Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Сложно недооценить значение конкуренции как основы, предопределяющей весь характер стратегии и тактики маркетинга. Являясь неотъемлемым атрибутом рынка, конкуренция возникает из рынка, и в то же время служит необходимым условием его развития и существования в целом.
Конкурентоспособность предприятия-чрезвычайно важный показатель в сложных условиях современной рыночной экономики. Рынки сокращаются под влиянием кризиса, кредитоспособность покупателей снижается. В таких условиях конкуренция на рынках снижается, компании, которые не успевают адаптироваться к меняющимся условиям, будут вытеснены с рынка.
Для всех участников рыночных отношений, конкуренция носит принудительный характер, заставляя их регулярно применять инновационные технологии, увеличивать производительность труда, снижать и регулировать цены на товары и услуги. Конкуренция представляет собой динамичный и постоянно возобновляемый процесс соперничества, который осуществляется между экономически обособленными субъектами рынка в условиях ограниченных ресурсов для того, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности потребителей по приемлемой цене.
В сфере строительства, оказание подрядных и строительных услуг планируется с целью извлечения максимальной прибыли. В свою очередь важно учитывать, что один и тот же вид услуг могут предлагать одновременно несколько строительных предприятий.
Таким образом, потребитель всегда имеет возможность выбора. В связи с этим возникает ситуация, при которой строительные предприятия, предлагающий однотипный товар и услуги вступают в борьбу за потенциального потребителя.
В условиях жесткой конкуренции на строительном рынке становится необходимым применение различных средств и методов маркетинга для формирования конкурентных преимуществ и дальнейшего развития бизнеса.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие, сущность и основные функции конкуренции;
-определить факторы, влияющие на конкурентоспособность организации;
-выделить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
-дать общую характеристику ООО «Регионстройстандарт»;
-провести анализ конкурентных позиций ООО «Регионстройстандарт»;
-разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности в ООО «Регионстройстандарт».
Объектом исследования является ООО «Регионстройстандарт».
Предметом исследования – система управления конкурентоспособностью ООО «Регионстройстандарт».
Методы исследования, использованные в работе можно разделить на теоретические и эмпирические. К теоретическим относятся – анализ, синтез, обобщение, классификация; к эмпирическим – конкурентный анализ, SWOT-анализ, STEP-анализ, SNW анализ, анализ рабочих документов, анализ результатов деятельности.
Работа состоит их ведения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы; изложена на 42 страницах компьютерного текста, содержит 18 таблиц, 4 рисунков, список использованной литературы включает 29 источников.
1.Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие, сущность и основные функции конкуренции
Сегодня современный рынок богат различными видами товаров и услуг, и мы можем видеть, как в этих условиях участники экономической деятельности конкурируют друг с другом. В последнее время конкуренция усилилась и охватила весь рынок. Всем известно, что конкуренция возникает везде, где возникают разные интересы и где происходит борьба за различные выгоды, в результате чего формируются конкурентные отношения [11, С. 50].
Конкуренция - это сложный процесс взаимодействия участников рынка в экономике, в котором борьба этих участников (рыночных организаций) приводит к лучшему маркетингу продукции более успешной, сильной и продвинутой (конкурентоспособной) компании. Развитие рыночной конкуренции, помимо возможности расширения каналов сбыта, позволяет более конкурентоспособной компании иметь возможность более детально изучать потребности потенциальных потребителей и занимать большее место на рынке [26, С. 511].
Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Он стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных подразделений. Благодаря этому производители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, снижению себестоимости продукции, повышению качества продукции, развитию научно-технического прогресса [8, С. 76].
Понятие конкурентоспособности компании довольно сложное и, по своей сути, состоит из набора понятий. В качестве первого шага необходимо рассмотреть ряд определений понятия "конкурентоспособность", данных отечественными и зарубежными экспертами. Среди наиболее распространенных определений следует выделить следующее « " конкурентоспособность предприятия - это его способность производить конкурентоспособную продукцию, а также его конкурентоспособность и способность адаптироваться к изменяющимся условиям конкуренции» [23, С. 123]. Эти довольно краткие, но в то же время сжатые определения конкурентоспособности должны включать следующее: «Это способность предприятия производить продукцию по требованию при эффективном использовании производственного, человеческого и финансового потенциала» [19, С. 215]. Более целостный подход к определению конкурентоспособности современного предприятия гласит «» конкурентоспособность предприятия-это свойство субъекта рынка действовать на рынке наравне с существующими конкурирующими субъектами рынка " [11, С. 83].
