Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Важнейшие сферы жизнедеятельности общества регулируются посред¬ством деятельности органов исполнительной власти, которые, согласно прин¬ципу разделения властей в Российской Федерации, являются одним из главных направлений осуществления государственной власти в стране. От того, насколько эффективно будет организовано взаи-модействие исполнительных органов власти между собой, по итогу будет зависеть уровень жизни населения страны, гарантия осуществления закон-ных прав.
Исполнительная власть представляет собой одну из важнейших со-ставляющих государственного аппарата в связи с тем, что она содержит в себе большое количество органов власти, имеет большой круг полномо-чий, реализуемых во всех сферах общества и государства. Однако, уста-новленные в федеральном и региональном законодательстве нормы в не-достаточной степени обеспечивают эффективное функционирование систе-мы законодательных и исполнительных органов государственной власти в регионах.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Правовая природа исполнительной власти
Исполнительная власть — неоднозначное, комплексное явление, ко-торому и по сей день, юридическая наука стремится дать наиболее полное определение. В настоящее время не утихают споры о том, что есть испол-нительная власть; не понятна её правовая природа .
«Исполнительная власть — по мнению А. Г. Быковой, А. В. Бы¬кова и А. В. Дорофеева — это власть правоприменительная, на кото¬рую возлага-ется функция исполнения принимаемых законодательной властью законов и указов Президента Российской Федерации. Она имеет своё субъективное выражение, т.е. для реализации задач ис¬полнительной власти государство образует специальные органы исполнительной власти» .
Таким образом, исполнительная власть в государстве имеет важ¬ное, а по большей части и ключевое значение. Выступая в роли импе¬ративного арбитра исполнительно-распорядительной деятельности между субъекта-ми административных правоотношений, исполни¬тельная власть претворя-ет в жизнь и реализовывает на практике пре¬делы дозволенного и недозво-ленного, возможного и невозможного, сущего и должного в строгом соот-ветствии с позитивными нормами действующего законодательства. В под-тверждении выдвинутого те¬зиса представляется интересной точка зрения учёных — Д. В. Звя¬гинцевой и И.В. Кудрякова: «Необходимо отметить, что в мире раз¬личные страны в своём законодательстве характеризуют ис-полни¬тельную власть основным, ведущим механизмом государственного управления общественными процессами» . Управление обществен¬ными отношениями государство осуществляет напрямую посред¬ством специаль-но созданных органов государственной власти, упол¬номоченных в преде-лах своей компетенции реализовывать исполни¬тельную власть в опреде-лённой сфере деятельности. В. Я. Кикоть считает, что «под органом ис-полнительной власти (исполнительным органом государственной власти), как правило, понимается структур¬ное подразделение государственного аппарата (государственная ор¬ганизация, политическое учреждение), обра-зуемое государством для повседневного исполнения и обеспечения испол-нения законов и иных НПА для осуществления функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством ис-пользования предоставленных ему государственно-властных полномо-чий» .
Таким образом, органы государственной власти и государство яв-ляются единым механизмом системы государственного управле¬ния, кото-рый регулирует административно-правовые отношения. Ду¬мается, в кон-тексте исследования необходимо упомянуть о соотноше¬нии понятий ис-полнительная власть и государственное управление в качестве одной из краеугольных проблем. Вопреки довольно распро¬страненному мнению ученных о тождестве данных понятий , полагаем, что исполнительная власть и государственное управление — не тожде¬ственные категории, ко-торые, безусловно, тесно взаимосвязаны, однако имеют отличительные особенности. Суть обозначенной проблемы вза¬имосвязи понятий «испол-нительной власть» и «государственное управ¬ление» наиболее верно по-ставлена в исследовании Е.А. Супониной. Учёный считает, что «исполни-тельная власть в большей степени высту¬пает как политико-правовая кате-гория, а государственное управление — как организационно-правовая. В силу этого государственное управ¬ление по своей природе и назначению следует рассматривать как орга¬низационно-правовую форму осуществле-ния исполнительной власти, в качестве разновидности государственной де-ятельности, в рамках кото¬рой реализуется исполнительная власть» .
