Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В рыночных условиях хозяйствования все большее признание получает роль упаковочных материалов и тары в формировании потребительского спроса, сохранении количественных и качественных характеристик товаров в процессе товарооборота, повышении эффективности транспортировки и складирования продукции. Постоянно растущий потребительский спрос стимулирует стремительный рост упаковочной промышленности, что, с одной стороны, повышает конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, с другой стороны, усугубляет экологическую проблему, загрязняя окружающую среду упаковочными отходами.
Актуальность темы обусловлена тем, что упаковка на сегодняшний день является самым популярным объектом дизайна. Это может быть уникальный результат кропотливой работы талантливого дизайнера или уродливый объект, если и имеющий отношение к дизайну, то только как его антипод. Он может быть изготовлен с учетом новейших технических достижений или напечатан на газетной бумаге с помощью копировального аппарата. Но дело не в дизайнере или в том, как и где изготовлена упаковка, важнее, какую субъективную ценность она несет.
Объект исследования – ПАО «Магнит».
Предмет исследования – роль упаковки товара.
Цель исследования – провести анализ влияния упаковки на выбор продукции.
Задачи исследования:
изучить упаковку как элемент маркетинговой деятельности;
рассмотреть функции внешней упаковки продукции;
раскрыть организационно-экономическую характеристику ПАО «Магнит»;
дать оценку влияния упаковки товара на выбор потребителя;
разработать направления совершенствования выбора упаковки на продукцию ПАО «Магнит».
При составлении работы использовались следующие методы исследования:
анализ различной литературы;
анализ нормативной документации;
сравнение;
аналогия;
классификация;
обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы влияния упаковки на выбор продукции
1.1. Упаковка как элемент маркетинговой деятельности
В современном мире все больше организаций осознает значение маркетинга. В одной из концепций маркетинга выделяют упаковку как пятую составляющую комплекса маркетинга, поэтому она является важным элементом как товара, так и всей деятельности предприятия. Ведь очень важно на этапе разработки нового товара определиться с упаковкой, которая будет отличать его от других товаров, привлекать внимание потребителей, обеспечивая более эффективную коммерциализацию инновации и обеспечивая оптимальную систему распределения. \Основной задачей данной работы является исследование места упаковки в инновационном маркетинге, какие задачи стоят перед упаковкой и как улучшить продвижение товаров с помощью инновационной упаковки товаров. Роль упаковки невозможно переоценить. Упаковка защищает продукты от повреждения, облегчает транспортировку, реализацию и хранение товара. Упаковка защищает окружающую среду от содержимого. Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговых коммуникаций. Хорошо продуманная упаковка – это необходимое условие узнавания торговой марки и, как следствие, увеличение объемов продаж [14, с. 35].
Сегодня упаковка должна быть экономичной, то есть сравнительно недорогой в отношении продукта, который в ней содержится, прочной, защищать товар и соответствовать экологическим стандартам. Первое, что понимают под понятием «упаковка», – тара, оболочка или конструкция для хранения товара. Можно выделить три основных подхода к определению понятия «упаковка».
1. Упаковка с точки зрения логистики и товароведения. Комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений во время его транспортировки и хранения товара и окружающей среды от экодеструктивного влияния .
2. Упаковка с точки зрения маркетинга. Тара или наружная оболочка товара, оформленная в соответствии со спецификой товара и создающая определенный образ товара, и выполняет ряд функций.
3. Упаковка с точки зрения способа коммуникации с потребителем. Внешняя оболочка товара, которая содержит информацию о товаре и с помощью определенных элементов привлекает внимание потребителя и мотивирует его к покупке.
Требования к упаковке выдвигаются в зависимости от типа продукции. Их должны соблюдать все производители, независимо от форм собственности. Основной целью упаковки является реклама, защита товара от разрушения, потери качества. Вид упаковки определяется условиями поставок. Современные требования к упаковке можно разделить на две части: требования к упаковке непродовольственных и продовольственных товаров.
Информация о товарах непродовольственной группы должна, в частности, содержать: название товара; данные об основных свойствах продукции; дату изготовления; сведения об условиях хранения; гарантийные обязательства производителя; срок годности и др. На упаковке продовольственных товаров должно быть следующее: название пищевого продукта; название, полный адрес и телефон производителя; количество нетто пищевого продукта; состав пищевого продукта; калорийность и питательная ценность, углеводов и жиров; конечная дата потребления или дату производства и срок годности; условия хранения и использования; предостережение относительно потребления продукта определенными категориями населения [9, с. 93].
