Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе психология и педагогика акцентируют свое внимание на вопросах формирования эмоционально образованного, а также творческого человека, который адекватным образом реагирует на активные изменения в обществе, отвечают сегодняшним требованиям жизни и умеет владеть своими эмоциями. Проводимые в разные временные периоды исследования психологов и педагогов (к примеру, Л.С. Выготского, А.Г. Гогоберидзе, В.В. Давыдова, Т.А. Данилиной, А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича, а также Н.М. Степина и некоторых других) наглядным образом показывают достаточно тесную связь между интеллектом дошкольников, их мышлением мышления, а также эмоциональных процессов. В этом случае учеными подчеркивается, что уровень эмоционального развития на формирование у ребенка личностных линий, а также его социальное и интеллектуальное развитие оказывает непосредственно влияние. Тем не менее, несмотря на наличие исследований в рассматриваемой сфере, проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста непосредственно в сфере психолого-педагогического знания пока еще выступает в качестве одной из наиболее дискуссионных.
По той причине, что эмоции непосредственно в период дошкольного детства играют немаловажную роль в жизни ребенка, то в психолого-педагогических исследованиях эмоциональная сфера дошкольников рассматривается как одна из ведущих характеристик развития детей.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» актуальным.
Цель исследования: определить особенности и проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: для большинства дошкольников характерна средняя чувствительность и уязвимость. При этом они особо остро воспринимают деструктивное общение именно в семье.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы эмоционального развитие детей дошкольного возраста.
2. Изучить и подобрать методы и методики исследования эмоциональной сферы дошкольников.
3. Провести экспериментальное исследование эмоциональной сферы дошкольников проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: анализ документных источников, метод сравнения, синтез полученной информации, цветовой тест эмоциональных состояний, тест «Эмоции и чувства» Е.П. Ильина.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального развития дошкольников
1.1. Теории эмоций в психологии
Изучение общих закономерностей эмоционального развития на отдельных этапах дошкольного периода существенным образом углубляет понимание механизмов интеллектуального и личностного развития детей. Рассматривая специфики эмоциональной сферы именно в дошкольном возрасте, следует в первую очередь определить сущность и содержание такого понятия, как «эмоции» [1]. Эмоции являют собой особое психическое отражение непосредственно в форме пристрастного переживания индивида жизненного смысла как отдельных ситуаций, так и явлений. Такое переживание обуславливается отношением их объективных свойств именно к потребностям субъекта. В любом случае эмоции заметным образом обогащают каждого человека, они его делают более восприимчивым по отношению к окружающим [22].
Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, которые в форме приятных или неприятных переживаний отражают как процесс, так и результаты практической деятельности индивида, которая ориентирована именно на удовлетворение у индивида его актуальных потребностей. В качестве базовых эмоциональных состояний, которые человек испытывает, можно выделить собственно эмоции, его чувства, а также аффекты. Эмоции и чувства выражают собой смысл только отдельной ситуации для индивида непосредственно с позиции актуальной в данный момент потребности, а также с позиции значения для ее удовлетворения некоторого действия или же некоторой деятельности. Также необходимо указать, что эмоции вызываться могут как вполне реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, подобно чувствам, воспринимаются индивидом. При этом его внутренние переживания способны коммуницироваться. Иными словами, они могут передаваться другим лицам. Также они сопереживаются. Если эмоции человека, даже несмотря на достаточно высокий уровень их протекания, являются кратковременными, непродолжительными, достаточно легко способны появляться и исчезать, то в отношении чувств следует подчеркнуть, что они характеризуются в качестве продолжительных, и имеют предметный характер. Иными словами, это такой спектр объектов, к которым могут обращены быть чувства индивида, и данный спектр весьма широк [10].
В истории психологии известные разные, в отдельных случаях даже друг другу противоречащие, теории и позиции, раскрывающие проблему эмоций. Это в первую очередь связано с тем, что применяются различные подходы к раскрытию проблемы возникновения и протекания эмоций у человека.
1. В рамках «Периферической» теория эмоций Джеймса-Ланге возникновение у человека эмоций напрямую связывается именно с внешними воздействиями, которые неизменно приводят в организме человека к физиологическим сдвигам. Их причина – это происходящие физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются в данной теории в качестве следствия эмоций. Каждой отдельной эмоции у индивида при этом соответствует именно свой набор физиологических проявлений.
2. Так называемая «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда упор делает на то, что эмоции и практически все соответствующие им сигналы активизации соответствующих вегетативных функций у человека возникают в таком участке головного мозга, как таламус. Психологические переживание, а также физиологические реакции при этом появляются одновременно.
3. Круг Папеса и теории активации. Согласно с обозначенной теорией эмоция являет собой вовсе не функции ряда отдельных центров, а это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников [Электронный ресурс] / Г.М. Бреслав // Официальный сайт журнала «Вопросы психологии». – URL: http://www.voppsy. ru/issues/1984/843/843053.htm (дата обращения: 30.10.22).
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб., 2016. – 244 с.
3. Большой психологический словарь [Текст] / сост. В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2008. – 826 с.
4. Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников [Электронный ресурс] / Г.М. Бреслав // Официальный сайт журнала «Вопросы психологии». – URL: http://www.voppsy. ru/issues/1984/843/843053.htm (дата обращения: 30.10.22).
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Владос, 2013. – 434 с.
6. Гераскина, Ю.Н. Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.Н. Гераскина. – М.: Педагогика, 2017. – 106 с.
7. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь. 2015. – 244 с.
8. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Гром // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2016. Т. 10. С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56825.htm. - (дата обращения 29.10.2022).
9. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст] / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 188 с.
10. Диагностика эмоциональной сферы детей и подростков / составитель [Текст] / Н.А. Литвинов. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. – 52 с.
11. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2017. – 326 с.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2019. – 208 с.
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 208. – 344 с.
14. Лаптева, Ю.А. Возрастная изменчивость показателей эмоционального развития детей в период дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Лаптева // Известие Волгогр. гос. пед. ун-та. – 2016. – № 10. – С.19-25.
15. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Лаптева, И.С. Морозова // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. – 2016. – №3. – С. 45-50.
16. Люшер, М. Дошкольники. Определение уровня психоэмоционального состояния и нервно-психической устойчивости. Текущее эмоциональное состояние [Текст] / М. Люшер. – СПб: Ин-т «Иматон», 2009. – 79 с.
17. Мухина, В. Детская психология [Текст]: учеб. пособие / В. Мухина. – М.: Линка–Пресс, 2019. – 386 с.
18. Николаева, В.В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [Текст] / В.В. Николаева, А.Е. Байкенова, В.Е. Шевченко // Вопр. образования и подготови кадров. – 2019. – № 11. – С. 40-45.
19. Петровский, В.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / В.А. Петровский. – М., 1996. – 198 с.
20. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / сост. Н.А. Романова. – М.: Экзамен, 2019. – 228 с.
21. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст] / А.В. Семенович. – М.: Юрайт, 2018. – 320 с.
22. Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст] / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
23. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2009. – 388 с.