Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С развитием рыночных отношений экономическая деятельность различных субъектов стала всё больше приобретать международный характер. Невозможно отрицать влияния на всех национальных производителей товаров и услуг интеграционных процессов. Но каждое предприятие независимо от того охватывает его деятельность только национальный рынок или ещё и международный, обязано платить налоги согласно национальному законодательству той страны, в которой оно осуществляет свою деятельность.
По данным некоторых исследований, половина всех международных потоков финансов так или иначе проходят через оффшорные зоны, что свидетельствует об их великом значении для международного бизнеса. Помимо низких налогов, оффшорные зоны имеют ряд других преимуществ. К ним относится наем работников в оффшорных странах. Для самих стран речь идет о привлечении дополнительных инвестиций, поскольку во многих из них существуют неблагоприятные условия для ведения бизнеса, и только благоприятные условия для иностранных компаний способствуют притоку капитала и квалифицированной рабочей силы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 . Анализ понятия оффшорная зона и ее основные признаки
Оффшор – один из самых популярных и эффективных методов налогового планирования. Этот метод основан на законодательстве многих стран, которое частично или полностью освобождает от налогообложения компании, принадлежащие нерезидентам страны.
По словам Ольги Андрюшкевич, особая экономическая зона - это ограниченная часть территории национального государства с особыми льготными экономическими условиями для иностранных и отечественных компаний (таможня, аренда, налоги, визы, трудовой режим и т.д.), что создает оптимальные условия для развития промышленной деятельности и инвестирования капитала из за границы.
Оффшорные зоны – это районы, города и страны, где иностранные (нерезидентные) кредитные учреждения и схожие компании проводят операции с нерезидентами (иностранными физическими и юридическими лицами) в иностранной валюте практически без вмешательства государства, создавшего офшорную зону [1].
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОФФШОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Нечестная налоговая конкуренция, как одна из проблем оффшорных зон
Налоговая конкуренция - это соперничество между странами за оптимизацию своих налоговых систем, снижение налогового бремени, введение дополнительных налоговых стимулов и административных преференций с целью создания более благоприятных налоговых условий для резидентов и нерезидентов. Мобильность капитала создает возможности для потенциальной налоговой конкуренции между странами; в результате налогоплательщики перемещают капитал из страны с высоким налоговым бременем в страну с более либеральным налоговым режимом.
Уклонение от уплаты налогов - явление не новое, а нынешняя ситуация с уклонением от уплаты налогов и сокрытием реального капитала и лиц, владеющих им, приобретает угрожающие масштабы.
Привлекательность оффшорных зон для организаций, избегающих налогообложения, обусловлена рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
– освобождение от налогов на прибыль и капитал полностью или частично;
– конфиденциальность информации о собственниках и бизнесе оффшорной компании;
– очень упрощенный учет (а порой и полное отсутствие такового);
– отсутствие валютного контроля;
– возможность использования номинальных собственников и директоров.
Налоговая конкуренция заключается в том, что страны, экономика которых в значительной степени зависит от привлечения иностранных инвестиций, стремятся создать преференции для финансового капитала, вводя льготный налоговый режим для нерезидентов. Это приводит к стремлению других государств сохранить капитал и перенести время налогообложения на недвижимость, заработную плату, потребление (увеличение косвенных налогов - НДС и акцизов).
Позитивная налоговая конкуренция направлена на обеспечение баланса интересов между уровнем налогообложения и объемом общественных потребностей, финансируемых из бюджета. В частности, в авторитетных европейских источниках можно найти аргументы в пользу более благоприятных налоговых режимов, применяемых малыми государствами, поскольку эти страны имеют ряд трудностей, их налоговая юрисдикция охватывает небольшую территорию, возможности для трансграничного облегчения налогового бремени ограничены и существуют дополнительные расходы на сбор налогов. В отличие от этого, недобросовестная налоговая конкуренция направлена только на привлечение инвестиций без учета формирования государственного бюджета.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН
3.1 Возможности и угрозы введения оффшорных зон в РФ
В Российской Федерации отсутствует правовой статус офшоринга, и даже нет федерального закона, регулирующего офшоринг в России. В Российской Федерации нет оффшорных зон, но есть особые экономические зоны (ОЭЗ). Они были созданы по всей стране. Каждая территориальная зона имеет свои преимущества и недостатки, а также специфические особенности, регулируемые законом.
Создание особых экономических зон началось еще во время перестройки СССР, но прибрежные зоны были введены в России в 1994 году [13]. Первыми льготными налоговыми регионами стали Ингушетия и Республика Калмыкия. Впоследствии ОЭЗ появились в Алтайском крае (Барнаул, Алтай, ОЭЗ Алтай), Московской области, Курской, Угличской областях, Бурятии, Калужской и Новгородской областях. Однако на практике ни одна из этих зон не стала перспективным проектом.
Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.
В границах ОЭЗ налоги уменьшаются или могут быть снижены полностью, компании платят более дешевые платежки и смягчаются финансовые правила. Также ОЭЗ способна сократить экологические нормы.
Цель открытия особой экономической зоны основана на стимулировании быстрого экономического роста российской экономики, посредством деятельности иностранных компаний в зоне. Такие зоны развиваются довольно быстро, привлекая работников различных профессий и гарантируя карьерный рост. Преимущества зон доступны не только для иностранных инвесторов, но и для местных предпринимателей.