Также можно отметить общие требования к упаковке: упаковка должна быть безопасной (вредные вещества не должны перейти на товар), экологически чистой (упаковка не должна наносить вред окружающей среде), надежной (должна сохранять свойства), экономически эффективной (иметь небольшую стоимость). Сейчас появляются все новые идеи по совершенствованию упаковки товаров.
Компания New England Confectionery – производитель конфет Sweethearts – выпустила необычную упаковку. Упаковка черно-белого цвета и матовая по текстуре была сделана специально, чтобы на ней можно было рисовать цветными маркерами. В свою очередь, детские рисунки на конфетах будут участвовать в конкурсе среди детей младшего возраста. Актуальной проблемой современности является переработка и утилизация упаковочных материалов, более половины из которых – тара и упаковочные материалы.
В рамках государства проблемы уменьшения вреда упаковочных материалов пытаются решить путем использования вторичного сырья. И хотя эта технология достаточно сложна и затратна, но имеет большое значение не только для окружающей среды, но и дает возможность сэкономить тысячи тонн первичного сырья. Кроме того, используются технологии изготовления упаковки, а именно пленки, которая быстро разлагается под действием света.
На зарубежных рынках приобретают популярность упаковочные материалы, которые производятся на основе поливинилового спирта и разрушаются в воде за 15-45 минут, то есть материалы быстро подвергаются утилизации с помощью влаги, поэтому используются для упаковки товаров, которые не содержат влаги. Из этого материала производят бутылки, пленки, литые изделия [2, с. 18].
В настоящее время из-за большого ассортимента товаров упаковка играет решающую роль в успешном продвижении товара, поскольку кроме защиты товара от внешней среды, упаковка производит впечатление о товаре, способствует его продвижению, то есть является одним из важнейших элементов маркетинговых коммуникаций. Инновационная упаковка повышает эффективность, уменьшают затраты и вред окружающей среде.
1.2. Функции внешней упаковки продукции
Система самообслуживания постоянно развивается в наше время, она ведет к тому, что покупатель выбирает самостоятельно, необходимые ему товары, буквально не подвергая себя воздействию производителя или продавца во время покупки. Вследствие этого продукт должен реализовывать себя сам. И именно упаковка дает ему такую возможность. В условиях современного, перенасыщенного информацией рынка покупатель испытывает непрерывный прессинг со стороны рекламы, и именно яркая упаковка, которую он видит в магазине, является последним аргументом в пользу покупки того или иного товара [6, с. 24].
Основные функции упаковки и предъявляемые к ней требования, должны выполняться для содействия сбыта продукции. Основные из них это локализационная функция, защитная функция, обеспечение удобства и использования продукта, коммуникационная функция и имиджевая функция. Особое место среди них занимает требование экологичности. Ранее основной целью упаковки являлась сохранность при доставке товара, но в настоящий момент к этой функции прибавилась информативность, помощь в продажах, функциональность.
При взаимодействии с потребителем, упаковка играет следующие роли:
Пред покупкой – самым важным аспектом является презентабельность товара т.е. состояние упаковки, которое соответствует потребительскому ожиданию. Оно пробуждает у потребителя интерес и настраивает его на совершение покупки, вне зависимости от необходимости товара. В данном случае упаковка играет важную роль, поскольку покупатель сравнивает изделие, увиденное в рекламе, и изделие на прилавке, т.е. позволяет провести визуальную идентификацию товара.
В процессе совершения покупки - упаковка на себя берет роль «продавца». Она, в первую очередь должна привлекать к себе внимание, содержать полную информацию о товаре пробуждать интерес к новым потребностям. Но самое главное то, что упаковка внешне должна полностью оправдать ожидания покупателя при ее вскрытии.
После совершения покупки упаковка может служить подтверждением правильности сделанного выбора. Покупатель должен быть полностью удовлетворен приобретением покупки. Упаковка, должна найти «свое место» у покупателя, быть удобной во вторичном использовании или экологическая утилизации, являться предметом украшения и т.п. Всё сводится к тому, чтобы грамотно сделанная упаковка надолго оставила положительные впечатления и эмоции о товаре и самое главное покупатель должен вновь и вновь возвращаться за продуктом.
