Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что современные экономические условия в российской экономике предопределяют изменения всех факторов воспроизводственного процесса и влияют на принятие бизнес-решений. В связи с этим возникает необходимость определения путей повышения эффективности деятельности коммерческих организаций. Интеграция предприятий розничной торговли в управленческие рыночные условия требует изменений в деятельности и совершенствования методов управления их ресурсами. Постоянные изменения, сопровождающие развитие сектора розничной торговли, вынуждают руководителей организаций находить скрытые резервы, обеспечивающие динамичную работу. Одним из внутренних резервов является повышение эффективности управления запасами.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРГОВЛИ
1.1 Экономическая сущность и классификация товарных запасов
Основными показателями, характеризующими работу розничного предприятия, являются товарные запасы, оборот розничной торговли и прибыль. Процесс обращения товарных запасов завершается в розничной торговле. Они переводятся в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения. Их розничная продажа осуществляется предприятиями всех форм собственности различных торговых систем.
Товарные запасы - это любые вещи, которая участвует в свободном обмене на другие продукты, сделанные для продажи. В частности, продукты, которые не производятся для обмена, не являются товарами в экономическом смысле. Товарными запасами считается все, что может быть предметом сделок в рыночных отношениях между продавцами и покупателями. Объект сделки, прежде всего, в силу своих свойств, должен вызывать интерес покупателя и в конечном счете удовлетворять определенные потребности, т. е. иметь полезное значение.
В широком понимании под товарными запасами понимают определенный материализованный продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и предназначенный для продажи (обмена). В то же время продукты, произведенные для личного потребления, ими не являются, но при определенных условиях могут ими стать.
Как известно, существуют две общие формы хозяйства: натуральное и товарное производство. Товарное производство возникает из недр натурального хозяйства и постепенно вытесняет его. При этом натуральное производство не исчезает полностью, а уступает место товарному, продолжает существовать и выполняет второстепенную роль.
В современном мире люди удовлетворяют свои потребности продуктами, сделанными как товары. В таблице 1.1.1 представлены современные подходы к раскрытию экономической сущности термина «товарные запасы».
1.2 Факторы влияющие на величину товарных запасов
Для изучения влияния товарно-материальных запасов на экономические показатели необходимо проводить анализ состояния и использования товарно-материальных запасов на предприятии [9, с.75].
При управлении процессами закупок в компании необходимо учитывать множество факторов. Как внешние, так и внутренние факторы могут влиять на управление запасами по-разному, и важно знать об этих переменных.
Далее рассмотрим на основные факторы, которые могут повлиять на величину товарных запасов.
1. Финансовые факторы
Такие факторы, как стоимость заимствования денег для поддержания запасов, могут сильно повлиять на управление запасами. В этом случае финансы могут колебаться в зависимости от экономики, и необходимо разумно следить за изменением процентных ставок, чтобы помочь спланировать расходы компании.
Налоговые расходы, связанные с товарными запасами, являются еще одним фактором, который может влиять на управление запасами. Это особенно заметно при подготовке налоговых деклараций на конец года [2].
К другим финансовым факторам относятся расходы, связанные со складскими операциями, и изменение транспортных затрат в этих факторах может потребовать от компании соответствующего изменения процессов управления запасами.
Например, колебания стоимости топлива могут потребовать от компании переосмысления методов транспортировки, чтобы сократить расходы.
Можно приобрести собственные грузовики или использовать для транспортировки внешних подрядчиков, что снова изменит способ управления запасами.
2. Поставщики.
Поставщики могут иметь огромное влияние на управление запасами. Успешному бизнесу нужны надежные поставщики, чтобы планировать расходы и налаживать производство.
Ненадежный или непредсказуемый поставщик может иметь огромное влияние на управление запасами. Было бы неплохо убедиться, что у компании есть надежный резервный поставщик, чтобы предотвратить нехватку продукции или задержки в производственном процессе.
3. Время выполнения.
Время выполнения заказа - это время, которое проходит с момента заказа товара до момента его доставки. Время выполнения заказа будет широко варьироваться в зависимости от типа продукта и различных производственных процессов, поэтому изменения этих факторов могут потребовать изменений в управлении запасами.
1.3 Методы нормирования товарных запасов
Запасы включают сырье, незавершенное производство и готовую продукцию. Нормирование запасов - это процесс определения минимального, но достаточного (для бесперебойного производственного процесса) количества запасов на предприятии, то есть это создание экономически обоснованных (планируемых) правил и стандартов инвентаризации.
Другими словами, нормирование запасов направлено на повышение их стоимости. Товарно-материальные запасы - это элемент оборотных средств, который часто подлежит нормированию. Следует также отметить, что сегодня только 52% экономических субъекта нормируют оборотные средства.
Существуют таким методы нормирования запасов [10, с. 85]:
- метод прямого расчета - обеспечивает обоснованный расчет запасов по каждой позиции с учетом всех изменений уровня развития предприятия. Этот метод очень трудоемкий, но позволяет произвести наиболее точный расчет. Преимуществом этого метода является надежность, которая позволяет производить наиболее точные расчеты специальных и комбинированных параметров;
- статистический метод - используется в том случае, когда планируемый период не предусматривает существенных изменений условий труда предприятия по сравнению с предыдущим периодом;
- коэффициентный метод нормирования - заключается в корректировке нормативов, установленных за предыдущий период.
