Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной, творческой, мыслящей, занимающей активную жизненную позицию личности. Развитие речи особенно важно сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова.
Успешность человека в современном мире зависит не только от наличия знаний, но и от умения использовать эти знания в жизни, от умения общаться и наличия внутренней культуры.
«Речь – это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.» (Н.И.Жинкин)
Актуальность представляемого опыта определяется следующими требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, где сказано:
• Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
• Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Проблема развития речи младших школьников всегда привлекала к себе пристальное внимание педагогов. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем их интеллектуального развития. Не владея речью, человеку трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником.
Актуальность проблемы развития речи младших школьников определяется высокими государственными требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в ФГОС НОО. В связи с этим возникает необходимость экспериментально определить показатель развития речи младших школьников. Работа над развитием речи младших школьников проходит одновременно на различных уровнях, одним из них является лексический (словарная работа). Здесь педагог работает по нескольким направлениям, которые постоянно взаимодействуют между собой. Поэтому деятельность, направленная на активизацию словаря, то есть на перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный, будет влиять и на обогащение, на уточнение словаря, и на устранение нелитературных слов.
Проблема развития речи имеет древние корни. С давних времен почитались краткость и простота изложения мысли. В Древней Греции огромное значение имела наука риторика. Проблемой развития речи занимаются многие науки, изучающие деятельность человека: педагогика, методика, филология, психология.
Выдающиеся лингвисты и методисты прошлого К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.Д. Алферов, В.П. Шереметевский, М.А. Рыбникова, Л.И. Поливанов, В.И. Чернышев, К.Б. Бархин в своих трудах всесторонне освещали вопросы развития связной речи.
В настоящее время обучение школьников различным видам речевой деятельности отражены в трудах ученых-методистов и учителей-практиков таких как Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Е.И. Никитиной, О.В.Сосновской, В.И. Капинос и др.
В психолого-педагогических науках проблемой развития речи занимались такими учеными как Л. С. Выгодский, К. Д. Ушинский, Р.С. Немов. Дж. Миллер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя изучали модели порождения речи. В. Гумбольт, И.А. Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд де Соссюр говорили о проблеме соотношения языка и речи
Цель исследования: изучить приемы увеличения словарного запаса младших школьника на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить вопросы развития речи и словаря детей младшего школьного возраста;
• Выявить особенности речевого развития учащихся начальных классов;
• Определить направления лексической работы на уроках литературного чтения.
Объект исследования: активный словарный запас младших школьников.
Предмет исследования: методы и приемы организации словарной работы на уроках литературного чтения.
Глава 1. Теоретические основы методики обогащения словарного запаса младших школьников
1.1. Развитие речи и словаря детей младшего школьного возраста
Речь является одним из обязательных компонентов общения людей. Речь – это процесс, который формируется как процесс деятельности человека, но вместе с тем, сознательная человеческая деятельность – это и есть осознанное решение определенных задач, поэтому обучение речи в начальных классах должно осуществляться на принципах активного участия каждого школьника в образовательном процессе, то есть на внеурочных занятиях и на уроках русского языка и чтения .
Качество знаний ребенка, его приобретенные знания, умения, навыки по всем предметам зависит от того, на сколько ребенок овладел связной устной речью.
Каждый человек хочет быть успешным в обществе, а для этого неотъемлемой частью его успеха является грамотная, правильно построенная речь. Грамотная речь дает возможность устанавливать доброжелательные отношения с другими людьми: в школе, на работе, помогает добиться успеха в разнообразных сферах человеческого общества.
Само по себе бессильное слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело и вовремя.
Развитие речи ребенка – это процесс освоения языка, умение им пользоваться как средством познания окружающего мира, опыта, накопленного человечеством, и как средством общения среди людей. Как считает М.С. Бессонова, развитие устной речи и словарного запаса детей, овладение богатствами родного языка являются одним из элементов формирования личности, освоение ценностей культуры, традиций своей нации, тесно связанных с нравственным, умственным и эстетическим развитием, являются основным в языковом воспитании и обучении младших школьников .
Родной язык – это живая связь времен. Речь совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Определенное время, определенные обстоятельства вносят что-то новое в развитие речи. Содержание, форма и характер речи зависят от личных особенностей человека: возраста, характера, темперамента, интересов и т.д. С помощью речи школьники изучают новый учебный материал, взаимодействуют и общаются друг с другом. Чем активнее они совершенствуют свою устную и письменную речь, чем активнее пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных и коммуникативных возможностей.
Наиболее важными периодами в становлении и совершенствовании речи являются дошкольный и школьный возраст. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: появляются новые знания, умения, навыки, расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции, а значит, совершенствуется и речь.
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляют один из основных элементов формирования и развития личности, освоения ценностей культуры, тесно связаны с умственным, эстетическим и нравственным развитием, которые в свою очередь являются важным в языковом воспитании и обучении младших школьников. «Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», – высказывается в своих трудах Е.И. Тихеева .
Как отмечает Р.С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста учебной деятельности выдвигается важная роль. Именно она определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бессонова М.С. Обогащение словарного запаса на уроках русского языка в младших классах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 3. – С. 90–94
2. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М: «Просвещение», 1998.
3. Земцова Е.А. Гимнастика для речи / Е.А. Земцова // Пачатковая школа. - 2011.- № 2.- С.29-32.
4. Казакевич А. Постановка и развитие речевого дыхания / А.Казакевич.- www.alexandrakazakevich.com/uprazhneniya/rechevoe-dykhanie-postanovka-irazvitie
5. Канакина В.П.Учусь работать самостоятельно. – М., Новая школа, 1996.
6. Карельская Е.Г. Класическая артикуляционная гимнастика / Е.Г.Карельская // Растим говорунов.-М.: Дрофа, 2007.-58с.
7. Коваленко, Е.Г. Обогащение речи младших школьников русской фразеологией: учеб.-метод. пособие / Е.Г. Коваленко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. – с. 107
8. Кутейникова З.М. Формирование навыков правильного произношения / З.М.Кутейникова // Начальная школа.-2009.-№6.
9. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М: «Просвещение», 1994.
10. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск, 2015. – С. 149–158.
11. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. – М: «Просвещение», 1985.
12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. 2012
13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р.Львов.- М.: Просвещение, 1985.
14. Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Логос, 2000.
15. Микерова Г.Ж. К вопросу о развитии речи и мышления младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) /Лингвориторическая парадима: теоретические и прикладные аспекты// Сочи: Сочинский государственный университет, 2008. - с. 179-186.
16. Немов Р.С. Психология. Книга 2 - 3. - М.: Просвещение, 2015.
17. Нечаева Е.В. Современные подходы к развитию речи младших школьников. /Начальная школа, № 2, 2003.
18. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников. /«Начальная школа: плюс-минус», №4, 2002.
19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1995.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2016
21. Щербакова Н.С. Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями / Н.С.Щербакова.- kindergenii.ru/metodichka/rechevoe-dihanie.htm