Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Рассматривая ситуацию социальной сферы нашего государства, и несмотря на направленное развитие, в части качественного обеспечения жизнедеятельности граждан, защиты их в условиях возможных проявлений опасности и вреда здоровью, с отсутствием материальной стабильности число населения, которому требуется в социальная поддержка в Российской Федерации растет.
Любое государство, в период развития общества стремится к стабильному обеспечению своего функционирования и всестороннего взаимодействия законодательства, в первую очередь для своих граждан, основу которым определяет непосредственно и социальное обеспечение.
Конституция РФ, в своем главном направлении, определяет наше государство социальным, что формирует в первую очередь интересы и социальное обеспечение граждан и стремится к улучшению качества жизни своих граждан, что в первую очередь характеризует определенно повышенный уровень государства в своем развитии. В соответствии с обеспечением качественного уровня жизни граждан, наше государство направило развитие социального обеспечения, в качестве защитной функции государства, определенные гарантии своим гражданам по социальному обеспечению.
Каждому человеку необходим такой уровень жизни, при котором он бы мог реализовать все своим потребности, но происходит так, что в следствии некоторых обстоятельств жизни, утраты здоровья, материальной стабильности, здоровья или наступления старости, гражданин своего государства имеет право получать поддержку от своего государства.
При этом возникают проблемные ситуации в обеспечении защиты прав граждан на социальное обеспечение, что нередко возникает на уровне судебной власти, куда обращаются граждане за защитой свих нарушенных прав в сфере социального обеспечения. При этом законодательство в сфере защиты прав граждан на социальное обеспечение далеко не идеально, с проблемами которого часто сталкиваются, в отношении судебной защиты нарушенных социальных прав граждан.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ ИЛИ ПРАВОВЫЕ КРИТЕРИЙ
1.1. Понятие и виды социальных рисков
Социальный риск определяется как одно из негативных событий, которое повлияло каким – либо образом на человека, создав тем самым определенные сложности, повлекшие за собой трудности существования в общественной жизни человека. При этом социальный риск может повлиять на все сферы жизни, не только одного человека, но и на целую группу лиц, либо всего социального общества.
Социальный риск может возникнуть в любой сфере или среде для человека, осуществляя тем самым негативные последствия, влияющие на психологическое, биологическое, либо материальное состояние, препятствующее дальнейшему благоприятному существованию человека в обществе.
Социальные риски могут возникнуть, как нарушающие факторов, влияющие на социальное развитие или существование людей. Это может коснуться проблем со здоровьем, отсутствие трудоспособности, либо признание безработным.
Такие неблагоприятные факторы влияют в первую очередь на отсутствие благоприятного существования. По причине потери заработка, а также возникновение дополнительных расходов на восстановление здоровья и затрат на лечение.
Основным понятием социального риска, определяется ухудшение социального положения населения. Возникновение такого понятия характерно не только в условиях экстренных и чрезвычайных ситуаций, но и в обычном текущем ритме жизни человека.
Социальный риск возникает в основном в результате глобальных изменений, сопровождающихся чрезвычайной ситуации природного, либо техногенного характера, сопровождающихся массовой гибелью люде, либо причинение вреда или уничтожение имущества, а также материальных ценностей. Социальный риск, является негативной ситуацией, возникающей в результате неблагоприятных событий.
Для характеристики понятия социального риска существует следующие признаки:
1. Обобщенность, которая определяет возникновение социальных рисков, как на одного человека, так и на группу из нескольких лиц, а также всего общества.
2. Обязательность последствий, характеризующая проблемы, в результате социального риск, которые избежать и полностью исключить невозможно, а только возможно уменьшить последствия их влияния, управляя ими.
3. Общественная социальная ответственность, которая характеризует уменьшение последствий от возникновения социального риск, благодаря участию и взаимодействию, как полномочных лиц, относящихся к государственным органам, так и самого населения.
4. Обеспечение, в следствии социальных рисков иных негативных последствий, затрагивающих экономические, политические, либо иные сферы государственного направления.
Социальные риски подразделяются на определенные виды, исходящие в первую очередь из отсутствия состояния необходимого здоровья человека, либо факторов негативно влияющих на них:
1. Экономические факторы, способствующие потери работы, с присвоением статуса безработного.
