Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любое государство, в период развития общества стремится к стабильному обеспечению своего функционирования и всестороннего взаимодействия законодательства, в первую очередь для своих граждан, основу которым определяет непосредственно и социальное обеспечение.
Конституция РФ, в своем главном направлении, определяет наше государство социальным, что формирует в первую очередь интересы и социальное обеспечение граждан и стремится к улучшению качества жизни своих граждан, что в первую очередь характеризует определенно повышенный уровень государства в своем развитии. В соответствии с обеспечением качественного уровня жизни граждан, наше государство направило развитие социального обеспечения, в качестве защитной функции государства, определенные гарантии своим гражданам по социальному обеспечению, а именно пенсионного страхования, что формирует назначение пенсии по обязательному пенсионному страхованию.
Каждому человеку необходим такой уровень жизни, при котором он бы мог реализовать все своим потребности, но происходит так, что в следствии некоторых обстоятельств жизни, утраты здоровья, материальной стабильности, здоровья или наступления старости, гражданин своего государства имеет право получать поддержку от своего государства, которое и обеспечивает социальное страхование, в частности способом пенсионного обеспечения.
Пенсионная система в России создана в целях обеспечения социальных гарантий государством, своих нетрудоспособных граждан, а также страхование трудоспособного населения, и слабых слоев общества, путем установления пенсионных выплат разной категории.
Актуальность работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение.
Целью данной работы является исследование системы страхового обеспечения пенсии по старости, в сфере обязательного пенсионного страхования граждан в Российской Федерации, на основе проведенных реформ и утвержденных нормативных правовых актов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить историю становления системы пенсионного обеспечения в России,
- определить общее понятие и сущность страховой пенсии по старости,
- рассмотреть порядок формирования и расчета страховой пенсии по старости,
- изучить нормативно- правовое регулирование страхового пенсионного обеспечения по старости
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере системы обязательного пенсионного обеспечения граждан, в отношении пенсии по старости.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие систему обязательного пенсионного обеспечения страховой пенсии по старости Российской Федерации.
Структуру работы определили задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников
Глава 1. Общая характеристика обязательного обеспечения
пенсии по старости
1.1 История становления системы пенсионного обеспечения в России
Пенсионная система России прошла свое становление в процессе как исторического развития, так и политического, социального изменения, сравнительно с мировым опытом, изучая определенные факторы и потребности общества.
Обязательное пенсионное страхование начало формироваться в период правления Петра Великого, который устанавливал пенсии по старости морским офицерам, документальное закрепление которых стал Морской Устав 1720 г. С тех пор начала развиваться пенсионная система в России, первыми пенсионерами которой, можно по определению назвать офицерами флота, и расчет пособия производился в соответствии с офицерским чином. В последствии получателями пенсионного страхования стали офицеры и сухопутных войск, утверждение которых возникло в период правления Елизаветы Петровны в 1758 г.
Дальнейшее массовое реформирование пенсионной системы, пришлось на период правления Николая I. Императором был принят первый официальный документ, в истории того периода и назывался «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим». В целях выплаты пенсии определенным категориям граждан, в то время был создан Пенсионный Фонд, который входил в Министерство финансов. Согласно "Уставу о пенсиях", право на получение пенсии являлись офицеры, простые военные, а также гражданские чиновники, для которых в каждой категории определялся свой размер пенсии, а также период работы и выслуги.
Важным документом для установления пенсии и ее расчета в тот период времени являлся, созданный еще при Петре Великом и действующий в настоящем времени исторической эпохи «Табель о рангах», который предусматривал разряд чиновника. В период действия "Устава о пенсиях" отсутствовало значение возраста ухода на пенсию, однако важным определением являлась именно служба на государство.
Действие "Устава о пенсиях" сохранилось вплоть до начала XX века, претерпевая изменения и дополнения, но основой назначения пенсии, определенной в Уставе считалось посвящение гражданином службе государству. Следовательно, началом формирования пенсионной системы, является эпоха правления Николая I.