К преимуществам особых экономических зон относится [14]:
– освобождение компании от налогов для инвесторов на срок до 15 лет;
– освобождение от налогов на имущество (в случае, если имущество находится на территории ОЭЗ, используется для осуществлений производственной или иной деятельности);
3.2 Перспективы и рекомендации по созданию оффшорных зон в Российской Федерации
Как было отмечено выше, в России нет оффшорных зон, но существуют свободные экономические зоны. В настоящее время планируется создание оффшорной территории на полуострове Крым.
В настоящее время Крым является свободной экономической зоной (СЭЗ) [18]. Этот статус предусматривает льготный налоговый режим для предприятий - освобождение от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженной ставки этого налога в региональный бюджет, освобождение от налога на имущество на 10 лет и земельного налога на три года, а также пониженный страховой тариф с 30 до 7,6%. Разумеется, взамен резидент должен инвестировать 3 млн рублей в экономику Крыма - малые и средние компании должны инвестировать 3 млн рублей в первые три года, крупные предприятия – 30 миллионов. Статусом СЭЗ в Крыму сегодня пользуются 883 организации. Совокупный объем инвестиций по проектам СЭЗ составляет, по информации Аксенова, 80 миллиардов рублей. Кроме того, предлагается создать в Крыму «международную транзитную зону»: в ее рамках будет взиматься только ежегодный налоговый сбор в размере €1,5 тыс. При этом резиденты зоны с территории остальной страны получат пониженные налоговые ставки: 15% на дивиденды и 0% процентам и роялти.
Еще одним важным нововведением является предложение разрешить иностранным страховым компаниям, пенсионным фондам и банкам работать в Крыму, даже если они не зарегистрированы в России, но имеют соответствующую лицензию в своей стране. В то же время иностранцам, вложившим более одного миллиона евро в облигации Крыма и Севастополя, обещана упрощенная процедура получения гражданства и безвизовый режим для иностранцев. Российский бизнес уже довольно активно работает в Крыму, очевидно, не беспокоясь о том, что пострадает от антироссийских санкций. Российские банки - это другое дело. Многие из них имеют международные представительства, что делает их весьма уязвимыми для международных санкций. Придание Крыму статуса морской зоны создаст дополнительные гарантии безопасности для финансовых институтов и тем самым "привлечет" их в крымскую экономику. Кроме того, есть международный капитал, инвестиции которого в экономику Крыма пришлись бы весьма кстати. Пока зарубежные компании вкладываться сюда не спешат, но оффшорный статус, конечно же, изменит расклад сил и серьезно повысит инвестиционную привлекательность региона. По сути, превращение
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Павлов П.В. – Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности // Мировая политика. – 2017. – № 1. – С. 51 – 144
2. Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М.: НПО «Школа»; изд-во «Открытый мир», 2015. с. 62
3. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и оффшорных зонах / М., 2016. – 185 с.
4. Матусевич А.П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник Международного института экономики и права. №5. – 2013. С. 78
5. Баронов В.И., Костюнина Г.М. Свободные экономические и оффшорные зоны (экономико-правовые вопросы зарубежной и российской
практики): учебное пособие / В.И.Баронов, Г.М.Костюнина – М.:Магистр: НИЦ ИНФРА – М, 2018 - 560 с.
6. Костюнина Г.М., Баронов В.И., Буглай В.Б., Платонова И.Н. Оффшорный бизнес во внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. / Г.М. Костюнина и др; под ред. Г.М. Костюниной. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 352 с.
7. Волошин Д.А. Искажение корпоративной отчетности: выявление, противодействие и профилактика / Волошин Д.А. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ
ИНФРА-М, 2016. - 156 с.
8. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: учебник для бакалавров / Р.И.Хасбулатов. – М.: Юрайт, 2015. – 884 с.
9. Андросова Т.И. Понятия и сущность функционирования оффшорных зон // Молодой ученый. – 2019. - №14. – С. 312-314.
10. Барсегян А.Г. Перспективы создания оффшорной юрисдикции в
Крыму // Теория и практика общественного развития. – 2017. - №4. – С.134-135.
11. Гайфеева Н.В. Зарубежный опыт регулирования деятельности оффшорных компаний // ООО Научная электронная библиотека. – 2019. - №5. – С. 262-271
12. Григорьева Ю.П. Теоретические и методологические подходы к оценке последствий оффшорного бизнеса для развития современного международного движения капитала // Экономика и социум. – 2019. - №6. - С.2-5.
13. Золотарев Е.В. Оффшорные зоны как угроза экономической безопасности // Экономика. Налоги. Право. – 2021. - №2. – С.158-164.
14. Идрисова Л.Р. Новый взгляд на понятие оффшоров // Финансы и управление. – 2018 - №4. – С.1-17.
15. Кириленко В.С. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств, приобретенных преступным путем // Альманах современной науки и образования. – 2017. - №11. – С.77-79
16. Косов М.Е. Экономические зоны России: проблемы и особенности налогового регулирования // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2018. - №8-7. - С.58-65.
17. Пинская М.Р Международное налогообложение. Размывание налоговой базы с использование оффшоров // ООО Научная электронная библиотека. – 2018. - С.54-55.
18. Шайтова Н.Ж. Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике// Экономические науки. – 2020. - №15. - С.3-5.
19. Сейсенбаева Ж.М. Специальный налоговый режим на основе патента как инструмент налогового регулирования // 38-я Международная научно-практическая конференция: сб. стат. – Москва, 2015. - С.106-110