1.2 Правовые основы защиты населения от социальных рисков
Социальная сфера является особенно важной во всем обществе, которое осуществляет различные действия и участвует во всех сферах касаемых непосредственно его благоприятного жизнеобеспечения. Социальная сфера способствует установленной возможности в реализации гражданами своих потребностей и проявлений в обществе, улучшая качество жизни и предоставления различных благ, создавая для этого определенные условия и методы поддержки некоторым методам.
Социальная защита, как одна из форм предоставления гарантий государством, является важным элементом в созданной и развивающейся социальной политики государства. Социальная сфера, как единая отрасль не имеет правового значения, она характерна в своем определении больше как вид услуги, предоставляемой гражданам, в целях улучшения благоприятного существования.
Термин «социальная сфера» не имеет какого-либо нормативного закрепления. Более обширное распространение приобрела точка зрения на данное понятие, как сфера каких-либо услуг. С философской точки зрения социальная сфера представляется как сфера как производства, так и воспроизводства индивидуума, где он производит себя, то есть как существо биологическое, духовное, а также социальное. Термином «социальная сфера» могут быть охвачены главные сферы жизнедеятельности человека. В частности сюда также можно отнести как жизнь человека, так и его профессиональную деятельность, социальное обеспечение, науку, культуру, спорт, жилищные условия, и, несомненно, его семью, внутрисемейные отношения. Все это - сферы жизнедеятельности, где образуются, а также поддерживается необходимый уклад жизни, который в полной мере отвечает интересам абсолютно всех граждан.
Наиболее полно дано определение социальной защиты как: системы социальных отношений, а также мер и юридических гарантий, которые защищают всякого члена общества от социальной, экономической, а также физиологической деградации. Из-за внезапного и резкого снижения условий его жизнедеятельности, которые могут вызвать угрозу здоровью, жизни или невозможности проявлять свой трудовой и гражданский потенциал.
Достаточно непростой структурой наделена система социальной защиты граждан, каждый элемент которой довольно своеобразен и имеет свои особенности. Данные элементы играют свою определенную роль в обеспечении социальной безопасности гражданина. Главными институтами социальной защиты выступают: социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь.
Субъектами социальной защиты являются такие элементы как: государство, страховые организации, общественные организации, внебюджетные организации, благотворительные фонды и работодатели.
Объектами социальной защиты являются: наемные работники, пенсионеры, инвалиды, семьи с низким доходом, граждане потерявшие работу, беременные женщины и прочие.
В нашей стране правo граждан на обеспечение социальной защитой закреплено в Конституции РФ, которая была принята в 1993 году, и в дальнейшем урегулировано законодательством. На основании Конституции РФ, социальная защита пребывает в сoвместном ведении Российской Федерации, а также ее субъектов, отсюда система социальной защиты граждан выступает единой федеративной, которая определяет государственную целостность, а также разделение полномочий и предметов ведения между субъектами .
Основной закон устанавливает право граждан на социальное обеспечение по возрасту, а также в случае заболевания, получения инвалидности, потери кормильца, для воспитания несовершеннолетних детей; на защиту материнства и детства; на судебную защиту; на возмещение государством вреда, который был причинен неправомерными действиями (либо бездействиями) органов государственной власти либо их должностными лицам. Также Конституция предоставляет право граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ
2.1. Социальное страхование как способ защиты от социальных рисков
Социальное страхование, является сферой социальной поддержки от определенных рисков, возникающих с населением, связанных с потерей благоприятных условий жизни человека в обществе. При этом в такую социальную поддержку входят и те граждане, которые по различным причинам не участвуют в экономическом развитии государства, осуществляемая государственным социальным обеспечением.
В общих критериях, в соответствии с законодательством, социальном страхованию подлежать определенные категории граждан:
- население, которое по ряду причин потеряло работу, с присвоением статуса безработного,
- граждан, которые в результате выполнение своих трудовых функций получили профессиональное заболевание,
- женщины, желающие родить ребенка, в период отпуска по беременности и родам,
- иждивенцы, которые по различным на то причинам, потеряли своего единственного кормильца,
- категория граждан, подлежащих в соответствии с возрастом пенсионному обеспечению по старости,
- категория граждан, нуждающихся в медицинском лечении, либо санаторно – курортном обеспечении.
