work, the main components of creative entrepreneurship and its impact on the development of cities in terms of attracting capital and tourists are identified, using the example of the city of St. Petersburg. Creative industries characteristic of the city and measures of their state support are defined. The paper also proposes a mechanism of state support to promote the development of the creative industry of the city of St. Petersburg.
Keywords: creative entrepreneurship, industry, urban space, business.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что число креативных деятелей в РФ в 2020 превысило число официально зарегистрированных предприя-тий. Вместе с тем, многие статистические агентства отмечают и рост числа креативных деятелей, что во многом связано и с введением нового специаль-ного налогового режима для самозанятых, виды функционирования которых предполагают официальную учреждение фрилансеров, создателей цифровых продуктов и прочих креативных деятелей, которые ранее вели свою деятель-ность либо неофициально, либо работая на кого-то.
По прогнозам ООН, к 2050 году более 2/3 населения земного шара бу-дет жить в городах, следовательно, городское пространство станет еще более значимым фактором, определяющим развитие человеческой цивилизации [2]. В то же время потенциал производственного сектора мировой экономики стремительно истощается, что усугубляется необходимостью "перезагрузки" экономики, вызванной пандемией. В результате набирает популярность идея о необходимости повышения творческого потенциала городской экономики. Оба эти факта определили выбор исследования.
Креативность считается одной из движущих сил экономического разви-тия, и творческие личности часто рассматриваются как ключевые агенты оживления микрорайонов и повышения конкурентоспособности городов. Действительно, многие местные органы власти поощряют развитие стимули-рующих культурных районов или кластеров такими лицами и для них. В контексте новой экономики, основанной на знаниях, вопрос о том, где ‘лока-лизовано’ творчество, стал актуальной темой исследований, сопутствующей при значительном внимании, уделяемом директивными органами как выбору местоположения фирм, так и процессам пространственной кластеризации. С точки зрения последнего, конкурируют два объяснения: одно относится к экономике агломерации или выбору местоположения, сделанному фирмами; а другое - к городским удобствам или выбору местоположения, сделанному отдельными лицами, за которыми затем следуют фирмы. Традиционно эко-номико-географы использовали концепцию ‘экономики агломерации’ для объяснения пространственной кластеризации отраслей. Элементы, которые привлекают креативный класс, включают терпимую и открытую социальную атмосферу, наличие культурных удобств и развлечений, бурную ночную жизнь и этническое разнообразие.
В Санкт-Петербурге есть истинное богатство достопримечательностей и впечатлений, которые могут предложить путешественникам: от впечатляю-щих императорских дворцов до причудливых и увлекательных музеев, от морских прогулок по величественным рекам и каналам города до прогулок по следам великих петербургских литераторов и художников.
Объектом исследования работы является креативное предприниматель-ство Санкт-Петербурга. Предметом исследования является влияние креатив-ного предпринимательства на развитие города
Целью исследования является изучение взаимосвязи и влияния креа-тивного предпринимательства на городское пространство и развитие Санкт-Петербурга. Основные задачи исследования:
1. Изучение теоретических аспектов креативного предпринимательства и индустрий на современном этапе;
2. Анализ креативного предпринимательства в России и Санкт-Петербурге
3. Разработка мероприятий развития креативного предприниматель-ства в Санкт-Петербурге.
Тема отражена в исследованиях следующими авторами: Васильев, И.Ю, Вороненкова, Г. Ф., Ефимов, Е.Г., Князева, Е. И., Ситников В.П., Во-лодина М.Н., Акулич М.М. Авторы, которые креативное предприниматель-ство и городскую среду. Высокая степень популярности такого рода иссле-дования делает работу очень актуальной и внушает необходимость исполь-зования в рамках нового масштаба разработанных методов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОГО ПРЕДПРИ-НИМАТЕЛЬСТВА В УПРАВЛЕНИИ ГОРОДОМ
1.1 Определение и значимость креативных индустрий
Прежде всего, дадим определения понятию креативные индустрии, ко-торое является ключевым для данного исследования. Согласно отечествен-ным научным публикациям, креативные индустрии – это виды экономиче-ской деятельности, которые направлены на создание интеллектуальной соб-ственности за счет производства товаров и услуг, воспринимаемых покупа-телем как новые . Данный вид экономической деятельности многие исследо-ватели также обозначают как креативная экономика.
