Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В условиях любой экономической системы налоги выступают в качестве неотъемлемой части общественных отношений экономического характера с того момента, как стали образовываться государства. В условиях рыночных отношений налоговая политика является важнейшим инструментом государственного влияния на хозяйственное развитие, установления социально-экономических приоритетов развития.
Актуальность курсового исследования определяется тем, что ни в одном государстве нельзя обойтись без налоговых платежей, в связи с чем налоги выступают в качестве того фона, на котором идут процессы экономического и политического характера в обществе. Если установленные налоги будут разумными, то у государства имеется возможность концентрации значительных средств, направления их на исполнение тех функций, которые возлагаются на него обществом. Такого рода налоги предоставляют возможность в правильном направлении осуществлять развитие экономики, а также улучшать качестве жизни граждан. При этом налоговая политика государства способствует эффективному пополнению доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, выступает в качестве эффективного инструмента регулирования государством отношений социально-экономического характера.
Цель работы – определить перспективы развития налоговой системы России.
Задачи работы:
1) представить понятие и сущность налоговой системы и налоговой политики;
2) рассмотреть влияние налоговой политики государства на макроэкономические показатели;
3) оценить развитие налоговой системы и налоговой политики в РФ;
4) раскрыть проблемы и перспективы развития налоговой системы и РФ.
Объект исследования – налоговая система.
Предмет исследования – формирование налоговой системыи государства.
Теоретическая и методологическая база исследования. В качестве источников выполнения курсовой работы использованы труды таких авторов: З.М. Абдуллаева, В.П. Беспалова, Н.И. Воронина, В.Н. Ильина, З.А. Лукьянова и пр.
Информационная база исследования: материалы Росстата, Министерства финансов РФ, Министерства финансов Новосибиркой области, Территориального органа государственной статистики Новосибирской области, данные сети Интернет.
Методы исследования: методы сводки и группировки данных, метод анализа экономической литературы, графический и табличный методы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит список литературы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты налоговой системы государства.
Во второй главе на материалах России раскрыто современной состояние налоговой системы, определены ее проблемы и перспективы.
1 Теоретические аспекты налоговой системы государства
1.1. Понятие и сущность налоговой системы государства
Налоги и налоговая система представляют собой не только источники поступлений бюджета, но и самые важные структурные элементы экономики рыночного характера. Очевидным является то, что без формирования рациональной системы налогов, которая не угнетает предпринимательскую деятельность и предоставляет возможность проведения эффективной бюджетной политики, не представляются возможными рационального характера преобразования российской экономики. Налоги являются известными людям с самой глубокой древности, когда они были еще в форме дани. Само возникновение налогов вызвано необходимостью содержания государства. Определенная их неизбежность является настолько очевидной, что еще в 1789 году Б. Франклином, одним из авторов американской Декларации независимости, было написано: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов» .
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются центральными и местными органами власти государства с юридических и физических лиц и поступают в бюджеты разных уровней. Само существование налогов является экономическим образом оправданным потому, что оправданным является и само существование государства. Налоги являются экономической базой содержания аппарата государства, армии, а также и непроизводственной сферы. Налог отдельно взятые представители дореволюционной науки финансового характера понимался как «принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства» .
В ст. 8 НК РФ налог представлен как обязательного характера, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью обеспечения финансового характера государственной деятельности или деятельности муниципальных образований .
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги представляют собой налоги на доходы и имущество: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций; поимущественные налоги, включая и налоги на собственность, включая землю и иного рода недвижимость пр. Их взимают с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и пр. Они частичным образом или полностью переносятся на цену товара или услуги.
К важнейшим функциям налогов относят такие :
- фискальную функцию;
- распределительную (социальную) функцию;
- регулирующую функцию;
- контрольную функцию;
- поощрительную функцию.
Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.
Далее представлены суть и механизмы проявления налогом собственных функций.
1. Фискальная функция выступает в качестве важнейшей функции сферы налогообложения. При помощи данного рода функции происходит реализация главного предназначения налогов, которое состоит в формировании и мобилизации государственных финансовых ресурсов, а вместе с тем и в аккумулировании в государственном бюджете средств для исполнения программ государства. которые носят общегосударственный или целевой характер. Иного рода функции налогообложения могут быть названы производными от данной фискальной функции.
