Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российское общество на современном этапе развития переживает сложную стадию собственного развития. В государстве производится коренное реформирование социальной, экономической и политической сфер жизни, сопровождаемое реформой всей правовой системы, в т. ч. законодательства, нормотворческих и правоохранительных органов, форм и механизмов реализации права.
Актуальность исследования определяется некоторыми практическими и общетеоретическими факторами, и в первую очередь, необходимостью переосмысления тех преобразований, которые произошли в правовой культуре РФ в постсоветский этап ее развития. Правовое воспитание и правовое обучение в качестве правовой категории и общественного явления, несомненно, признавалась предметом научных исследований, как в правоведении, так и в иных общественных науках, однако рассматривалась она в условиях другой социальной реальности.
В правовой литературе имеется множество вопросов, которые касаются правового воспитания. По-прежнему нет однозначного ответа, существуют разнообразные мнения, понятия и представления правового воспитания. Все это связано с неоднозначностью, многоаспектностью, сложностью понятия и категории правового воспитания и правовой пропаганды.
Также это связано с большой важностью правовой воспитания в жизни не только каждого конкретного гражданина, но и группы людей, а также общества и государства, т.к. высокий уровень правовой культуры признается самым важным признаком правового государства, условием, которое обязательно для его построения.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Правовое воспитание неразрывно связано с правовым образованием и реализуется через непосредственное получение знаний. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи теоретического правового материала объекту воспитания. Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечения необходимого уровня систематизации знаний о праве, развитии правовых интересов.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с правовым воспитанием.
Предмет исследования – особенности правового воспитания в соотношении с правосознанием и правовой культурой.
Цель данной работы – комплексное исследование правового воспитания как средства формирования развитого правосознания и повышения уровня правовой культуры в российском обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, формы и методы правового воспитания;
2) изучить особенности правовой культуры и правосознания;
3) исследовать правовое воспитание как основную форму повышения уровня правосознания и правовой культуры;
4) изучить актуальные вопросы правового воспитания молодежи.
Методология и методика исследования включают совокупность общенаучных и специальных методов познания социально-правовой действительности. Среди них основное место занимает диалектический подход, позволяющий рассмотреть объект и предмет исследования во всей полноте их проявлений, использованы такие методы, как историко-правовой, формально-логический, сравнительного правоведения.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика правового воспитания, правосознания и правовой культуры
1.1.Понятие, формы и методы правового воспитания
Для того, чтобы повысить уровень правовой культуры общества в целом и того, чтобы повысить уровень правовой культуры личности, требуется целенаправленная деятельность органов государства, общества, связанная с формированием у всех граждан правового сознания, умений, знаний пользоваться всеми ценностями, которые были созданы человеком в сфере права, желания действовать в соответствии с ними. Иными словами, для того, чтобы повысить уровень правовой культуры требуется правовое воспитание и правовое формирование личности. Данные понятия нельзя признать тождественными. Под правовым формированием личности следует понимать всю многогранную процедуру формирования правовой культуры под воздействием самых разнообразных факторов (политических, социально-экономических, идеологических и т.д.).
Правовым воспитанием следует признать целенаправленную деятельность органов государства и общества, связанную с формированием у физических и должностных лиц правовой культуры и правового сознания, это специальное влияние на поведение и сознание людей для того, чтобы выработать у них устойчивую ориентацию на законопослушное поведение .
Правовое воспитание представляет из себя комплекс элементов, составляющих процесс правового воспитания.
Его базовыми элементами признаются: субъекты воспитания: (органы государства, само государство, общественные организации, должностные лица, некоторые граждане); объекты воспитания (группы населения военнослужащие, молодежь, некоторые индивиды и др.); содержание воспитания – передача воспитуемым правового опыта общества; методы и формы правового воспитания.
С точки зрения содержания цель и смысл правового воспитания состоят в том, чтобы поднять групповое либо индивидуальное правовое сознание до уровня правового сознания социальной группы (общества). Опыт, юридическая информация, которая содержится в социальном правовом сознании, должны «доставляться» путем соответствующих форм, средств и методов в сознание воспитуемых. В связи с тем, что общественное правовое сознание находит собственное непосредственное выражение в правовых нормах, то правовое воспитание по большей части подразумевает их усвоение.