Зарубежные публикации понимают под креативными индустриями си-нергию предпринимательства и творчества, в ходе которого создается уни-кальный и/или инновационный продукт . Также в зарубежной литературе подчеркивается цель креативных индустрий – извлечение прибыли, что от-личает данное направление от культурных индустрий. Тем не менее, креа-тивные и культурные индустрии тесно связаны, поскольку креативное пред-принимательство опирается на культурные ценности.
Соответственно, российские и иностранные исследователи сходятся в определении креативных индустрий (креативной экономики), подчеркивая следующие факторы:
● Креативные индустрии направлены на извлечение прибыли, по-этому относятся к сфере предпринимательства – креативное предпринима-тельство.
● Креативная экономика сопряжена с творчеством для создания инновационных товаров и услуг.
Стоит отметить, что большинство российских работ используют тер-мин “креативная экономика”, когда как зарубежные исследователи предпо-читают термин “креативные индустрии”, однако по смыслу термины являют-ся синонимичными, поэтому и в работе они используются в качестве синони-мов.
Теперь рассмотрим детальнее креативную экономику и ее значимость. Креативная экономика является значимым сектором для национального ва-лового внутреннего продукта (ВВП), который стимулирует инновацию. При этом креативные индустрии обеспечивают передачу знаний во всех экономи-ческих секторах, что способствует инклюзивному развитию государства. Креативные индустрии обладают не только коммерческой, но и культурной ценностью, что способствовало развитию креативной экономики во всем ми-ре.
Именно такая двойная ценность вынудила правительства инвестиро-вать в развитие креативных индустрий для диверсификации экономики и стимулирования экономического роста государства. В рамках такого роста творческие отрасли обеспечивают доход за счет прав на торговлю и интел-лектуальную собственность, что создает новые предпринимательские воз-можности в том числе для малого и среднего бизнеса. В зарубежных иссле-дованиях отмечается, что творческая (креативная) работа продвигает основ-ные права человека: уважение, равенство, демократия и так далее, что обес-печивает комфортную жизнь гражданина . Стоит сказать, что такая трактов-ка творческой работы справедлива для демократических стран, однако креа-тивные индустрии также свойственны и остальным формам государства.
Творческая работа обеспечивает конкурентное преимущество. Инстру-менты, которые считались инновационными в прошлом десятилетии, совре-менный предприниматель уже не может использовать, если он хочет быть лидером в отрасли – необходимо генерировать и реализовывать новые, кре-ативные идеи. В связи с этим необходимо уточнить, кто является движущей силой творческой работы. Для этого американский социолог Ричард Флори-да выдвинул теорию о креативном классе – инноваторах, которые за не-большой временной промежуток достигают высокого уровня качества, ре-зультативности и развития . Представители креативного класса предпочита-ют моральное и духовное удовлетворение, а также у них ярко выражено чувство личной свободы и индивидуальности.
Существование креативного класса оказывает влияние на динамику развития культуры и экономики, особенно в городах, обладающих подхо-дящими условиями для использования творческих возможностей. Такие го-рода называются креативными городами, и чаще всего это мегаполисы, ко-торые концентрируют в городской среде индивидов, занятых в сферах науки, инженерии, архитектуры, музыки, искусства, образования и так далее. Именно данные индивиды ответственны за создание новых идей и техноло-гий.