Нормирование запасов осуществляется двумя основными методами: методом технико-экономических расчетов и методом коэффициентов эластичности размеров запасов в днях от объема товарооборота.
При нормировании запасов первым методом определяется норматив запасов в днях и сумме. Норматив в днях определяется по запасам и денежным средствам.
Норматив запасов устанавливают по их группам для обеспеченности производственного процесса на производственных предприятиях или полного ассортимента на предприятиях торговли.
2 АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ И ИХ НОРМИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЭТАЛОН»
2.1 Общая характеристика торгового предприятия ООО «Эталон»
Общество с ограниченной ответственностью «Эталон» – предприятие торговли, основная деятельность которого направлена на решение следующих задач:
– удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
– организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Целью функционирования торгового предприятия ООО «Эталон» является получение прибыли посредствам реализации основных видов деятельности:
– розничная и оптовая торговля различными группами товаров
Организационно-правовой формой бизнеса является ООО – общество с ограниченной ответственностью. Это дает обширные возможности с точки зрения законодательства [4].
Общество является юридическим лицом и приобретает права юридического лица со дня его Государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Общество создано без ограничения срока деятельности.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Отношения общества с другими организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального управления и гражданами регулируются законодательством РФ [1; 3].
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2.2. Анализ управления товарными запасами ООО «Эталон»
Данные таблицы свидетельствуют о преимущественном росте товарооборота над ростом объема товарных запасов в 2020 году (92,27% и 84,92% соответственно).
В результате правильного соотношения товарных ресурсов и результатов произошло повышение скорости реализации, но в отчетном 2021 году, наоборот, товарные запасы опережают темпы роста товарооборота, что свидетельствует о снижение числа оборотов с 10,58 (2020 год) до 9,04 в 2021 году.
Относительное увеличение запасоотдачи составило на 8,62 % в 2020 году, а в 2021 произошло снижение на 14,56%. Это означает, что товарооборот на каждый рубль запаса снизился на 1,54 тыс. руб. (9,04-10,58). Запасоёмкость увеличилась в отчетном году на 17,06 % по сравнению с предыдущим годом, за счет снижения скорости товарооборота и увеличения суммы товарных запасов.
Произведя расчет коэффициента обеспеченности товарных ресурсов, видно, что предприятие было наиболее обеспеченнее в 2021 году по сравнению с предыдущими годами, хотя в этом году товарооборот был ниже остальных лет, на это повлияло замедленная реализация товаров, обусловленная снижением спроса на товары [19, с. 200].
Эффективность использования товарных запасов характеризуется коэффициентом обеспеченности, который показывает, сколько приходится товарных запасов на 1 рубль товарооборота.
Эффективность увеличилась на 15,83% в 2021 году по сравнению с 2020 годом, это обусловлено снижением времени обращения товарооборота на 4 дня, что уменьшило получение суммы прибыли от реализации на 3121 тыс.руб. в сравнении с прошедшим годом.
Рентабельность товарных запасов, которая рассчитывается как отношение суммы прибыли от реализации товаров к сумме товарных запасов, выраженная в процентах, в 2021 году составила 0,141 тыс. руб. или 14,15% .
Анализ товарных запасов проводят в разрезе отдельных товарных групп. Динамика товарных запасов в разрезе товарных групп и товаров по торговому предприятию характеризуются данными таблицы 2.2.4.
По данным таблицы 2.2.4 общая сумма товарных запасов в динамике за три года стремительно снижается, это в основном наблюдается в группе непродовольственных товаров.
В отчетном 2021 году товарные запасы по продовольственной группе составили 5627 тыс.руб., что на 1199,7 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году, это произошло за счет увеличения товарных запасов яиц, растительного масла и водки. Закон «О запрете реализации алкогольной продукции в ночное время, с 23 часов до 7 утра, с содержанием этилового спирта выше 11% », вызвал снижение спроса на данную продукцию.
Что касается непродовольственных товаров, то здесь товарные запасы в 20121 году оказались ниже в отличие от 2020 года, из-за хозяйственных товаров и одежды, так как предприятие намерено снизило сумму запасов на данные товары вследствие отсутствия спроса, и выполняло поставки в меньшем объеме.
В соответствии с таблицей 2.2.5 видно, что на результатах деятельности ООО «Эталон» в 2021 году отразилась замедленная реализация непродовольственных товаров, т.к. товарооборачиваемость замедлилась по этой группе на 9,5 дней по сравнению с предыдущим годом.
Лучшие показатели товароборачиваемости получили в отчетном году продовольственные товары, их снижение в темпе составили 98,79% в отличие от 2020 года.
Замедление товарооборачиваемости непродовольственных товаров могло произойти в виду отсутствия спроса населения на товары из-за высокой цены, утраты актуальности и моды на некоторые товары, такие как одежда [15, с. 460].
