Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования могут показаться не очевидным. Система государственных закупок сегодня отвечает тем реалиям и особенностям экономического развития. В ее содержании не усматривается тесной взаимосвязи с ее формами в прошлом.
Однако, сам процесс эволюции института государственного заказа представляет значительный исследовательский интерес.
Следует обратить внимание на то, что сам процесс становления советской власти отличался неоднородностью содержания его этапов.
Так, обращает на себя внимание новая экономическая политика или НЭП.
Этот период интересен тем, что новая власть под давлением внутренних и внешних обстоятельств была вынуждена пойти на значительные изменения.
В связи с этим, целью исследования является интеграция исторического опыта государственных закупок в России.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
1. выявить и проанализировать закономерности становления системы государственных закупок в России;
2. описать тенденции становления государственных закупок в дореволюционный период;
3. проанализировать нормативно-правовые документы, регулирующие государственные закупки в советский период;
4. изучить культурно-исторический контекст изменений системы государственных закупок;
5. сформулировать выводы.
Объектом исследования является эволюция системы государственных закупок.
Предмет исследования - система государственных закупок на первом этапе становления советской власти.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список литературы, обоснована логикой повествования исследования.
Глава 1. Предпосылки формирования системы государственных закупок в СССР
1.1 Эволюция системы закупок в дореволюционный период
Определить возраст системы государственных закупок в России представляется весьма сложной задачей, так как определить ее истоки проблематично.
Обеспечение княжеских, а затем и царских дворов осуществлялось различными способами. Но, акцентируя внимание на то, что в эпоху феодализма обеспечение было волей феодала, поэтому говорить о существовании системы закупок в те времена не представляется возможным.
Хотя отдельные авторы указывают, в частности, на самый древний памятник российского права – Русской Правде. Там указывается на требования для строителей мостов и городов.
В этом документе, дошедшем до нынешних времен, фиксируются и должностные лица, которые имели полномочия распоряжаться казной и тратами. Так в Переяславской летописи, датированной 1346 годом, упоминается о том, что князь делегировал полномочия дружинникам в вопросах обеспечения нужд войска [1].
Как и во многих сферах жизни, серьезные перемены пришли с проведением петровских реформ.
Прообраз госзакупок отмечается в 1654 при Алексее Михайловиче, который на конкурентных началах объявил запрос на доставку в Смоленск муки.
К петровским временам относят ученые появление первых публичных конкурсов, открытых торгов. Потенциальные поставщики оповещались о новом государственном заказе через специальную вывеску на городских воротах.
Также была разработана система штрафов и взысканий [10].
Правовой основой стали Указ Петра Великого «О вызове подрядчиков для делания пороха», Регламент Адмиралтейства и верфи и другие нормативно-правовые документы, обеспечивающие процедуры в различных отраслях человеческой деятельности.
Была основана Канцелярия подрядных дел. Отмечались и первые шаги по предотвращению коррупционных механизмов участия в государственном заказе, что было возложено на Сенат.
Отмечается, что тема формирования государственных закупок в России не так широко освещена в научных публикациях отечественных авторов.
Отдельные из них, например Д.А. Першин, вообще акцентирует внимание на развитие системы государственного заказа в новейшей истории России. Этот этап стал следствием советского этапа [16].
Но для более глубокого понимания, следует рассмотреть и более ранние этапы.
Система государственных закупок эволюционировала в соответствии с изменениями государственной организации и требованиями времени.
При Елизавете Петровне нормативно-правовая база активно дополнялась, был принят «Регул провиантского правления».
В 1776 году в составе «Учреждения о губерниях» была включена статья «О контрактах по подряду, поставках и откупах», в которой учитывался весь опыт проведения торгов на поставки и закупки государственными органами [13].
Начало XIX века ознаменовалось тем, что было издано более 100 нормативно-правовых документов, регулирующих проведение торгов, исполнения заказов.
Царствование Николая I ознаменовалось появлением «Положения 1830», которое регулировало систему государственных закупок вплоть до начала ХХ века.
