Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мотивация - это источник сосредоточенности и сосредоточенности на объектах и явлениях реальности. Поэтому тема мотивации в процессе обучения характерна для каждого школьного предмета. Существуют определенные методы и способы развития конкретного предмета в соответствии с его особенностями. Однако проблема мотивации к изучению иностранных языков и английского языка стоит особенно остро.
Язык - важнейшее средство общения между людьми, без которого человечество не могло бы существовать в полном смысле этого слова. В связи с процессом глобализации потребность в владении английским языком для участия в практической деятельности, безусловно, возросла. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетентности, то есть умения и способности осуществлять посредственное (диалоговое) и опосредованное (письмо и чтение) общение. Иностранный язык играет важную роль в развитии личности современного человека, поскольку именно знание иностранного языка обеспечивает доступ к духовным богатствам других народов мира и повышает уровень гуманитарного образования учащегося.
Следует отметить, что повышенная мотивация детей к познавательной деятельности фиксируется в начале изучения английского языка. Но постепенно отношение студентов и их отношение к предмету меняются. В результате мотивация может снизиться, активность может исчезнуть, а успеваемость может ухудшиться. Таким образом, формирование и повышение мотивации считается наиболее важной составляющей процесса обучения.
Актуальность этого вопроса обусловлена поиском способов формирования мотивации при изучении иностранного языка, учитывая, что мотивация в целом существует и какие существуют пути развития современных методов.
Поиск новых форм и методов обучения является предпосылкой успешного современного образования, направленного на формирование разносторонне развитой личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире. Поэтому в методике преподавания иностранного языка особое внимание уделяется исследованию методов и форм активного обучения, при которых будет обеспечен высокий уровень эффективности учебной деятельности учащихся.
Основные методологические новшества сегодня связаны с внедрением интерактивных методов изучения иностранных языков. Тенденция перехода от коммуникативного подхода к его разнообразию - интерактивный подход - была предложена западными методистами. Чаще всего учителя проводят уроки традиционным способом, где главным действующим лицом является сам учитель, а ученики являются пассивными участниками учебного процесса. Такие методы плохо мотивируют детей работать в классе, также можно наблюдать потерю интереса к языку в целом.
Объектом данного исследования является мотивация и процесс формирования мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Предметом исследования является использование интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации школьников к изучению английскому языку.
Цель исследования - теоретически обосновать использование интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка.
Задачи исследования:
- Изучить проблемы учебной мотивации и её роль в процессе обучения;
- Исследовать специфику предмета «Английский язык»;
- Охарактеризовать понятие «интерактивные методы» обучения;
- Определить виды и технологии интерактивного обучения.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы работы, как метод анализа и обобщения методической литературы, психологических словарей, материалов сети Интернет, сравнения.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности использования данного исследования в курсах лекций по методике преподавания иностранных языков, а также применения на уроках английского языка в школе.
Работа состоит из введения, двух глав, после каждой из которых делаются выводы, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации обучающихся на уроках английского языка
1.1 Понятие «мотивация» в учебном процессе
Вопросами мотивации занимались многие отечественные и зарубежные методисты, педагоги и психологи, среди которых И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н. М. Симонова, З. Дёрнеи, Р. Гарднер и многие другие. В этом контексте существует множество подходов к пониманию сущности, природы и структуры мотивации.
В психолого-педагогической литературе мотив определяется как движущая причина действий и поступков человека, возникающая из желания удовлетворить свои потребности. Л.И. Божович рассматривал объекты, идеи, представления, чувства и ощущения внешнего мира как мотивы [3].
Занимаясь психологическими аспектами мотивации А. A. Алхазишвили [2], И.А. Зимняя [9], Н.М. Симонова [18], возникло несколько трактовок понятия мотивации как психолого-педагогического феномена:
1) Внутреннее состояние человека, которое побуждает его предпринять какие-либо действия для удовлетворения своих потребностей [2];
2) набор побуждений, которые вызывают и определяют активность [9];
3) психологический процесс, преобразующий внешние воздействия во внутренние побуждения [18].
Следовательно, под мотивацией стоит понимать набор внешних и внутренних побуждений, «стимулов», которые побуждают человека выполнять определенные желания и потребности посредством действий или поведения.
