Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Чай – традиционный напиток, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Кроме тонкого манящего аромата и высоких вкусовых качеств чай обладает большим количеством полезных свойств:
- оказывает стимулирующее действие и бодрит организм;
- стабилизирует давление и согревает в непогоду;
- снимает состояние стресса и выступает в качестве антиоксиданта.
При заваривании чай имеет насыщенный цвет, который получается в результате образования водорастворимых веществ коричневых оттенков, зеленых, темно-красных (в зависимости от вида чая) во время ферментации продукта.
Путем переработки верхушек вечнозеленых растений семейства чайных – флешей, осуществляется производство заварных листов.
Актуальность выбранной темы в том, что чай является самым древнейшим и распространенным напитком мира, спрос на чай достаточно высокий и стабильный.
Существенно увеличилось число импортеров чая в Россию в последние годы, при этом новые фирмы-производители поставляют чай недостаточно хорошего качества. Поэтому необходимо проводить оценку качества чая.
Целью дипломной работы является идентификация и фальсификация чая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребительские свойства и пищевую ценность черного чая;
- провести классификацию и проанализировать ассортимент черного чая;
- рассмотреть факторы, сохраняющие качество и безопасность черного чая;
- провести анализ рынка чая;
- провести идентификацию чая по маркировке;
- рассмотреть объекты исследования и методы испытания;
- проанализировать результаты оценки качества черного чая и разработка мероприятий по обеспечению его качества.
Проанализировав учебную литературу, можно сделать вывод о том, что тема не является достаточно изученной и требует дальнейшего исследования.
Объектом курсового исследования выступают чай.
Предмет – факторы, влияющие на качество чая.
Для изучения выбранной темы возможно использовать следующие методы: изучение и анализ научной литературы, синтез полученных данных, анализ и оценка факторов, формирующих качество чая.
Работа состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ОБНАРУЖЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАИИ ЧАЯ
1.1 Состояние потребительского рынка чая
Чай имеет древнейшую историю, является одним из популярных напитков. Данный напиток обладает большим количеством полезных свойств и витаминов.
Выделяют следующие виды чая: чай черный, зеленый улун, фруктово-травяной чай.
Популярными сортами чая являются зеленый, который чаще всего употребляют в странах азиатского региона, и черный, который употребляют в западных странах.
Рассмотрим на мировом рынке основные тенденции чая:
- ежегодно происходит рост мирового потребления чая;
- все больше потребителей преследуют тенденцию здорового образа жизни, что и объясняет высокую долю потребления чая;
- на увеличение спроса чая также влияет мировое развитие кофеен;
- в связи с ростом располагаемых доходов в мире наблюдается рост употребления премиальных сортов чая.
В 2020 году мировое производство чая показало снижение на 2,2% по сравнению с 2019 годом, что связано с влияние на отрасль пандемии COVID-19.
Тем не менее, производство чая, по прогнозам экспертов, будет ежегодно увеличиваться.
Планируемая величина производства чая в 2025 году составит 7,0 млн. тонн.
Динамика производства чая вместе с плановыми показателями представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Мировое производство чая, млн. тонн
По производству чая лидерами являются Индия и Китай, суммарная их доля в мировом производстве в 2021 году составила 69,7 %. На третьем месте находится Кения с долей 9,5%.
Мировое производство чая представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Мировое производство чая по странам в 2021 году
Страна 2021 год Доля в 2021 году, в %
Китай 2,9 48,8
Индия 1,3 20,9
Кения 0,6 9,5
Шри-Ланка 0,3 4,6
Вьетнам 0,2 3,1
Индонезия 0,1 2,1
Прочие страны 0,7 11
Итого: 6,0 100
Мировое потребление чая в 2021 году оценивалось в 5,8 миллионов тонн, что в стоимостном выражении составляет 48,2 млрд. долл. США.
Результаты мирового потребления чая представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Потребление чая, млн. тонн
В структуре потребления чая в 2021 году черный чай традиционно занимает наибольшую долю – 45,3%, улун – 4,6%, травяной чай – 4,5%.
Рисунок 3 – Структура потребления чая
Импорт чая представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика импорта чая, тыс. тонн
Анализируя динамику импорта чая, можно сделать вывод, что в период с 2020 года по 2021 год произошло падение импорта чая.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей»
2. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция)
3. ГОСТ 32573-2013 Чая черный. Технические условия.
4. Абоимова Н.Э. Организация и технология розничной торговли: учебник для учреждений нач. проф. образования / Н.Э. Абоимова. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 256 с
5. Афанасенко, И. Д. Торговое дело. Учебник / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова. - М.: Питер, 2019. - 384 c.
6. Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Учебник. - М.: Исследования продовольственных товаров. М.: Экономика, 2015. - 350с.
7. Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: Учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 500 c.
8. Гурская, С. П. Правила торговли и защита прав потребителей / С.П. Гурская. - М.: Вышэйшая школа, 2015. - 192 c.
9. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 336 с.
10. Качурина, Т. А. Товароведение пищевых продуктов. Рабочая тетрадь / Т.А. Качурина, Т.А. Лаушкина. - М.: Academia, 2021. - 160 c.
11. Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2020. — 177 с.
12. Кременевская М.И. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учеб. -метод. пособие. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – 97 с
13. Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 527 с.
14. Товароведение продовольственных товаров: краткий курс лекций для студентов 3 курса направления подготовки 38.03.06 Торговое дело / Сост.: Н.А. Колотова // ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2021. – 108 с.
15. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник/ под ред. А.Н. Неверов, Т.И. Чалых, С.С. Шипилова – ПрофОбрИздат, 2020- 464с.