2. Распределительная функция налогов отражается в процессе перераспределения общества доходов между разного рода категориями населения страны. Ее смысл - в том, что идет процесс передачи средств в пользу тех категорий граждан, которые являются более слабыми и незащищенными, посредством возлагания бремени налогов на менее уязвимые категории населения страны.
3. Направление регулирующей функции налогов - на достижение при помощи механизмов налогов того или иного рода задач политики государства в сфере налогообложения. Она отражается в поддержке развития определенного рода процессов в экономике. Реализация данной функции происходит посредством системы льгот и различных освобождений от налогов .
4. Реализация контрольной функции состоит в том, что посредством налогов государством осуществляется контроль над разной финансово-хозяйственной деятельностью фирм и граждан страны, а вместе с тем над источниками образования доходов и направлениями расходов. Посредством денежной оценки величин налогов возможным является количественное сопоставление суммовых показателей доходов с потребностями государства в нужной сумме финансовых ресурсов.
В современных условиях экономики существующим Налоговым кодексом РФ определена трехуровневая система налогообложения, в которую входят налоги федеральные, региональные и местные. Помимо этого, законодательством определяются и специальные налоговые режимы. В связи с этим, функционирующая сегодня в РФ налоговая система может представлена как эффективная и соответствующая современным социально-политическим механизмам развития нашего государства, а вместе с тем выступает в качестве одного из важнейших факторов обеспечения определенного уровня устойчивости экономической безопасности государства.
Налоги выступают в качестве обязательной основы финансовой структуры государства, которую взимают прямым или косвенным образом с физических и юридических лиц за те услуги, которые предоставляются правительством либо его структурными ведомствами. Важнейший элемент доходов государственного бюджета поступает как раз от налогов, и в качестве ключевой цели его налоговой системы выступает финансовое обеспечение расходов государства. Налоговая система вместе с тем играет довольно важную роль в достижении иного рода целей, такого рода, как: принципы справедливости, социального и экономического развития экономики страны. Хорошим образом структурированная, на высоком уровне квалифицированная и довольно успешная налоговая система - важная предпосылка роста экономики любого государства .
Обеспечение необходимого уровня стабильности экономической безопасности государства не представляется возможным без устойчивой его налоговой системы, которая является важнейшим рычагом регулирования социально-экономических процессов в стране, которыми она располагает. По данной причине налоговая система, выступая одновременно в качестве и фактора финансовой безопасности государства, должна способствовать обеспечению такого рода развития его экономики, при каком бы создавали нужные условия финансового характера для обеспечения социально-экономической стабильности и развития страны и каждого ее региона, сохранения в ней целостности и единства финансовой системы (в том числе денежной, бюджетной, кредитной, налоговой и валютной системы), успешности противостояния угрозам страны внутри и вне ее и ее регионам .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 г. - №31. – Ст.3825.
2. Абдуллаева З.М. Этапы становления и развития налоговой политики России / З.М. Абдуллаева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. - №4. – С.358-361.
3. Акопян Т.А. Исследование моделей государственной налоговой политики / Т.А. Акопян // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. - №2. – С.2-4.
4. Антипов К.И. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России / К.И. Антипов, П.К. Бондаренко // StudNet. – 2021. – Т.4. - №3. – С.77-79.
5. Беломытцева О.С. Аналитический обзор зарубежных исследований о влиянии налогообложения на инвестиции корпораций / О.С. Беломытцева // Baikal research journal. – 2021. – Т.12. - №4. – С.2-4..
6. Беспалова В.П. Приоритеты налоговой системы / В.П. Беспалова // Журнал Бюджет. – 2022. - №2. – С.62-63.
7. Бондаренко П.К. Современное состояние и актуальные вопросы развития налоговой системы России / П.К. Бондаренко, К.И. Антипов // Юрист спешит на помощь. – 2021. - №2. – С.28-30.
8. Бухтиярова А.А. Анализ и оценка эффективности современной налоговой системы РФ / А.А. Бухтиярова // Студенческий. – 2022. - №2-3. – С.60-62.