Проблема мотивации обучения также является лидером в исследованиях методологов и психологов, она определяется как процесс стимулирования учащегося к учебной деятельности для достижения образовательной цели.
По мнению Б. Вернера, основная цель мотивации обучения - организовать учебный процесс, максимально способствуя раскрытию внутреннего потенциала личности учащегося [23].
Р. Гарднер выделял 4 аспекта мотивации: 1) цель; 2) действия или поведение, помогающие достичь цели; 3) желание добиться цели; 4) позитивное отношение к цели. Некоторые придерживались несколько иной точки зрения, по их мнению, мотивация определяется удовольствием от деятельности, важностью ее результата для человека, наличием или размером вознаграждения и давлением на человека [5].
Особенности учебной мотивации определяются такими факторами, как система образования, учебное заведение, организация учебного процесса, специфика предмета обучения, субъективные особенности педагога.
Мотивация учения имеет довольно сложную структуру. Его основными составляющими являются мотивы. Е.П. Ильин относит к причинам учебной деятельности все факторы, вызывающие проявление учебной деятельности [10].
Классификация мотивов по Б. Вернеру представлена таким образом:
- когнитивная мотивация - обучение направлено на приобретение навыков и умений;
- гражданская причина - образование помогает подготовиться к жизни в обществе;
- мотив социальной идентичности с родителями - стремиться соответствовать ожиданиям родителей в области учебы и поведения;
- мотив социальной идентичности с учителем - желание соответствовать требованиям учителей;
- материальная причина - обучение это считается ключом к финансовой безопасности в будущем;
- мотив переживания - в привлекательность, развлечение и разнообразие учебных материалов для школьника;
- мотив значения - желание приобрести и поддерживать высокий социальный престиж среди сверстников [23].
В свою очередь Л. И. Божович обобщил данные мотивы, выделив два основных типа учебных мотивов: познавательные и социальные [3]. Это обусловлено тем, что учебная деятельность не может побуждаться лишь одним мотивом, а целой системой мотивов, дополняющих друг друга и находящихся в определённом соотношении между собой. К тому же мотивы отличаются друг от друга степенью влияния и делятся на ведущие и второстепенные.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеенко Н. В. Способы преодоления трудностей при обучении аудированию // Образование в современном мире : роль вузов в социально-экономическом развитии региона. - 2014. - С. 272-274;
2. Алхазишвили А. А. Мотивационная основа обучения устной иностранной речи. Ученые записки МГТИЯ им. М.Тореза. М., 1971. - Т. 60. - С. 180–186.
3. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение поведения детей и подростков. М., «Педагогика», 1972. - 352 с.
4. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. М.: Педагогика, 1988. - 131 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. - С. 175 – 181;
6. Гричановская, Е.С. Интерактивные технологии обучения иностранным языкам: особенности применения на уроке / Е.С. Гричановская, А.П. Колупаева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Личность как объект психологического и педагогического воздействия» (11 июня 2018 г., г. Тюмень). - Уфа: ОМЕГА САЙНС. - 2018
7. Жук, А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров образования/ А.И. Жук, Н.Н. Кошель. - 2 изд. - Мн.: Аверсэв, 2004 - 336 с.
8. Зайцева М. В. Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003.- 23 с.
9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2012. - 512 с.
11. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие/ С.С. Кашлев. - Минск: ТетраСистемс, 2013 - 224 с.
12. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения/ В.С. Кукушкин. - Ростов н // Д.: Феникс, 2005 - 474 с.
13. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002 С.124 – 139;
14. Мильтруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
15. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006
16. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие для вузов / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. - С.98 – 112.
17. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2008. - 272 с.
18. Симонова Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе: диссертация кандидата психологических наук. М., 1982. - 172 с.
19. Синельников А. П. Психология обучения иностранным языкам. Х.: Изд. группа «Основа», 2011. - 128 c.
20. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
21. Толстых, Н.Х. Интерактивные приемы школьного обучения/ Н. Х. Толстых. - М.: Просвещение, 2013 - 45 с.
22. Dörnyei Z. (ed.) Motivational Strategies in the Language Classroom. Cambridge University Press, 2001. - 163 p.
23. Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1999. - 240 p.