Положение 1830 г. о подрядах и поставках, подписанное императором Николаем I, отражало нараставшие протекционистские тенденции в период, когда осуществлявшее переход от феодальной к капиталистической системе производства российское государство посчитало необходимым провести перераспределение создаваемой в стране стоимости, в том числе и путем конкурсных торгов [15].
С 1900 года, в Положении установили три способа для проведения торгов:
1) изустные торги (их можно считать аналогом современного аукциона);
2) торги при помощи запечатанных объявлений;
3) смешанные торги [2].
Эта система просуществовала вплоть до революционных событий 1917 года.
Отмечается возрастание роли иностранных поставщиков в структуре государственного заказа. Так, в период 190-1905 года иностранные компании получили государственных заказов на общую сумму 306 млн. золотых рублей [5].
Эволюция механизма государственных закупок прошла свой путь от самых архаических форм к тому прообразу, который мы видим сегодня. Надо отметить, что советский период отличался отсутствием рыночной конкуренции, ликвидацией предпринимательской инициативы, хотя сам советский период советской истории был неоднороден (можно отметить, например, период НЭПа).
На заключительном этапе дореволюционной России доступ к государственному заказу расширился. Если для второй половины XIX века было характерно предоставление возможностей для наиболее благонадежных поставщиков, но с редакцией Положения в 1900 году, условия стали более либеральными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антось П.А. К вопросу о формировании системы государственных закупок в период существования Древней Руси // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №5-1. 2019. С. 162-164
2. Балтутите И.В. Институт государственных закупок: от Русской правды к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 5, Юриспруд. 2015. № 4 (29). С. 31-36
3. Богачева М.В. Становление и развитие законодательства, регулирующего поставку товаров для государственных нужд // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». №3 (38). 2012. С. 259-264
4. Бурмистров А. А. Государственные закупки СССР в послевоенное время // Марийский юридический вестник. Вып. 10. 2013. С. 52.
5. Бурмистров А.А. Нормативно-правовое регулирование государственного заказа в советский период // Марийский юридический вестник. №9. 2012. С. 99-108
6. Вершинин И. О государственном задании в сфере науки в свете международного опыта // Общество и экономика, № 11, 2016, с. 5-22
7. Герасименко А.А., Иванов А.М. О понятии и принципах государственных закупок // Теология. Философия. Право. №1 (13). 2020. С. 95-105
8. Гусев А., Ладный А., Белоклоков Е., Юревич М. О государственном задании в сфере науки // Общество и экономика, №11, 2017, с. 5-23
9. Карпов М.Ю. Национализация: тенденции развития доктрины и законодательства // Lex Russia. № 5 (114). Май 2016. С. 133-146
10. Катрич А.Д. История развития государственных и муниципальных закупок // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №5-2. 2019. С. 139-142
11. Контрактная система в сфере государственных закупок в России: учебник / П. В. Самолысов, М. А. Булгакова; под науч. ред. Н. В. Павличенко. – М.: Академия управления МВД России, 2020. – 302 с.
12. Медякова Е.М. Эволюция государственных закупок: от Российской империи до Российской Федерации// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №1 (97). Номер статьи: 9712. Дата публикации: 2022-03-21. Режим доступа: https://sovman.ru/article/9712/
13. Мироненко Г.А. Становление государственного заказа в России // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». №1. 2019. С. 193-199
14. Мухамедьяров И.Р. Становление и развитие института государственной контрактной системы в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 1А. С. 92-100.
15. Немченко Э.В. История этапов возникновения и развития правового регулирования отношений по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных (муниципальных) нужд // Вестник Краснодарского университета МВД России. № 2 (16). 2012. С. 28-34
16. Першин Д.А. Эволюция системы госзакупок в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. № 3 (061). 2014. С. 81-84
17. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др.; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
18. Сорокина Н.П. Механизмы и процедуры государственных и муниципальных закупок и особенности их применения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56664 (дата обращения: 18.10.2022)