9. Воронина Н.И. О необходимости совершенствования бюджетной и налоговой политики в целях восстановления и развития национальной экономики в посткризисный период / Н.И. Воронина, О.А. Сапрыкина, Н.В. Фадейкина // Проблемы финансово-кредитного обеспечени новой экономики: сборник научных трудов по материалам конференции. – Новосибирск: НГУЭиУ «НИНХ», 2021. – С.9-16.
10. Гинзбург М.Ю. Налоги и налогообложение. Практикум для СПО: учебное пособие / М.Ю. Гинзбург. – М.: РИОР, 2019. – 118с.
11. Голубенко В.Ю. Новосибирскаяя область: вызовы и ответные действия / В.Ю. Голубенко // Журнал Бюджет. – 2022. - №3. – С.20-25.
12. Гончаренко Л.И. Налоги и налогообложение: учебник / Л.И. Гончаренко. – Москва: КноРус, 2018. – 240с.
13. Гулузаде Э.М.К. Эффективная налоговая политика в формировании доходов бюджета Азербайджана / Э.М.К. Гулузаде // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2020. - №50. – С.200-212.
14. Ильина В.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Н. ильина. – М.: КноРус, 2018. – 222с.
15. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс ; пер. c англ. Н.Н. Любимова. — М.: Гелиос АРВ, 2017. — 352 c.
16. Князева Е.Г. Повышение эффективности налоговой системы РФ / Е.Г. Князева, А.Д. Мих // Финансовая экономика. – 2021. - №1. – С.54-60.
17. Курбанова Д.З. Состояние и перспективы развития налоговых доходов / Д.З. Курбанова // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: сборник материалов конференции. – М.: ИРОК, 2022. – С.222-226.
18. Лукьнова З.А. Эффективность и результативность налоговых доходов регионального бюджета / З.А. Лукьянова // Гуманитарный научный вестник. – 2021. - №7. – С.158-162.
19. Негодина О.В. Угрозы налоговой безопасности РФ в системе экономической безопасности / О.В. Негодина // Санкт-Петербургский научный вестник. – 2021. - №2. – С.4-6.
20. Нурдинова Д.Ф. Проблемы и перспективы развития современной налоговой политики России / Д.Ф. Нурзинова // Инновационные процессы в науке и образовании: Сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.44-47.
21. Онищенко Н.Н. Модернизация налоговой политики России как ключевой фактор развития малого и среднего бизнеса // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: Материалы междун. науч.-практ. конференции. – Хабаровск: ТГУ, 2019. – С.159-163.
22. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=131644-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2021_god_i_na_planovyi_period_2022_i_2023_godov.
23. Открытый бюджет Новосибирской области / Министерство финансов Новосибирской области – Режим доступа: https://openbudget.mfnso.ru.
24. Планы на ближайшие три года: налоговая политика до 2023 года – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/account/a1/1023358.html.
25. Ротбард М. Власть и рынок / М. Ротбард ; пер. c англ. Б.С. Пинскера. — Челябинск : Социум, 2010. - 418 с.
26. Сильверстова Т.В. Налоги и налогообложение: учебник / Т.В. Сильверстова. – М.: Инфра-М, 2018. – 531с.
27. Сумская Т.В. Сравнительный анализ бюджетов крупных городов / Т.В. Сумская // Регион: Экономика и Социология. – 2022. - №1. – С.235-262.
28. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. Официальный сайт – Режим доступа: http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/news.
29. Фатихова Л.Э. Особенности применения налоговой политики для обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов в современной России / Л.Э. Фатихова, В.М. Нигметзянова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9. - №4-1. – С.196-201.
30. Федеральная налоговая служба. Статистика и аналитика – Режим доступа https://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
31. Keynes J.M. The Collected writings of John Maynard Keynes / J.M. Keynes. — London : Cambridge University Press. – 1972.
32. Laffer A. The Laffer curve: past, present, and future / A. Laffer // Backgrounder. The Heritage foundation. - 2004. - Vol. 1765.
33. Shevlin T. Macroeconomic effects of corporate tax policy / T. Shevlin, L. Shivakumar, O. Urcan. - DOI 10.1016/j.jacceco.2019.03.004 // Journal of Accounting and Economics. - 2019. - Vol. 68, iss. 1.
34. Wanniski J. Taxes, revenues, and the «Laffer curve» / J. Wanniski // The Public interest. - 1978. - Winter. - P. 3–16., с.10.