Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Право на охрану здоровья закреплено статьей 39 Конституции Российской Федерации [1]. Этим правом обладают все граждане России, независимо от того работают они или нет.
Любой человек проживает в уверенности, что с ним никогда и ничего не случится, а если вдруг все-таки произойдут какие-то проблемы со здоровьем, то государство позаботится о нем.
В 1993 году в Российской Федерации была введена в действие новая модель здравоохранения, которая была направлена на накопление и дальнейшее расходование финансов на охрану здоровья граждан страны, на необходимое медицинское обслуживание граждан.
Таким образом, была создана система здравоохранения страхового типа, которая образовывается за счет того, что предприятия, организации всех форм собственности и индивидуальные предприниматели формируют систему за счет выполняемых ежемесячных отчислений.
Данная реформа была одной из наиболее важных реформ, проведенных в Российской Федерации со времен распада Советского Союза.
Значимость настоящего исследования определяется множеством факторов, которые влияют на охрану здоровья граждан Российской Федерации.
Прежде всего, указанное связано с реализацией положений Конституции РФ которыми предполагается, что безопасность жизнедеятельности личности, его личная честь и его достоинство, являются одной из значимых ценностей индивида. Другими словами, права личности, а также законодательно прописанные гарантии определяют содержание и направленность деятельности современного государства.
Российская Федерация является социальным государством, а политика государства направлена в первую очередь на обеспечение условий, которые бы создавали достойную жизнедеятельность и также свободное развитие граждан. В Российской Федерации созданы все условия на охрану труда и здоровье граждан, определен гарантированный минимальный размер оплаты труда, на постоянной основе обеспечивается государственная поддержка семьям, поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и лиц пожилого возраста.
В стране неуклонно развивается система социальных служб, а также установлены государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Актуальность темы исследования определена тем, что социальная политика, направленная на реализацию конституционных установок по организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации является достаточно большой категорией.
Важным системообразующим ее элементом является социальное обеспечение, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества.
Цель курсовой работы - исследовать опыт организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации в сфере социального обеспечения.
В ходе курсовой работы ставятся и решаются раскрыть задачи:
- изучить теоретико-правовые аспекты охраны здоровья граждан Российской Федерации;
- раскрыть реализацию права граждан на охрану здоровья: порядок организации и проблемы.
Объект исследования: общее отношение, складывающееся по поводу и в связи с реализацией прав граждан на охрану здоровья.
Предмет исследования: конституционно-правовые нормы, нормы трудового права, нормы административно права и гражданского права теоретической литературы при реализации прав граждан на охрану здоровья.
Теоретико-методологической основой исследования явились законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, иные информационные источники, а также материалы судебной практики.
При написании данного научного исследования, в целях наиболее полного и объективного рассмотрения категорий и явлений, используются общенаучные методы: сравнительно-правовой, логический, метод комплексного исследования, метод системного анализа в их разнообразном сочетании.
Информационная база исследования: Конституция Российской Федерации, российское законодательство, законы и подзаконные акты по медицинскому страхованию Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части (состоящей из двух глав), заключения, списка используемой литературы и приложения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения и списка информационных источников.
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты охраны здоровья граждан
1.1. Право граждан на здоровье и на охрану здоровья
Относительно короткий путь развития охраны здоровья как права личности, а также современные процессы модернизации политико-правовых институтов не имеют возможности окончательно сформировать концепцию в понимании такого явления, как охрана здоровья в контексте прав человека. В этом плане уместным является краткий обзор научных взглядов на данную проблему [15].
В первую очередь, необходимо проанализировать соотношение понятий «права на охрану здоровья» и «права на здоровье». На международном уровне наиболее часто используется дефиниция «право на здоровье».
Эта категория лучше других соответствует концепции международных соглашений по правам человека, которая определяет здоровье как одно из важных прав человека.
Также международные соглашения содержат право на защиту здоровья граждан, на здоровую окружающую природную среду, на защиту работающих граждан от профессиональных заболеваний, тем самым проявляя комплексный (собирательный) характер основанного права -«права на здоровье».
Однако дефиниция «право на здоровье» не раз подвергался жесткой критике со стороны научного сообщества по причине того, что данный термин провозглашает право людей на то, что не может быть гарантировано, т.е. на «идеальное здоровье», «сохранение здоровым».
Меры по охране здоровья должны быть в распоряжении человека в той степени, в которой это представляется реальным, включая то, что обязательства государства перед человеком не должны выходить за рамки нормальных возможностей. В отличие от права на здоровье, право на уход за здоровьем может быть востребовано человеком и это будет абсолютно справедливо, так как существует законная обязанность государства оказывать гражданам медицинскую помощь» [14].