После распада империи, претерпевая большие изменения в социальной политике, после революции 1917 года, руководство государства обозначило для себя важным аспектом в урегулировании пенсионного обеспечения всех слоев населения, а не только военных и государственных служащих.
Послереволюционные события, помимо увеличения граждан, имеющих право на пенсионную защиту, что развивалось и увеличивалось достаточно активно, но также впервые устанавливаются различия в размере пенсии по инвалидности и по старости, а также формируется выплата пенсии трудящемуся населению, которое в период получения пенсии продолжает свою трудовую деятельность.
Рассматривая этапы развития пенсионной системы советского периода, которые были положены на особое ее развитие, следует отметить переход Российского государства к Новой экономической политике (НЭП), что обозначало особенность в увеличении форм собственности и функционирования новых производств. Работодатели обязаны были выплачивать страховые взносы, размер которых зависел от установленной вредности производства.
Советский период развития пенсионного обеспечения, характеризуется двумя этапами формирования пенсионной системы. В 1932 году было законодательное закрепление в возрастном ограничении выхода на пенсию, которое сохранило свое определение вплоть до настоящего времени: женщины – 55 лет, а мужчины – 60 лет. Возрастной критерий ухода на пенсию Российское государство сравнительно с иными мировыми странами, устанавливало наименьшую возрастную категорию.
После принятия Конституции СССР 1936 г. пенсионная система стала общей для всех категорий граждан, однако на весь период в истории советского государства лишены пенсии были работники религиозных организаций. Второй этап характеризуется формированием пенсионных систем (1956 – 1991 г.г), которая запустила свое активное развитие в дальнейшем.
Период 1950 – 1980 г.г. был отмечен многочисленными кратковременными изменениями. "Закон о государственных пенсиях" 1956 г определял отмену выплаты пенсии работающим пенсионерам, с увеличением размера пенсии в целом, что привело к уменьшению количества работающих пенсионеров. "Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов" 1964 г. предусматривал изменения возраста выхода на пенсию колхозникам.
Возникновение проблемной ситуации 1960 года, когда уменьшился прирост трудоспособного населения, государство изменило приоритет на количество пенсионеров и снова вернулось к материальной поддержке работающих пенсионеров, путем увеличения надбавки к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. Причиной денежного стимулирования работающих пенсионеров, явился дефицит трудовых ресурсов.
После распада СССР также, как и в иные исторические эпохи развития и изменения социальной политики России, возникли некоторые образования и дополнения в сфере пенсионного обеспечения и единственной особенностью, оставшаяся от предшественников сохранилась выплата пенсии по старости.
В целях обеспечения стабильных выплат и нормального функционирования пенсионной системы в 1990 году создается Пенсионный Фонд Российской Федерации, который регулирует и контролирует все поступающие денежные средства для выплаты пенсии, и возможности расходования эти средства на иные нужды государства не представляется возможным. Пенсионный фонд является самостоятельным внебюджетным фондом, финансовые средства которого, направлены исключительно в целях пенсионного обеспечения граждан.
В дальнейшем в пенсионной системе происходит ряд изменений, которые касались не только лиц получавших пенсию, но и будущих пенсионеров, их работодателей, которые в дальнейшем обеспечивали непосредственное участим в накоплении будущей пенсии своих работников, путем перечисления в Пенсионный Фонд страховых взносов с заработной платы каждого работника.
В 2002 году в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан, которое явно показывало на недостаточность наличия финансовых средств, Пенсионный фонд проводит реформу и оптимизирует поступление денежных средств, тем самым осуществляя улучшение пенсионного обеспечения. По итогам данной реформы, пенсия была разделена на страховую и накопительную часть пенсии, направление на развитие и увеличение которой, сводилось больше к накопительной части, что позволило обеспечить достойную пенсию в будущем любому работающему гражданину, путем перечисления работодателем, либо на добровольной основе страховые взносы, не только на страховую, но и на накопительную часть пенсии.