При разработке упаковки, фирма должна учитывать ряд факторов:
Необходимость в упаковке для товара;
Форма товара и сроки его хранения;
Дизайн упаковки;
Соответствие цветовой гамме продукта;
Влияние упаковки на потребительские предпочтения;
Функциональность;
Степень узнаваемости бренда через упаковку [8, с. 113].
В данном случае мы сталкиваемся с планированием. Задача менеджеров состоит в том, что бы разработать упаковку, которая подчёркивает как образ самой компании, так и образ бренда. При производстве мы должны учитывать будущий «портрет» упаковки, чтобы первое впечатление у покупателей сложилось превосходное, в целом, как о товаре, так и о фирме.
2. Анализ влияния упаковки на выбор продукции ПАО «Магнит»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО «Магнит»
ПАО «Магнит» — один из ведущих ритейлов в России.
Корпорация работает для удовлетворения потребностей и желаний покупателей в любой локации через семью предложений «Магнит». Главная цель — стать номером один для каждой российской семьи.
«Магнит» является лидером по количеству магазинов и территории их размещения.
Розничная сеть ведет свою деятельность в мультиформатной модели, что позволяет «Магниту» удовлетворять разные потребности и желания покупателей.
Несмотря на ужесточение государственного регулирования в области торговли (рост ставки НДС, ужесточение правил сертификации и появление новых пошлин) и состояние макроэкономической ситуации в общем (санкции со стороны ЕС и США) у ПАО «Магнит» сохраняется умеренный экономической рост и стабильный инвестиционный климат.
При анализе предпочтений потребителей было выявлено следующее:
На сегодняшний день доходы граждан предельно малы и доля затрат на продукты питания в общем объеме расходов очень высока;
Чувствительность к цене только возрастает;
При этом покупатель становится более требователен к качеству.
Для решения данных задач существует потребность создания для потребителей дополнительной ценности, улучшения качества обслуживая через кросс-форматные программы лояльности, а также программы вознаграждения, необходимо обеспечивать лучший опыт в ассортименте, атмосфере и удобстве.
Составим организационную структуру управления предприятия ПАО «Магнит»
Общая выручка выросла на 19,5% в 2021 году, при этом чистая розничная торговля выросла на 19,7%, а оптовая торговля-на 10,6%. Доля оптовой торговли составила 2,6% от общей выручки.
В 2021 году валовая прибыль выросла на 20,1% в годовом исчислении до 439,2 млрд евро. Валовая прибыль выросла на 13 базисных пунктов в годовом исчислении до 23,7%, что позволило повысить эффективность рекламы, сократить убытки и положительно повлиять на структуру формата. Структура формата оказала положительное влияние на рост валовой прибыли: доля оптового сегмента выросла с 2,8% в предыдущем году до 2,6%. Интенсивность акций немного увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено динамикой в первом полугодии.
Транспортные расходы не изменились по сравнению с предыдущим годом и, несмотря на продолжающееся увеличение доступности товаров на полках, составили 2,5% от выручки за счет повышения производительности и использования распределительных центров, что компенсирует негативные последствия повышение тарифов на контейнерные перевозки.
Наряду с увеличением доли свежего ассортимента, увеличением доступности товаров на полках магазинов и консолидацией бизнеса Дикси, доля продаж снизилась на 20 базисных пунктов по сравнению с предыдущим годом благодаря продолжающейся оптимизации логистических процессов, пересмотру правил продаж и увеличению продаж. принятые стандарты качества продукции и другие инициативы.
Коммерческие, общие и административные расходы в процентах от выручки выросли на 17 базисных пунктов в годовом исчислении до 20,6%.
Коммерческие, общие и административные расходы, за исключением амортизации, увеличились на 25 базисных пунктов до 17,8% в результате увеличения рекламных и других расходов в процентах от выручки.
Расходы на рекламу выросли на 13 базисных пунктов в годовом исчислении, до 0,6% от выручки, по мере увеличения числа маркетинговых мероприятий, включая Цифровой маркетинг и программы лояльности.
