Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное дошкольное образование является одним из основных этапов развития системы образования нашей страны.
Обновленные нормативные требования к определению общей структуры, условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования предъявляют требования к работе педагогических работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс. В современных условиях многие дошкольные образовательные организации, обеспечивающие развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста, сталкиваются с кадровыми проблемами.
В условиях гуманизации дошкольного образования ставятся новые задачи по формированию высоконравственной, творческой и социально зрелой личности педагога образовательной организации, в том числе дошкольной. Большое значение имеет профессиональный кругозор педагогов, их способность адаптироваться к постоянно меняющимся современным условиям. В условиях нестабильности профессионального пространства образовательные системы, призванные повышать профессиональную компетентность педагогических кадров, не обеспечивают необходимого уровня профессионального развития, а также формирования личностных качеств и профессиональной культуры молодых педагогов.
От этого усложняются задачи работы методического отдела как составного элемента системы непрерывного профессионального образования. От методиста требуется максимально качественное решение возникающих проблем, только тогда возможно влияние на профессиональное развитие педагога.
Статистика последних лет показывает, что педагогический коллектив дошкольных организаций стремительно «стареет». Исходя из вышеизложенного, одной из основных задач является поддержка молодых начинающих педагогов, избравших нелегкий путь воспитателя.
В трудах отечественной авторов С.Я. Батышева, Г.С. Костыко, А.П. Беляевой, А.М. Новикова, А.Я. Найна, И.М. Старикова, И.Т. Сенченко. Актуализировали разработку и решение проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов исследования таких авторов, как Б.С. Гершунский, Ю.В. Васильев, И.Е. Мамаева, В.Н. Казакова, Р.Л. Кричевский, Г.В. Сериков, О.А. Конопкин, В.В. Шапкин. имеют отражение исследования таких проблем педагогики как, формирования профессиональной компетентности воспитателей получили освещение в экономическом, социальном, организационном и педагогическом аспекте.
Изучение педагогического опыта и проведенные исследования выявили, что профессиональная компетентность педагогических работников рассматривается как результат деятельности методического отдела, ориентированного на решение организационно-управленческих задач.Особую значимость и ценность имеют работы, рассматривающие теоретические и методологические аспекты формирования профессиональной компетентности воспитателей (В.П. Беспалько, Н.М. Таланчук, Б.С. Гершунский, К.Я. Вазина, B.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, М.И. Махмутов и др.), а также психологическую структуру и особенности формирования профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, И.М. Стариков, Н.В. Кузьмина, А.И. Мищенко).
В трудах исследователей Б.С. Гершунского, А.Г. Венделина, М.М. Махмутова, Е.Е. Мамаевой, В.Г. Онушкина, А.М. Новикова, Н.Е. Отвагиной и др. отражены перспективы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.
Актуальность: В современных условиях образовательные учреждения проходят процессы обновления, требующие от воспитателя переориентации своего сознания, своей профессиональной позиции на гуманистические ценности, позволяющие принимать грамотные решения. Стало ясно, что источником механизма развития дошкольных учреждений является методическая деятельность воспитателя.
Из изложенного можно выделить следующую проблему исследования: каково содержание деятельности методической работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности воспитателя детей дошкольного возраста через участие в методической работе ДОО».
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Предмет исследования – организация методической работы, обеспечивающая развитие профессиональной компетентности педагогов ДОО.
Цель - выявление структуры управления и составляющие системы методической работы, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Задачи:
1. Выявить и определить сущность понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность педагогов ДОО».
2. Определить формы и методы развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в процессе деятельности
3. Изучить специфику организации методической работы в дошкольном учреждении
Теоретические методы: - анализ, изучение, обобщение и систематизация научной, педагогической и психологической литературы по изучаемой проблеме.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО
1.1 Понятия «профессиональная компетентность педагога» и ее составляющие
Концепция модернизации Российского образования, ориентирована на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов и требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абашина, В. В. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / В. В. Абашина, С. А. Якоб. — Сургут: Сур ГПУ, 2019. — 103 с.
2.Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы конференции / под общей редакцией Г. В. Коротковой. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2019. — 320 с.
3.Багаутдинова, С. Ф. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении: учеб. -метод. комплекс: учебно-методическое пособие / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 74 с.
4.Бережнова, О.В. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада / О.В. Бережнова. - М.: Цветной мир, 2015. - 172 c.
5.Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
6.Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510
7.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами: Нормативные документы и практика. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
8.Дополнительное образование в контексте профессионального развития педагога: монография / Н. Ф. Бондаренко, А. А. Волков, Г. Д. Гриценко [и др.]; под редакцией Т. Ф. Масловой, А. А. Волкова. — Ставрополь: СГПИ, 2017. — 134 с.
9.Дистанционные образовательные технологии в практике повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: учебно-методическое пособие / В. В. Малиатаки, К. В., Т. В. [и др.]. — Ставрополь: СГПИ, 2020. — 106 с.
10.Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: материалы конференции / под общей редакцией Г. В. Коротковой. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2019. — 320 с.
11.Коблева, А. Л. Самоменеджмент педагога: профессиональный портрет: учебное пособие / А. Л. Коблева, Т. П. Морозова. — Ставрополь: СГПИ, 2017. — 120 с.
12.Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / составители С. Х. Хурен-оол, М. К. Дамба. — Кызыл: Тув ГУ, 2019.
13.Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 192 с
14.Сальникова, Т. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ / Т. Сальникова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 932 c.
15.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
16.Стерликова, В. В. Методическая практика в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / В. В. Стерликова, О. В. Афанасьев. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 181 с
17.Тихомирова О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
18.Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ — начала ХХ века. — М.: Юрайт, 2020. — 195 с.