К формам правового воспитания следует отнести:
1) правовая пропаганда (правовое воспитание граждан в общественных консультациях, лекториях, телевидением, иными СМИ и др.);
2) правовое обучение (в школе, специальная подготовка и обучение в средних специальных и высших учебных заведениях);
3) правовое воспитание специализированными органами (к примеру, органы, исполняющие наказание, суд, органы внутренних дел и т.д.);
4) правовая практика (она имеет особенно важное значение для практикующих студентов, получающих знания в результате непосредственного участия в процессе применения права).
Правовое обучение в качестве системы усвоения и передачи исторического опыта прошлого, а также навыков и практики реализации права в условиях современной действительности предназначено сформировать у индивида чувство самостоятельности и уверенности в сфере права, стимулировать юридическую активность личности. Правовая активность подразумевает осознанное, добровольное, социально и нравственно ответственное, инициативное человеческое поведение.
Формы правового воспитания, выражая поведенческую, внешнюю сторону правоотношений воспитуемого и воспитателя, могут быть как в устной форме (беседы, лекции, встречи с правоведами и др.), так и в печатной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информа-ции http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ О молодежной политике в Российской Федерации // Российская газета от 11 января 2021 г. N 1
3. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) О государственной поддержке молодежных и детских общественных объедине-ний // Российская газета, N 127, 04.07.1995.
Научная и учебная литература:
1. Апарин А.М. Правовое воспитание личности как элемент социально-го государства // Журнал «Технологии формирования правовой культуры в современном образовательном процессе». – 2019. – С. 257
2. Ахметов А. С. Актуальные вопросы содержания правовой культуры // Журнал «Известия Тульского государственного университета. Экономиче-ские и юридические науки».-Выпуск № 4-2 / 2017. – С. 73-74
3. Бозоров У.С. Правовая культура в жизни общества // Журнал ФӘН-Наука.- Выпуск № 12 (39) / 2017. –С. 182
4. Бычкова М.В., Есикова Т.В., Федорова Г.Г. Правовое воспитание: ис-тория, теория, практика // Журнал «Социальное обслуживание семей и де-тей». - 2019. - № 16. - С. 28-34.
5. Бялт В.С., Демидов А.В. Правовая культура общества: теоретико-правовая характеристика // Журнал «Ленинградский юридический журнал». – 2018. – С. 172
6. Воропаева К.Е. Правовое воспитание современной молодежи: право-вые средства и формы реализации // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4. - № 4. - С. 275-282
7. Дудченко Л. В. Правовая культура общества и правовая менталь-ность личности // Журнал «Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки».-Выпуск № 5 / 2018. – С. 26
8. Ешкилева Н.А. Правовое воспитание: отдельные методы и средства // Журнал «Modern Science». - 2022. - № 2-2. - С. 155-158.
9. Куклин С. В. Правовая культура и правовое мышление в современ-ном обществе // Журнал «Вестник Южно-Уральского государственного уни-верситета. Серия: Право». – 2017. – С. 43-44
10. Махрова М.В., Махрова Е.И. Подходы к определению функций пра-восознания и профессионального правового сознания // Журнал «Юридиче-ская наука как основа формирования правовой культуры современного чело-века». – 2018. – С.32-34
11. Михеев Д.Н., Шаисматов Ш.Б. К вопросу о правовой культуре и правовом воспитании // Журнал «Наука и право». -2019. – С. 82-84
12. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 341 с.
13. Працко Г.С., Богданова К.М. Роль правового воспитания в станов-лении правового государства // Развитие юридической науки и проблема пре-одоления пробелов в праве. Сборник научных статей. - 2019. - С. 128-130.
14. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 487 с.
15. Рыбаков В. А. Правосознание и правовой менталитет // Журнал «Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2017. – С.6-8
16. Смолина А. Структура правосознания в российском обществе // Журнал «Вести научных достижений». - 2019.- № 4. - С. 10-11.
17. Теория государства и права: учебник для академического бака-лавриата / В.В. Лазарев, С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. – С. 164-165
18. Филонов А.В. Основные проблемы правового воспитания в РФ и пути их устранения // Журнал «Личность. Общество. Государство: проблемы развития и взаимодействия». - 2019. - С. 290-295.
19. Фирсова Т.В., Аратскова Е.В. Правовое воспитание молодежи // Журнал «Наука и образование». - 2019. - С. 195-197