Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Психологическая диагностика, выступая в качестве одной из значимых дисциплин, напрямую связанных с общественной практикой, в последнее время получила достаточно широкое признание. Она вместе с психопрогностикой, психокоррекцией, а также психопрофилактикой выступает в качестве одного из способов практического использования психологического знания непосредственно в реальных жизненных ситуациях и занимает особое место во многих сферах осуществления практической деятельности, которые испытывают потребность в учете имеющих место психологических специфик человека.
Актуальность рассмотрения отдельных вопросов психологического диагноза также определяется имеющими место особенностями современного состояния психологической науки, в том числе теоретических исследований в сфере психодиагностики: 1) наметившемся в последние годы разрывом между реальными возможностями психологической науки и их опережающими современными требованиями практики; 2) неполной разработанностью вопросов относительно научного базиса постановки психологического диагноза, напрямую связанной с тем, что на современном этапе теория психодиагностики являет собой преимущественно математико-статистическую, нежели психологическую теорию и теорию разработки психодиагностических методик, направленную на психолога-исследователя, чем саму теорию постановки индивиду психологического диагноза, которая рассчитана на психолога-практика; 3) неполная завершенность формирования терминологического аппарата области психологической диагностики; 4) в современной психологии отсутствием таких концептуальных схем, которые помогают объединить и максимально полно объяснить факты из разных областей постановки психологического диагноза.
Данные противоречия делают рассмотрение темы «Понятие «психологический диагноз» в современной специальной психологии» актуальным.
Цель исследования – систематизировать основные подходы к психологическому диагнозу.
Объект исследования – психологический диагноз.
Предмет исследования – психологический диагноз в специальной психологии на современном этапе.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа специальной отраслевой литературы рассмотреть понятие и сущность психологического диагноза.
2. Раскрыть формирование психологического диагноза.
3. Изучить этиологический и симптоматический типы психологического диагноза.
4. Установить видовое различие психологических диагнозов.
Методологические и теоретические основы исследования. Данная работа опирается на исследования в отечественной психодиагностике таких авторов, как А.А. Бодалев [3], Л.Ф. Бурлачук [5-6], Л.С. Выготский [11, К.М. Гуревич [12], Н.В. Зоткин [13], О.Н. Истратова [14], Е.С. Романова [28], Н.Ф. Талызина [22], М.М. Семаго, Н.Я. Семаго [30], Е.А. Трухан [31] и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение данных научной литературы по проблеме исследования.
Структура работы: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. Список литературы насчитывает 31 источник.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аведисова, А.С. Новые проблемы психофармакотерапии [Текст] / А.С. Аведисова. – М.: ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2019. – 170 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз [Текст] / А.Ф. Ануфриев. – М.: АСТ, 2017. - 192 с.
3. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Речь, 2018. – 440 с.
4. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 2018. – 302 с.
5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2019. – 351 с.
6. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук С.М. Морозов. – СПб. : Питер, 2019. – 528 с.
7. Бурман, Э. Деконструктивная психология развития [Текст] / Э. Бурман; пер. с англ.; под науч. ред. С.Ф. Сироткина. – Ижевск: ИД «Удмуртский университет», ИД «ERGO», 2016. – 246 с.
8. Вассерман, Л.И. Медицинская психодиагностика: Теория, практика, обучение [Текст] / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова. – М.: АСАDЕМIА, 2018. – 725 с.
9. Вид, В.Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении [Текст] / В.Д. Вид. – СПб., 2013. – 236 с.
10. Воробьева, Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности [Текст] / Е.И. Воробьева. Воронеж, 2005. – 286 с.
11. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. Т. 4 / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 588 с.
12. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст] / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – М.: Изд-во УРАО, 2017. – 184 с.
13. Зоткин, Н. В. Основы психодиагностики [Текст] / Н.В. Зоткин. – Самара: Универс групп, 2017. – 208 с.
14. Истратова, О.Н. Психодиагностика [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 376 с.
15. Костромина, С.Н. Психологический диагноз: классификация и типология [Текст] / С.Н. Костромина // Вестн. Санкт-Петербург. Ун-та. Политология. Международные отношения. – 2007. – Сер. 6. – Вып. 2. – С. 203-224.
16. Лаак, Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов [Текст] / Я. Лаак. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 384 с.
17. Логико-гносеологические и методологические проблемы диагноза [Текст] / под ред. B.C. Тюхтина. – М., 1996. – 312 с.
18. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни [Текст]: метод. рекомендации / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова и др. – СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2020. – 44 с.
19. Опевалова, Е.В. Психодиагностика: теоретические основы [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2019. – 169 с.
20. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие / сост.: В. Максимчук. – Кишинѐв: Б. и., 2016. – 114 с.
21. Основы психодиагностики [Текст] / под общ. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 544 с.
22. Психодиагностика: теория и практика [Текст]: пер. с нем. / общ. ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: «Прогресс», 2016. – 346 с.
23. Психологическая диагностика [Текст] / под ред. М.К. Акимовой. – СПб. : Питер, 2015. – 302 с.
24. Психологическая диагностика [Текст] / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: УРАО, 2017. – 308 с.
25. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля [Текст]: пособие для психологов / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова и др. – СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2018. – 48 с.
26. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования [Текст] / под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педагогика, 2017. – 228 с.
27. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2019. – 251 с.
28. Романова, Е.С. Психодиагностика [Текст] / Е.С. Романова. – СПб.: Питер, 2018. – 322 с.
29. Седова А.С. Особенности психологического диагноза // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91253 (дата обращения: 19.10.2022).
30. Семаго М.М. Психологический диагноз как основа эффективного психологического сопровождения детей с трудностями обучения и социальной дезадаптации [Текст] / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – М., 2014. – 264 c.
31. Трухан, Е.А. Основы психодиагностики [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Трухан. – Минск: БГУ, 2016. – 70 с.