Расходы на аренду в процентах от выручки выросли на 4 торговых точки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 4,4%, поскольку магазины Дикси были консолидированы в основном в Москве, Санкт-Петербурге и их регионах, с более высокими арендными ставками, ускорением открытия магазинов и, как следствие, ростом продаж. Увеличение количества магазинов в рамках акции и увеличение доли сдаваемых в аренду торговых площадей. Доля арендованных площадей выросла до 80,2% в конце 2021 года с 78,0% в предыдущем году. Несмотря на вышеперечисленные факторы, стоимость аренды одного магнитного бизнеса снизилась в процентах от выручки в результате увеличения плотности продаж, улучшения условий аренды и закрытия неэффективных магазинов.
Расходы на персонал в процентах от выручки не изменились по сравнению с предыдущим годом и составили 9,0% (-3 пункта в годовом исчислении). Повышение производительности труда сотрудников и автоматизация бизнес-процессов частично компенсировали дополнительное давление со стороны новых компаний, которые достигли поставленной цели и немного увеличили текучесть кадров из-за пандемии за последний год.
Сопутствующие расходы, затраты на ремонт и техническое обслуживание, затраты на упаковку и материалы, банковские и налоговые расходы, как правило, не изменились в процентах от выручки по сравнению с предыдущим годом.
Прочие расходы, связанные с выручкой, увеличились на 12 базисных пунктов до 0,6% в годовом исчислении в результате увеличения объема информационных и консультационных услуг, сбора и доставки онлайн-заказов, а также технической поддержки и услуг программного обеспечения.
Прочие доходы и расходы в процентах от выручки увеличились на 25 базисных пунктов до 1,3% в результате увеличения доходов от продажи упаковочных материалов, а также доходов от рекламы, аренды и субаренды.
В результате показатель EBITDA составил 133,1 млрд рублей. Рентабельность по EBITDA составила 7,2% и выросла на 13 базисных пунктов по сравнению с предыдущим годом. Этот рост был обусловлен высокой динамикой валовой прибыли, но был частично компенсирован увеличением коммерческих, общих и административных расходов. Расходы на долгосрочную программу мотивации составили 0,05% от выручки за отчетный период. В результате рентабельность по EBITDA-LTI составила 7,2% (что соответствует заявленной EBITDA).
Стоимость амортизации в процентах от выручки снизилась на 8 базисных пунктов до 2,9% в годовом исчислении благодаря консолидации бизнеса Дикси с более низким процентом амортизации в процентах от выручки и положительным операционным левереджем.
В 2021 году операционная прибыль составила 79,7 млрд евро, а рентабельность по EBIT-4,3%.
Чистые расходы на финансирование сократились на 3,9% в 2021 году до 13,0 млрд евро. Общий долг компании за отчетный период увеличился на 104,3 миллиарда евро, долгосрочные банковские кредиты и облигации ускоряют программу развития и приобретения сети магазинов "Дикси". В результате средняя стоимость долга увеличилась до 6,4% в годовом исчислении (на 33 базисных пункта в годовом исчислении). 99,8% долга компании приходится на долгосрочные кредиты и облигации со средним сроком погашения 18 месяцев.
Увеличение процентных расходов было компенсировано увеличением процентных доходов по сравнению с предыдущим годом.
В 2021 году прибыль компании от разницы в ценах, реализованных в рамках операций прямого импорта, составила 0,3 миллиарда рублей.
Сумма налога на прибыль в 2021 году составила 15,4 миллиарда евро. Эффективная налоговая ставка составляла 22,9%.
В результате чистая прибыль компании в 2021 году выросла на 36,8% по сравнению с предыдущим годом, до 51,7 млрд рублей. Чистая прибыль выросла на 35 базисных пунктов в годовом исчислении до 2,8%.
Товарные запасы увеличились на 18,9 млрд евро. (9,2%) по сравнению с 31 декабря 2020 года и составил 225 млрд рублей. на фоне увеличения общей выручки на 19,5%. С изменением в приобретении Дикси запасы ПАО «Магнит» значительно сократились из-за ряда существующих проектов, включая сокращение ассортимента продукции с низким оборотом, унификацию ассортимента и ИТ-решения, направленные на улучшение доступности товаров на полках и прогнозирование спроса. рекламные акции.