Часто конкурентоспособность компании напрямую связана с конкурентоспособностью ее продукции. Например, Константинова И. В. дает следующее определение: «под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, производить и продавать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам являются более привлекательными для потребителей, чем продукты конкуренты " [32].
Что касается конкурентоспособности продукции предприятия, то ее можно определить как «степень привлекательности продукта для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения совокупности их требований» [6, с. 249].
Конкуренция выделяет следующие характеристики:
1. регулятор. Функция регулирования заключается в том, что основные факторы производства направляются в те области, где они наиболее необходимы и эффективны. Это связано с необходимостью для подрядчика производить товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель [2, с. 158]
2. функция размещения. В условиях свободной конкуренции ресурсы, а также продукты и промышленные товары в конечном итоге концентрируются там, где они могут приносить наибольшую прибыль. Рабочая сила накапливается в районах с высокой прибылью. В случае неправильного использования ресурсов компания или предприятие в условиях конкуренции автоматически теряют саму основу своей деятельности [20, С. 148].
3. инновационная и адаптивная функция. Конкуренция приводит к тому, что факторы производства направлены на повышение производительности труда и эффективности производства предприятия. Инновации абсолютно необходимы, поскольку производители все время должны получать более высокую рентабельность инвестиций, адаптируя структуру производства к меняющимся требованиям потребителей. Производитель, который игнорирует
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. - 345 с.
2.Александров Н.Н. Конкуренция и конкурентоспособность. - Нижний Новгород: Наука, 2014. - 232 с.
3.Беркович, М.И. Развитие концепций управления предприятием и его конкурентоспособностью // Экономика, предпринимательство и право. - 2017. - № 1 (22). - С. 41-46.
4.Бронникова, Т.С. Анализ методов оценки конкурентоспособности // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 32(383). - С. 26-35.
5.Долгoв, Д.И. Методика оценки конкурентоспособности предприятия// Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - № 45(252). - С. 17-28.
6.Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности // Маркетинг в России. - 2017. - №8. - С. 27.
7.Кашинцева, Е.В. Методика анализа конкурентоспособности организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - № 20(77). - С. 15-20.
8.Кетова Н.П., Усова В.А. Использование потенциала маркетинговых стратегий зарубежных компаний российскими бизнес-структурами: монография. - Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-ХХI век», 2013. - 104 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создавать, завоевать и удержать рынок. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2015. – 294 с.
10.Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 374-377.
11.Летников, В.Б. Технологические инновации и конкурентоспособность бизнеса // Российское предпринимательство. - 2017. - № 11 (71). - С. 47-51.
12.Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.: Юрайт, 2014. - 274 с.
13.Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации. - М.: Дашков и Ко 2015. - 256 с.
14. Маркетинг по нотам. Практический курс на российских примерах. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2015. - 758с.
15.Немогай Н.В. Конкурентоспособность предприятия. - М.: Тетрасистемс, 2013. - 284 с.
16.Панкрухин А. П. Маркетинг. - М.: Омега-Л, 2014. - 284 с.
17.Печенкин А. В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей. - М.: МГЭИ, 2014. - 123с.
18.Портер М.Ю. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2046. - 328с.
19.Синяева И. М. Маркетинг торговли. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 750 с.
20.Тарануха Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии. - М.: Дело и сервис, 2015. - 382 с.
21. Тичин Н. Лидеры организации: из опыта американской корпорации: пер. с англ. – М.: Экономика, 2014. – 159 с.
22.Уолкер О. Маркетинговая стратегия. - М.: Вершина, 2016. – 162 с.
23.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. - М.: Маркетинг, 2013. - 429 с.
24.Хулей Г., Сондерс Дж., Пирси Н. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. - Д.: Баланс Бизнес Бук. 2014. – 299 с.
25.Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 301 с.
26.Шаисламова М. Р., Гафурова Д. Р. Влияние стратегического маркетинга на конкурентоспособность предприятия // Молодой ученый. – 2018. - №7. - С. 510-513.
27.Юданов А.Ю. Конкуренция. - М.: изд. «АКАЛИС», 2015. - 492 с.
28.Шафигуллина Э.И. Методы оценки конкурентоспособности организации: проблемы выбора // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2018 - № 22(57). – С. 33-39