Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Своевременно сформированные фонематические процессы в дошкольном возрасте являются предпосылкой овладения ребенком речью, а затем и письмом, основой понимания смысла речи. Чем больше у ребенка развито умение анализировать и синтезировать фонемы, тем выше будут его навыки чтения и письма. Хорошая речь является важнейшим условием полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании детской речи, ее чистоте и правильности, предупреждении и исправлении различных нарушений, считающихся отклонениями от общепринятых норм данного языка.
К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, имеется тенденция к увеличению количество детей с нарушениями развития, в том числе с нарушениями речи, что определяет особую остроту проблемы социальной адаптации этих детей. в обществе. Особую категорию детей с тенденцией к устойчивому росту составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Установлено, что умственная отсталость у детей представляет собой сложное полиморфное расстройство, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина и
Современные исследователи Ю.В.Ульенкова, Н.Ю. Борякова, М.А. Касицына и др. важную роль отводят формированию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития, то есть способности воспринимать, различать и дифференцировать звуки речи (фонемы). Они считают, что при нарушении артикуляции, без достаточного формирования фонематического слуха и восприятия невозможно формирование звукоанализа и синтеза. На основании этих результатов предлагается построение системы коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями фонематической стороны речи. Исходя из важности и актуальности проблемы развития фонематических процессов у младших школьников с задержкой психического развития, был определен научный аппарат нашего исследования.
Цель: Изучить методики развития фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1.Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития младших школьников с задержкой психического развития;
2.Изучить пути коррекции фонематических процессов у младших школьников;
3.Проанализировать систему коррекционно-педагогической работы по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект: Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: Фонематические процессы у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы
Глава 1 Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1.Понятие «фонематические процессы»
В основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются более сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Овладение фонематическими процессами имеет большое значение для развития речи, так как они являются той основой, на которой строится овладение языком как основным средством общения. Изучением фонематических процессов занимались такие ученые, как Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, И.М. Онищенко, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др. фонематический слух и фонематическое восприятие, при этом первое включает простые и сложные формы фонематического анализа, фонематического синтеза и фонематических представлений [3].
Длительное время ученые думали, что звуковая сторона речи состоит из ряда различных элементов и сочетаний. Фонетика основывалась на физиологической природе речи и артикуляции. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Развитие моторики считалось единственным источником развития звуковой стороны речи. В то же время не уделялось достаточного внимания важности восприятия речи. Но в 30-х годах прошлого века Л. С. Выготский ввел такое понятие «фонема»: он доказал, что фонема является единицей речевого развития детей. С точки зрения этой новой фонетики развитие детской речи проходит через развитие системы фонем, а не через накопление отдельных звуков [12].
Фонема – это не просто звук, а осмысленный звук. Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем. По его мнению, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонем происходит только в контексте человеческой речи. Основным законом восприятия фонем является закон восприятия звуковой стороны речи [2].
Л. С. Выготский ввел термин «фонематический слух», в который входят три речевые операции:
1. способность слышать, есть ли данный звук в слове или нет;
2. умение различать слова, в состав которых входят одни и те же фонемы, расположенные в разных последовательностях;
3. способность различать слова, которые кажутся похожими, но имеют разное значение.
Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи. В отличие от музыкального слуха или высоты звука, целью которого является различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем — частей слова, имеющих «значение», смысловое содержание. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, часть физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека в «фонемной сетке» [9].
Фонематическое восприятие - мыслительные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова. Фонематическое восприятие звуков речи происходит при взаимодействии слуховых и кинестетических раздражителей, поступающих в кору. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным выделение отдельных фонем. При этом важную роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
Через аналитико-синтетическую деятельность ребенок сопоставляет свою несовершенную речь с речью старших и формирует звукопроизношение. Отсутствие анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако если для повседневного общения достаточно наличия первичного фонематического слуха, то для овладения чтением и письмом его недостаточно. В.И. Бельтюков, А.Н. Гвоздев, Г.М. Лямина, Н.Х. Швачкин доказал необходимость развития высших форм фонематического слуха, при которых дети могли бы расщеплять слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т. е. анализировать звуковой строй слова [2].
Д. Б. Эльконин называл эти специальные действия анализом звуковой структуры фонематического восприятия слов. В рамках грамотности эти действия формируются в процессе специального обучения, в ходе которого дети усваивают средства звукового анализа [6].
Фонематический анализ — это операция мысленного членения на составные элементы (фонемы) различных звуковых комплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. Д. Б. Эльконин отличал фонематический анализ от фонематического восприятия, которое включало: 1) выяснение последовательности фонем в слове; 2. установление отличительной функции фонем; 9 3. выделить основные фонематические оппозиции, характерные для данного языка.
Фонематический анализ может быть базовым или комплексным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова (от четырех до пяти), отнесение начального ударного гласного от слова (от пяти лет); она появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является выделение первого и последнего звука слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове (последовательный анализ), их количества (количественный анализ), их места по отношению к другим звукам (после какого звука / перед каким звуком — позиционный анализ). Этот фонематический анализ дети осваивают только в условиях специального обучения (с шестилетнего возраста) [8].
Д. Б. Эльконин доказал, что прежде чем учить ребенка письму, необходимо обучить его приемам фонематического анализа. Кроме того, стоит отметить роль Н.Х. Швачкин, экспериментально установивший последовательность овладения детьми фонематическими различиями. Экспериментатор следил за тем, чтобы ребенок усвоил соотношение звукового комплекса с предметом, затем просил показать или дать. Таким образом, он выявил важные закономерности в восприятии фонем.
Фонематический анализ относится к мыслительным действиям по анализу звукового строя слова – разбиению его на последовательные ряды звуков, подсчету их количества, классификации. Точно так же под фонематическим синтезом мы будем понимать мыслительные действия по синтезу звуковой структуры в слово — слияние отдельных звуков в слоги и слогов в слова. Фонематический синтез – умственный процесс соединения звуков в целое слово (с 6 лет). Иными словами, фонематический синтез является процессом, противоположным анализу, но они тесно связаны и неотделимы друг от друга [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В.И. Бельтюков. – М., 2010. – 117 с.
2.Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В.И. Бельтюков. – М.: Просвещение,1964.
3.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб., 2007. – 156 с.
4.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., 2011. – 277 с.
5.Гуровец Г. В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических расстройств: [Текст] / Г. В., Гуровец, С.И. Маевская. – М., 2012. – 257 с.
6.Дурова, Н.В. Формирование фонематического слуха у детей [Текст] / Н.В. Дурова. – М., 1996.
7.Журова, Л. Е. Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей [Текст]: Сенсорное воспитание дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 227с.
8.Основы логопедической работы с детьми [Текст]: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
9.Рау, Е.Ф., Рождественская, В.И. Смешение звуков речи у детей. [Текст] / Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская -М., «Просвещение», 1972. – 208 с
10.Чевелева, Н.А. Приемы развития фонемного восприятия у детей с нарушениями речи [Текст] / Н.А. Чевелева //Дефектология. – 2006. – № 5. – С.57-61.