Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе общественного развития сохранение личности и самого общества связывают с духовно-нравственным образованием на протяжении всего жизненного пути человека. В связи с этим вопросы этического развития личности становятся актуальными в образовательных учреждениях, приобретая приоритетное направление в их деятельности по воспитанию подрастающего поколения.
Ценность – это значимость чего-либо в мире для человека, и только признанная ценность может выполнять самую важную ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация проявляется в определенной направленности сознания и поведения, и обнаруживает себя в общественно значимых поступках. В настоящее время наблюдается довольно высокий интерес к ценностным основам личности и общества. Ценностная сфера личности является ее центральным образованием, определяющим направленность и особенности поведения, регулирующим деятельность в целом.
Ценностные ориентации являются результатом отражения социальных установок и системообразующим фактором личности. Ценности - это значимые для индивида объекты, явления окружающей действительности, в том числе социальные отношения. Сама система ценностных ориентаций имеет сложную структуру, компоненты которой имеют отношение к конкретным типам социальных отношений.
Актуальность исследования подтверждается потребностью современного общества в изучении ценностно-смысловой сферы подрастающего поколения. Современное общество характеризуется радикальными изменениями, которые связаны с крушением привычного образа жизни, социальной и финансовой нестабильностью, отказом от прошлых идеалов и норм. В таких условиях подрастающее поколение вынуждено самостоятельно выбирать ценностные ориентации и идеалы, именно поэтому актуален вопрос ценностной дезориентации детей, причиной которой является неспособность младших школьников сделать выбор подлинных идеалов, они заменяются мнимыми, утилитарными ценностями. Для решения этой проблемы необходимо, чтобы важной составляющей образования было нравственное развитие личности.
Младший школьный возраст - это возраст, отмеченный активным развитием личности за счет ее включения в новые институты социализации. Перед современным школьным образованием поставлена важнейшая цель – приобщить подрастающее поколение к социально значимым ценностям, поскольку именно ориентация индивида на определенную группу ценностей актуализирует весь накопленный им жизненный опыт, на их основе решаются многие жизненные вопросы.
В данном исследовании будет рассмотрено понятие ценностных ориентаций в теории педагогики и психологии, подобраны диагностические методики, позволяющие определить ценностные ориентации и проведена диагностики ценностных ориентаций младших школьников.
1. Понятие «ценностные ориентации» в теории педагогики и психологии
Ценностные ориентации являются социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность и содержание активности личности, являющимся составной частью системы отношений личности, который определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Ценностные ориентации – это во-первых избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, а во-вторых – способ дифференциации человеком объектов по их значимости [8].
В ценностных ориентациях отражаются мировоззренческие, политические, нравственные, эстетические экономические знания и представления, формирование которых происходит в период пубертата [10].
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом сознания, оказывают существенное влияние на восприятие и оценку действительности, на отношение к окружающей среде и к социуму, а также на представления индивида о самом себе, о его гендерной идентичности.
Являясь элементом структуры личности, ценностные ориентации характеризует внутреннюю готовность человека к действиям, задают вектор поведения во всех сферах деятельности [16].
М. Рокич подчеркивает, что ценности личности обладают следующими характеристиками:
- истоки личностных ценностей лежат в той культуре и том обществе, где человек проявляет свою активность;
- влияние ценностей прослеживается в любом поступке, любой деятельности личности;
- общее число базовых ценностей, разделяемых человеком и являющихся его достоянием, сравнительно невелико;
- системы ценностей разных людей имеют много похожего в содержательном плане, однако соподчинение конкретных ценностей в данной системе достаточно разнообразно;
- ценности образуют сложную иерархичную структуру, которая, однако, не характеризуется неизменностью: соподчинение некоторых ценно-стей может изменяться под воздействием приобретенного опыта человека [19].
Структура ценностных ориентаций личности является сложной и не-однородной. Выполняемые ими функций разноплановы, что влечет за со-бой множество классификационных моделей ценностных образований, которые различаются, положенными в их основание, критериями.
Выделяют пять черт ценностей:
- они всегда есть представления или верования;
- знания о состояниях, которых желательно достичь;
- следы специфических ситуаций;
- содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
- имеют некоторую степень важности.
Их выделение позволяет глубже понять их роли в социальном познании, так как сами ценности трактованы как когнитивные элементы, а также обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания.
М. Рокич выделяет три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, а ценности относит к третьему типу, так как тот позволяет ориентироваться в предпочтении того или иного способа поведения, что называется инструментальными ценностями, и собственно существования – терминальные ценности [16].
То есть М. Рокич, основываясь на традиционное противопоставление ценностей-целей и ценностей-средств, выделяет два класса ценностей: терминальные ценности являются убеждениями в том, что некой конечной целью индивидуального существования с его личной или общественной точек зрения, может быть лишь то, что заслуживает стремления к ней. А инструментальные ценности – это убеждения в том, что образ действий с этих точек зрения предпочтителен в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [16].