Из-за такой отличительности креативных классов и креативных горо-дов соответственно развитие креативных индустрий неравномерно по регио-нам, из-за чего возникает потребность в разработке новой политики эконо-мики. Неравномерное развитие креативной экономики свойственно и в Рос-сии, где креативный класс проживает в крупнейших городах страны. Данный класс отличается материальной обеспеченностью и высоким образованием, доступность и качество которого также варьируется в зависимости от регио-на страны. Прежде чем углубляться в статистику креативной экономики в России, остановимся на отличительной особенности данного сектора.
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и разви-тию внесла тему «творческой экономики» в мировую повестку дня в области экономики и развития. Креативная экономика — это новая концепция, свя-занная с взаимодействием творчества, культуры, экономики и технологий в современном мире, где доминируют образы, звуки, тексты и символы. воз-можности для развивающихся стран совершить скачок в формирующиеся быстрорастущие области мировой экономики. При выполнении своего ман-дата ЮНКТАД активно поощряла международные действия в области твор-ческих индустрий и, следовательно, креативной экономики, уделяя особое внимание аспектам развития. Креативные индустрии находятся на перекрест-ке искусства, культуры, бизнеса и технологий. Все эти виды деятельности требуют значительных творческих навыков и могут приносить доход за счет торговли и прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, культурный и творческий секторы важны для обеспе-чения непрерывного развития общества и лежат в основе креативной эконо-мики. Наукоемкие и основанные на индивидуальном творчестве и таланте, они генерируют значительное экономическое богатство. Что еще более важ-но, они имеют решающее значение для общего чувства европейской иден-тичности, культуры и ценностей. С экономической точки зрения они демон-стрируют рост выше среднего и создают рабочие места, особенно для моло-дежи, при одновременном укреплении социальной сплоченности.
1.2. Систематизация, преимущества и недостатки современных видов бизнеса
В отсутствие точной меры определение творческих индустрий закончи-лось разработкой списков, основанных на наилучшем суждении о том, что составляет. Креативные индустрии. С момента первого картирования твор-ческих индустрий:
этот список
включает:
1. Реклама;
2. Архитектура;
3. Рынок предметов искусства и антиквариата;
4. Ремесла;
5. Дизайн;
6. Дизайнерская мода;
7. Кино и видео;
8. Интерактивный досуг и софт
9. Музыка;
10. Исполнительское искусство;
11. Издательство;
12. Программное обеспечение и компьютерные услуги;
13. Телевидение и радио.
Это широкое определение, включающее некоторые коммерческие эле-менты ИТ и программного обеспечения. Этот список оставался неизменным с момента его формирования, хотя картографирование этих в широких обла-стях кодов SIC были внесены некоторые изменения. Эта согласованность важно для сравнения с течением времени, хотя его ценность не должна пре-увеличены по отношению к важности реальной и точной меры.
Но отличительная значимость любой из этих классификаций может определяться наличием интеллектуальной собственности. Это, в отдельности, будет важно при сохранении статистических показателей создания современ-ных видов бизнеса. В противном случае не может быть критериев, по кото-рым тот или иной вид работы может быть классифицирован как креативный. При этом стоит указать, что базовые для экономической системы сфере име-ют возможность располагаться вокруг современных видов бизнеса, предста-вители которых готовы перенять идеологию первых. Это приводит к разра-ботке инновационных и нестандартных решений. Среди таких сфер бизнеса значимо стоит указать сектор всеобщего питания, где появляются новые форматы кафе и ресторанов, уличных напитков и т.д. Это также имеют воз-можность быть спорт, логистика и некоторые другие услуги. Совершенство-вание современных видов бизнеса дает возможность совершенствоваться смежным отраслям, что опять же выгодно государству - создает новые рабо-чие места, увеличивает налоговые отчисления в бюджеты и т.д.
Отрасль нуждается в поддержании со стороны государственных или муниципальных властей. Это не прямое вливание средств, а косвенные меры в виде наличия финансовых услуг, налоговых и других льгот, инфраструк-туры для офисов и рабочих мест, повышения спроса. Актуальные сфере представлены в основном