Итак, здоровье представляет собой такое состояние физического, психического и социального благополучия личности, когда у человека будут отсутствовать различные заболевания, а также всевозможные расстройства функций органов и систем человеческого организма.
Эти душевные и физические качества требуют от каждого, кто к ним стремится, дарования, постоянного внимания и усилий, а также дисциплины. Переложить ответственность за собственное здоровье на кого-то еще было бы не просто нечестным, это означало бы навязать ему обязанность, которую невозможно выполнять».
Забота государства о здоровье нации повышает статус данного государства в мировом сообществе.
Право на здоровье присуще каждому гражданину, которое направлено на обеспечение состояния функционирования и жизнеспособности организма человека, поэтому относится к субъективному праву. Данное право связано с обеспечение здоровья. Право человеку принадлежит с рождения и владеет он им на протяжении всей жизни [20].
Так, по мнению Т.Л. Андриановской каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь на всех жизненных этапах, т.е. с рождения и до самой его смерти. Таким образом, утвержденное конституционное право теснейшим образом связано с правом на жизнь, что в свою очередь является неотчуждаемым.
Однако следует учесть тот факт, что данное право обеспечивается и на стадии эмбрионального развития. Когда развивается плод, его здоровье проверяется путем сдачи анализов и проверки состояния здоровья беременной женщины. Все это констатирует тот факт, что пренебрежение данным правом может привести к необратимым последствиям, то есть могут утратить свое значение многие другие блага [12].
Итак. содержание данного права предопределено социальной ценностью здоровья как личного и общественного блага, поскольку здоровье население также является элементом национальной безопасности.
Изменения, которые произошли во всех сферах жизни российского общества, из-за вируса Ковид-19 коснулись абсолютно всех людей. Крепкое здоровье оказалось самым ценным ресурсом и поставило на одну ступень все социальные ступени нашего общества.
В связи с вышесказанным, на данный момент времени присутствует огромный интерес к такому вопросу как право на охрану здоровья.
Но следует отметить, что в правовой науке такие дефиниции как «право на здоровье» и «право на охрану здоровья» рассматриваются с разной точки зрения. Это связано с отсутствием достаточно точных формулировок вышеуказанных.
Юридическая природа вышеуказанных понятий также определена не четко. Все сказанное приводит к тому, что данные дефиниции смешиваются, их главное значение или полностью отождествляется, или же является противоположными.
Для более полного изучения значений «права на здоровье» и «права на охрану здоровья» необходимо рассмотреть их содержание с позиции законодателя и доктринальных положений [14].
Резюме по главе 1.
Право граждан на охрану здоровья – фундаментальное субъективное право человека и гражданина, которое связано с основой жизни человека. Все иные права и мероприятия являются вспомогательными, способствующими реализации человеком главного права – права на охрану здоровья.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022 г.) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - ст. 6724
3. Федеральный закон от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (ред. от 02.07.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 14. - ст. 1212
4. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 02/07/2021 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650
5. Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 06.12 2021 г.) Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 26. - Ст. 2581.
6. Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - ст. 1815
7. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822
8. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 44. - Ст. 6021
9. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 66 (ред. от 08.08.2003 г.) «О порядке бесплатного обеспечения лекарственными средствами граждан, занятых на работах с химическим оружием, и граждан, получивших профессиональные заболевания в результате проведения работ с химическим оружием» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 5. - ст. 532
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 г. № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (ред. от 19.11.2008 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 42
11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. № 51
Научная литература
12. Александрова О.Ю. Требование законодательства об обязательности соблюдения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи // Здравоохранение. 2015. № 3. С. 40-46
13. Андриановская Т.Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат. М. Юнити. 2022. 456 с.
14. Буянова М. О. Кобзева С. И. Кондратьева З. А. Миронов В. К. Толкунова В. Н. Гусов К. Н. Право социального обеспечения: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. ПБОЮЛ Грачев С.М. , 2016
15. Гришаев С.П. Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2015
16. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. – М: Проспект. 2020. 112 с.
17. Дурнов М.В., Попова Е.Н. Реализация прав граждан на санаторно-курортное лечение // Материалы XXIV научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. - Саранск, 2021. - С. 631-635.
18. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.-- М.: ИНФРА-М, 2013. – 272 с.
19. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free doc/new site/business/torg/tur/tur bd5.htm.
20. Эртель Л.А. Особенности правового регулирования медико-социальной помощи // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 2. - С. 41
Материалы судебной практики
21. Решение Белокалитвинского городского суда от 24.07.2020 по делу № 2-401/2020 [Электронный ресурс] // Sudact [сайт]. URL: http://sudact.ru/regular/doc/K5rQ49sbfpVm/Дата обращения: 06.10.2022.
22. Цыцылина Т.Л., Блинкова Е.А. Проблемы проведения расследования несчастных случаев на производстве // Вестник ВИЭПП. 2019. № 2. С. 128.