2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте проводи¬мой административной реформы
В соответствии с конституционными основами единства публичной власти Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих прин-ципах организа¬ции публичной власти в субъектах Российской Федера-ции»выстраива¬ется обновленная модель организации и деятельности орга-нов публичной власти на территори¬ях субъектов Российской Федерации. В частности, федеральные органы государственной вла¬сти и иные федераль-ные государственные органы осуществляют свои полномочия на террито-рии субъекта Российской Федерации во взаимодействии с органами госу-дарственной власти субъекта Российской Федерации, иными государствен-ными органами субъекта Российской Федерации, органами местного само-управления, действующими на территории субъекта Рос¬сийской Федера-ции, и в совокупности являются органами, входящими в единую систему пуб¬личной власти в субъекте Российской Федерации. Закрепляются прин-ципы деятельности ука¬занных органов, к которым относятся обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод челове¬ка и гражданина; верховенство Конституции Российской Федерации; согласованное функциони¬рование и взаимодействие органов публичной власти на всех уровнях — федераль-ном, регио¬нальном и муниципальном; разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти и гарантии финансового обеспечения разграничения полномочий; признание и гарантированность местного самоуправления.
На основе принципа единства системы публичной власти статья 6 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах ор-ганиза¬ции публичной власти в субъектах Российской Федерации» опреде-ляет основы участия органов, входящих в единую систему публичной вла-сти в субъекте Российской Федера¬ции, в решении задач местного само-управления.
2.2 Эффективность деятельности органов исполнительной власти
Работа государственных органов власти Российской Федерации еже-дневно находится под пристальным вниманием и постоянно подвергается критике со стороны граждан, общественности и государства в целом. В последнее время вопросы, связанные с повышением эффективности дея-тельности органов власти всех уровней, с качеством оказываемых ими услуг в контексте развития гражданского общества приобретают все большую актуальность и социальную значимость. Эффективность в сфере государственного управления является ключевым фактором, отрицающим или оправдывающим конкретные методы и формы деятельности, в том числе и органов исполнительной власти. Этому вопросу посвящено мно-жество научных работ.
Исследователи эффективности государственной власти, эффективно-сти деятельности органов государственной власти неизбежно сталкиваются с целым рядом проблем. В первую очередь, это отсутствие единого обще-принятого определения и даже единого термина, обозначающего эффек-тивность государственного управления. Благодаря присущей многоас-пектности рассматриваемого понятия в научной литературе сегодня имеет-ся множество его трактовок и толкований.
Так, Ноздрачев А. Ф. под эффективностью государственного управ-ления понимает результат управления .
Зырянов С. М. под эффективностью понимает «соотношение между фактическим полезным социальным результатом и целями властвования, отражающими объективные потребности развития общества, при мини-мальной затрате времени, средств, сил и минимальных негативных соци-альных последствиях» .
На законодательном уровне понятие «эффективность» довольно ча-сто используется, но во многих нормативных правовых актах, это понятие либо применяется и конкретизируется, либо применяются описательные характеристики. Это обуславливает некоторую правовую «размытость».
Для государственных органов власти, и для общества постоянно необходима оценка эффективности государственного управления, которая осуществляется как со стороны гражданского общества (внешняя оценка эффективности), так и со стороны самих органов исполнительной власти (внутренняя оценка эффективности). Оценка эффективности деятельность исполнительных органов позволяет гражданскому обществу контролиро-вать качество деятельности государственных институтов, тем самым спо-собствовать повышению механизма государственного управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы мы пришли к следующим выводам и предложениям:
На основании изложенного необходимо сформулировать по¬нятие исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и обозна-чить его признаки. Полагаем, что под таким государственным органом следует понимать орган, учрежденный на основании норм Конституции РФ, федераль¬ных законов, региональных нормативных правовых актов, действующий со¬гласно положению о данном органе и осуществляющий полномочия в пределах своей исключительной компетенции и полномочия органов исполнительной вла¬сти РФ в пределах, установленных договора-ми о разграничении предметов веде¬ния РФ и ее субъектов.
Согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ разграничение предметов ве¬дения и полномочий между органами государственной власти действует в соот¬ветствии с основополагающими принципами. Здесь стоит отметить немаловаж¬ную роль принципа федерализма в распределении полномочий между феде¬ральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Об общих принципах организации законодательных (предста-вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. —Ст. 5005.
3. Об общих принципах организации публичной власти в субъек-тах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ // Российская газета от 27 декабря 2021 г.
4. О структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 (ред. от 15.07.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2020. — № 4. — Ст. 346.
5. Приказ МЧС России от 18.12.2017 № 576 «Об утверждении перечней показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России» // Справочная правовая система Кон-сультантПлюс. Дата обращения: 17.10.2022 г.
