Фрагмент для ознакомления
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Джером Дэвид Сэлинджер – является одним из самых известных, и, пожалуй, самых загадочных авторов в литературной истории Америки. Его творчество оказало определенное влияние на формирование образа мыслей школьной и студенческой молодежи США в 50-е — 60-е годы, и в наше время произведения этого автора в неменьшей степени воздействует на молодежь. Д. Сэлинджера не просто читали, был создан своеобразный культ писателя с повышенной активностью литературных критиков и обожанием поклонников. И в этой атмосфере, публичности, которая сопутствует славе в Америке, Д.Сэлинджер избрал положение «писателя-невидимки». Кроме того, в отличие от многих своих коллег по перу, Сэлинджер совершенно не стремился к увеличению своих произведений, и начиная с 1965 года прекратил публиковаться. Все это заслужило ему титул «Греты Гарбо от литературы», т.е. сочетание популярности и скрытности, и еще сильнее увеличило интерес к его творчеству и личности.
Первая часть курса (Part I) предусматривает знакомство с биографией Д. Сэлинджера и его основными произведениями. Также в этом разделе рассматриваются функциональные стили и особенности произведений, знакомство со стилистической функцией повторов (сквозных повторов) на основе произведений автора, параллельными конструкциями – как композиционным стилистическим приемом, и наконец, детализацией -лингвистической характеристикой его произведений.
Вторая часть курса (Part II) посвящена самому рассказу Д. Сэлинджера «Тедди» и его анализу. Рассмотрены образы главного героя и его окружения, затрагивается тема внутреннего одиночеств героя и излагается философская концепция рассказа.
Часть 1.
Есть писатели, жизнь которых не менее интересна, чем их творчество. К таким авторам относится Джером Сэлинджер, чья биография полна разными событиями. Это философские поиски себя и изучение множества наук, Вторая мировая война и служба в разведке, писательская карьера и наконец, всеобщее признание Джером Дэвид Сэлинджер родился в первый день 1919 года в Нью-Йорке (Соединенные Штаты Америки) в семье еврея. Отец его занимался торговлей поэтому семья жила довольно безбедно. Мать писателя имела шотландские и ирландские корни. Сэлинджер учился в нью-йоркских школах, а затем в военном училище. Он получал образование в трех колледжах, но так ни один и не закончил. Еще в юном возрасте писатель сделал первые шаги в литературе. Несмотря на то, что его рассказы были краткими, они были довольно емкими. Более серьезно же заняться литературой автор решает несколько позже. Отправная точка писательской карьеры Д.Сэлинджера началась с создания небольших рассказов в журналах Нью-Йорка. Его первое произведение «Молодые люди» (The Young Folks) было опубликован в 1940 году
Вскоре, в 1942 году Сэлинджера призвали в армию. В составе 12-го пехотного полка 4-й дивизии он участвовал во Второй мировой войне. На фронте он увидел всю бессмысленность, весь ужас и тяготы войны. Это было серьезным испытанием для Д.Сэлинджера, и в 1945-м будущий классик американской литературы попал в госпиталь с нервным срывом. Горький и трагический опыт военных лет сыграл большую роль в формировании его как писателя.
После войны Д.Сэлинджер продолжил свою писательскую деятельность и в конце 40-х — начале 50-х пишет одни из лучших своих рассказов Его яркие новеллы вошли в сборник «Девять рассказов» (Nine Stories, 1953). И в новелле «Хорошо ловится рыбка-бананка» (A Perfect Day for Banana-Fish) впервые раскрывается тема семьи Глассов. Семья Глассов является коллективным героем всех его дальнейших произведений. «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters, 1955), «Симор: вступление» (Seymour: An Introduction, 1959), а также «Фрэнни» (Franny) и «Зуи» (Zooey), которые вышли в 1961 году под одной обложкой. Д.Сэлинджер рассматривает семью как некий всеисцеляющий и всепримиряющий «Грааль» (говоря об этом в переносном смысле – это заветная цель, довольно часто недостижимая или труднодостижимая): и она должна воспитать человека в любви к ближнему. Однако разрешение духовных проблем в цикле о Глассах выглядит достаточно романтизировано относительно реальных противоречий. Сэлинджер предполагал, что все жизненные трудности, вполне преодолимы исповеданием дзэн-буддизма и христианского смирения. Эта точка зрения автора прослеживается во многих его произведениях.
Поистине всемирно известным писателем Сэлинджер стал после написания своего единственного романа «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, 1951), который получил широкое признание, как критиков, так и читателей. Этот роман был переведен почти на все языки мира.
Д. Сэлинджер принадлежал к поколению так называемых «разбитых» - литературному и молодежному движению, выступающему против стандартизации личности, насилия, ханжества, против материального преуспевания и отрешенности от социальных проблем. Они всколыхнули всю американскую молодежь, взяв начало с вызова обществу, но из-за несостоятельности своей положительной программы и своих идей, движение не добилось каких-либо существенных перемен в окружающей жизни и, объявив свое поколение «поколением любви», постепенно затихло.
В историю литературы США молодой герой романа, действие которого разворачивалось в послевоенный период, вошел не в результате успокоения и просветления, а благодаря своему протесту и неприятию общих канонов и морали. Д. Сэлинжер очень реалистично изобразил его в образе юного Холдена Колфилда Образ мальчика Холдена явился наиболее совершенным и точным в художественном отношении образом, который вышел из-под пера Сэлинджера, созданного в лучших традициях американской прозы. Писатель применил при его создании некоторые факты из собственной биографии (автор также в молодые годы был исключен из школы за неуспеваемость и отдали в военное училище, о котором упоминает герой Холдена, как о следующем учебном заведении, куда его планирует определить отец после провала в Пэнси).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дж.Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи. - М, 1983.
2. Дж.Д. Сэлинджер . Рассказы. - М., 1981
3. Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Боец?: Заметки о молодом герое западной прозы 6-70-х годов. - М., 1982
4. Игонов В.С Загадки Сэлинджера - М., 1974 науки, 1976,
5. И.Л. Галинская. Загадка Сэлинджера. Л. «Тедди» // Загадки известных книг. — М.: Наука, 1986.
6. И.В. Арнольд. Стилистика декодирования. М., 1987.
7. В.М. Жирмунский. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1971.
8. Н.М. Разинкина. Функциональная стилистика. М., 1989.
9. Стилистика художественной литературы. Академия наук СССР. Под. ред. А.Н. Кожина. М., 1982.
10. История американской литературы. Под. ред. Самохвалова. М., 1971.
11. Salinger. J.D. Franny and Zooey. N.Y., 1964.