Для более подробной оценки товарооборачиваемости проводят анализ товарооборачиваемости по товарным группам. Данный анализ приведем на основе данных таблицы 2.2.6 и сделаем выводы.
По данным таблицы 2.2.6, анализируя товарооборачиваемость товарных групп предприятия, видно, что скорость товарооборота везде разная и варьируется в отчетном году с 2,7 дней до 113.
Самые лучшие результаты товарооборачиваемости получили: сахар – 2,7 дня, овощи – 3 дня, бытовая химия – 9 дней.
Замедленная реализация товаров наблюдается по таким группам как: рыба, масло, одежда, кондитерские изделия и водка.
Причина - высокая цена, низкое качество товаров, ограничения реализации алкогольной продукции, вследствие чего произошел спад спроса.
Анализ поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе. В то же время используйте стоимость и естественные показатели.
Используя естественные показатели и данные о средней оптовой цене товаров, мы можем дополнительно проанализировать реализацию планов получения товаров по классификации и качеству и определить влияние ценовых факторов на стоимость полученных товаров [17, с. 112]
Проводя поступления товаров в разрезе товарных групп, необходимо изучить, как на торговом предприятии соблюдается ассортиментный минимум, удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары.
Торговое предприятие обеспечило невысокие темпы поступления товаров. Поступление товаров снизились в каждом году и по всем товарным группам, исключая табачные изделия в отчетном 2021 году. На это повлияла нехватка средств на закупку товаров, то есть недостаточное финансирование предприятием договорных обязательств по поставке. Оценку источников поступления представим в таблице 2.2.8.
По данным таблицы 2.2.8., в отчетном году поступление товаров составило 111833 тыс. руб., что меньше показателей прошлого года на 27851 тыс. руб. Более низкие темпы поступления получил показатель от оптовых предприятий других областей, так как это требовало больших средств финансирования закупа и издержек по транспортным расходам.
Вследствие чего повысилась сумма поступления от оптовых предприятий собственной области, что связано с близостью расположения оптовых баз, но которые не полностью удовлетворяют требуемый ассортимент. Взаимосвязь товарных запасов с экономическими показателями предприятия представим в таблице 2.2.9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования товарных запасов и их нормировании на предприятии торговли ООО «Эталон» в течение периода 2019 - 2021 годов, можно сказать, что в современных экономических условиях предприятиям торговли, как правило, очень трудно устоять на рынке из-за большого натиска конкуренции.
В ходе изучения теоретических основ установлено, что товарные запасы – это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.
Необходимость образования товарных запасов вызывается многими факторами. Это сезонные колебания в производстве и потреблении товаров; условия транспортировки товаров; возможности для хранения товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2022.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный документ] // Консультант плюс: справ.-правовая система, 2022.
3. Федеральный закон от 28.12.2016 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 № 341-ФЗ)
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 25.02.2022)
5. Алексеева, Н.И., Алёхина, Ю.В. Управление товарными запасами предприятия на основе анализа системы показателей / Н.И. Алексеева, Ю.В. Алёхина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2019. Т. 1. № 5 (5). С. 56- 59.
6. Аникин, Б. А. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 320 с.
7. Брагин, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник: 3 издание / Л.А. Брагин -М.: ИНФРА-М, 2019. - 630 с.
8. Буняк, И.П. Управление товарными запасами с учетом складских помещений / И.П. Буняк // Современные тенденции развития науки и технологий. 2019. Т. 6. № 3. С. 38-41
9. Грызанов, Ю.П., Файницкий, А.И. Управление товарными запасами в торговле./ Ю.П. Грызанов, А.И. Файницкий — М.: Экономика, 2019. -215 с.
10. Милкова, О. И. Экономика и организация предприятия : учебник и практикум для вузов / О. И. Милкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 473 с.
11. Розанова, Н. М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 1. Фирма как основной субъект экономики : учебник для вузов / Н. М. Розанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 187 с.
12. Самарина В. П., Черезов Г. В., Карпов Э. А. Экономика организации. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 320 с.
13. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организации (предприятия). Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 512 с.
14. Тертышник, М. И. Экономика организации : учебник и практикум для вузов / М. И. Тертышник. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 631 с.
15. Токпаева, Н.В. Увеличение товарооборота розничного торгового предприятия / Н.В. Токпаева // Актуальные проблемы экономики современной России. 2018. № 3. С. 459-461.
16. Тямусев, Д.И. Система управления товарными запасами в розничной торговле / Д.И. Тямусев // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 1 (13). – С. 99-102.
17. Федорова, М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления / М.А. Федорова // Социально-экономические явления и процессы. – 2019. – Т. 9, № 10. – С. 110-114.
18. Храмцова, О.О. Анализ товарных запасов системе управления товарооборотом кооперативной организации / О.О. Храмцова, Т.Г. Храмцова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2019. – № 6-8. – С. 130-134
19. Шимко, П. Д. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 240 с.
20. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами/Дж. Шрайбфедер; пер. с англ. Ю. Орлова. Изд-во Альпина Паблишер, 2019. 304 с.