6. Приказ МЧС России от 19.05.2017 № 226 «Об оценке эффек-тивности и качества профессиональной деятельности начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации» // Спра-вочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения: 17.10.2022 г.
7. Распоряжение МЧС России от 02.05.2017 № 195 «Об утвер-ждении порядка организации систематической оценки эффективности и пе-ресмотра обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических послед-ствий» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обраще-ния: 17.10.2022 г.
8. Методические рекомендации по оценке эффективности деятель-ности территориальных органов МЧС России в области гражданской обо-роны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (утв. МЧС России 23.04.2012 № 2–4–87–9–14) // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс. Дата обращения: 17.10.2022 г.
Литература
9. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности Юриспруденция / В. Я. Кикоть. Н. В. Ру-мянцев, П. И. Коно¬нов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 562 с.
10. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолиц-кий. – М.: Зерцало–М, 2018. – 561 с
11. Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К.С. Бель-ский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С.15.
12. Братановский, С.Н. Органы исполнительной власти как субъек-ты административного права / С. Н. Братановский, А. Д. Кислинская // Гражданин и право. -2018. - № 4. - С. 16 – 27.
13. Быкова, А.Г. Органы законодательной и испол¬нительной вла-сти: учебное пособие / А.Г. Быкова, А.В. Быков, А.В. Дорофеев. – Омск.: Омская юридическая академия, 2017. – С. 298.
14. Волкова, Л. П. Политический и конституционный аспекты раз-граничения полномочий в системе исполнительной власти / Л. П. Волкова // Современное право. –2018. – № 10. – С. 34.
15. Гаврилова, А.М. Понятие и принципы правового государства / А.М. Гаврилова // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 2. – № 26. – С. 176–182.
16. Гильмуллин, А. Р. О правовой доктрине в исполнительной вет-ви власти / А. Р. Гильмуллин // Правовое государство. –2017. – № 1. – С. 79.
17. Занко Т.А. Особенности построения систем и структур органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации / Т.А. Занко // Государственная служба. – 2021. – № 4. – С. 14-19.
18. Зарецкая, Д.С. Проблемы организации исполнительной власти субъекта Российской Федерации / Д.С. Зарецкая // Сибирский юридический вестник. – 2011. – № 3 (54). – С. 36–40.
19. Звягинцева, Д. В. Понятие и правовая природа исполнитель¬ной власти / Д.В. Звягинцева, И.В. Кудряков // SCIENCETIME. – 2016. – № 5 (29). – С. 198.
20. Зырянов С. М. Пределы усмотрения в правоприменительной деятельности органов исполнительной власти // Административное право и процесс. –2018. – № 7. – С. 72.
21. Ибрагимов О.А. Исполнительная власть и государственное управление: проблемы соотношения / О.А. Ибрагимов // Право, история, педагогика и современность: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 29-30 января 2021 года / Межотрасле-вой научно-информационный центр. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2021. – С. 194-199.
22. Исаханов А.Р. Концепция разделения властей Джона Локка / А.Р. Исаханов // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 309–310.
23. Кравцова, Е.А. О действующих моделях органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации / Е.А. Кравцова // Конститу-ционное и муниципальное право. – 2018. – № 8. – С. 31–34.
24. Наумкина, В.В. К вопросу о статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации / В.В. Наумкина // Современное пра-во. – 2019. – № 11. – С. 11 –14.
25. Ноздрачев, А. Ф. К 25–летию Конституции Российской Феде-рации. Гражданин и исполнительная власть: конституционные основы вза-имоотношений / А. Ф. Ноздрачев // Административное право и процесс. –2018. – № 12. – С. 21.
26. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: Проект федерального закона N 40361-8 (внесен сенатором РФ А. А. Клишасом, депутатом ГД П.В. Крашенин-никовым) (принят в первом чтении 25.01.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: base.garant.ru/77224618/ (дата обращения: 17.10.2022).
27. Попов, П.Д. Система и структура исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации (на примере Самарской области) / П.Д. Попов // Аллея науки. – 2019. – № 12 (39). – С. 686–693.
28. Супонина, Е.А. К вопросу о соотношении понятий «государ-ственное управ¬ление» и «исполнительная власть» / Е.А. Супонина // Поли-тика, государство и право. – 2016. – № 4. – С. 75.
29. Шатров, А. Е. О некоторых вопросах правового регулирова-ния оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти / А. Е. Шатров // Административное право и процесс. –2018. – № 4. – С. 84.