Социальное страхование, с выплатой соответствующих пособий, формируется исходя из финансового обеспечения внебюджетных фондов, которые формируются из расчета определенного вклада государства, страховых перечислений и взносов.
Социальное страхование предусматривает две формы его реализации: обязательное и добровольное.
Обязательное страхование при этом, подразделятся на два вида, общее страхование и профессиональное.
Обязательное общее страхование распространяется на тех граждан, которые трудоустроены у определенных работодателей и за которых ежемесячно организация, перечисляет страховые взносы на своих работников.
Профессиональное страхование, действует в отношении тех категорий лиц, которые также осуществляют свою деятельность в организации, в соответствии с трудовым договором, и на которых также перечисляют страховые взносы работодатели, но имеющие определенные риски, опасность, либо вредные условия труда, связанные с выполнением трудовой деятельности.
Также происходит значительное отличие, в отношении перечислений страховых взносов, которые в суммарном выражении значительно выше в профессиональном страховании, в отличие от общего.
Добровольное социальное страхование обеспечивается из учета финансирования негосударственных организаций, которые регулируются иным законодательством и страховые взносы вносятся из добровольных вложений. Такие вложения обычно осуществляются не трудоустроенными гражданами, которые заинтересованы в своей будущей пенсии и ее размерах.
Добровольное страхование, осуществляется способом выплаты страховых сбережений, внесенных заранее самим гражданином из своих личных денежных средств, либо организацией, которая заключила определенный вид договора с негосударственный компанией, в целях перечисления на своих трудоустроенных работников дополнительные страховые взносы, с платных услуг, осуществляемой организацией, либо с иного кода бухгалтерского учета, предусмотренного для выплаты таких взносов.
При этом основным объектом добровольного страхования, также является интересы граждан, связанные с основным социальным обеспечением, которое предоставляется как помощь определенным категориям населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Добровольное социальное страхование, помимо определенных компаний, формируется в различные и многочисленные фонды, и функционируют не в целях замены обязательного социального страхования, которое строго урегулировано государством, и направленно на социальную поддержку и обеспечение населения, а в качестве дополнения к нему.
При этом два этих вида социального страхования, активно взаимодействуют друг с другом, дополняя возникновение, или существование пробелов в одном из них.
Социальное страхование обеспечивается определенными видами организаций, которые наделены соответствующими полномочиями по страхованию, государством:
- Фонд социального страхования,
- Пенсионный фонд Российской Федерации,
- Фонд обязательного медицинского страхования.
2.2. Проблемы защиты прав гражданина от социальных рисков
Любое государство в целях полноценного его развития и функционирования всех сфер общественной жизни населения, должно обязательно соблюдать требования законодательства, им же и созданное, а также выполнение в обеспечении утвержденной Конституции РФ прав и свобод человека и предоставление им определенных гарантий, осуществляя охрану этих прав.
Для нашего государства, осуществление таких функций и обеспечивая необходимый контроль в социальной сфере является наиболее проблематичной, ввиду большого масштаба самого государства, а также территориальных, национальных и традиционных особенностей.
Российское государство функционирует в условиях демократического общества, что непосредственно подтверждает Конституция РФ, выделяя права и свободы граждан, а также предоставление им гарантий, в наивысшую ценность для государства. Полномочия в обеспечении и регулировании правил свобод граждан, а также их охрану и защиту, осуществляют органы государственной власти и государственного управления, различного уровня.
Но, исследуя практику, в отношении выполнения деятельности органами государственной власти, которая не всегда содержит соблюдение всех необходимых законов, что естественным образом усложняет благоприятное существование населения, возникая при этом отсутствие доверия к государственной власти.
Также одной из проблем, является отсутствие ознакомления населения в своих правах, гарантий, невозможности, либо отсутствие доступа в изучении правовых положений их касаемых, либо не понимание языка закона.
В целях решения проблем, которые возникают и препятствуют реализации социального обеспечения и возможности предотвратить социальные риски, необходимо провести следующие мероприятия:
1. Обеспечить стабильную и качественную работу органов государственной власти в субъектах и муниципальных образований, исходя из требований в потребности квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы и разбирающихся в основах правового регулирования социального обеспечения.