Терминальные ценности, в свою очередь разбивают на два больших класса, зависящих либо от направленности на социум (интерперсонально сфокусированные) либо на индивида (интраперсональные). Их соотноше-ние довольно индивидуально и весьма вариативно, что в значительной степени определяет и поведение, и позицию человека. У одних преобладают интерперсональные ценности, у других наоборот.
Некоторые ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. В частности, у В.В. Гаврилюка и Н.А. Трико-за, таких типов систем четыре:
– смысложизненная система, объясняющая ценности человеческой жизни, определяющая цели бытия, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности;
– витальная система – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта;
– интеракционистская система, т.е. ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении;
– социализационная система – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот [5].
В классификации С. Шварца ценности разделяются лишь на два класса: терминальные и инструментальные. Терминальные представляют собой критерии выбора цели и способов ее достижения, а инструментальные являются критериями, стандартами оценки модуса поведения, т.е. ценности не являются свойствами, присущими объекту, а представляют собой критерии, на которые человек опирается, действуя, оценивая свои действия и строя свое отношение к миру [18].
Л.А. Беляева выделяет с точки зрения реализации тех или иных потребностей людей материальные, социальные, духовные и личностные ценности.
Материальными ценностями являются любые вещественные образования, способные удовлетворять потребности людей в пище, жилище, одежде и т.д. Социальные ценности связаны с потребностью людей в социальном статусе, в определенном уровне и качестве жизни. Духовные ценности - это ценности духовной жизни личности и общества. К ним относятся нравственные, эстетические, религиозные ценности. Нравственными ценностями являются провозглашаемые обществом принципы, нормы, правила поведения, образцы должной жизни и идеала.
Личностные ценности представляют собой убеждения людей о жизни поведении. В них выражаются цели, которые движут человеком, и соответствующие способы их достижения. На личные ценности оказывают значительное влияние групповые ценности, а также культура общества в целом [2].
В.С. Мальцев пишет о том, что и личностные, и социальные ценности существуют в форме идеалов. Общественные идеалы не могут быть познаны непосредственно. Их воплощением может выступать либо сам процесс деятельности, либо продукт, полученный в результате совершения этой деятельности. Совокупностью таких продуктов является материальная и духовная культура. Личностная ценность представляет собой внутренний мир личности [12].
Ценностные ориентации формируются постепенно. В процессе раз-вития личности социальная информация проникает в индивидуальный мир человека. Формирование системы ценностных ориентаций представляет собой процесс социализации, становления личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. – 1-е. изд. – М.: Просвеще-ние, 2008. – 160с.
2. Беляева Л.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. – Екате-ринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2009. – 165 с.
3. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 112 c.
4. Выдренкова А.А. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников. – Тольятти, 2016. – 176 с.
5. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социаль-ной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
6. Дрожжина Н.Б. Изучение проблем нравственности в отечественной психологии // Статьи по психологии: сб. статей. Санкт-Петербург, 2011. С. 56 – 61.
7. Зинченко В.П., Пушкин А. С. Ценности в структуре сознания // Во-просы философии. – 2011. – Т. 8. – С. 85-97.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
9. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориента-ций у дошкольников: дисс. ... канд. пед. Наук. – Коломна, 2009. – 222 с.
10. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. - 2011. - №2 (121). - С. 198-204.
11. Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников // Статьи по психологии: сб. статей. – Санкт-Петербург, 2007. – С.120 – 122.
12. Мальцев В.С. Ценности и ценностные ориентации личности. – М.: Лаборатория Книги, 2012. – 123 с.
13. Овчарова Р.В. Гендерные различия нравственного развития млад-ших школьников // Вестник курганского государственного универси-тета. – 2020. – № 1 (55). – С. 4751
14. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы лич-ности дошкольника. – СПб.: АМАЛТЕЯ, 2008. – 336 с.
15. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка. – М.: Академический про-ект, 2019. – 480 с.
16. Попов Л.М., Устин П.Н. Нравственно-этическая психология личности // Бехтеревские психологические традиции в казанском университете. – Казань: Отечество, 2010. – С.112-168.
17. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
18. Разин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений // Философские науки. - 2010. - № 2. - С. 41-52.
19. Рокич М. Природа человеческих ценностей. – N.Y., Свободная прес-са, 1973 – 153 с.
20. Сушкова И.В. Формирование начал нравственного сознания у детей 6 - 7-го года жизни в дошкольных образовательных учреждениях: дис. … д-ра пед. наук. – Елец, 2006. – 578 с.
21. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 7-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 336 с.
22. Ярина Е.В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного уни-верситета. – 2014. – №5 (61). – С. 160-162.