Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы работы подчеркивается следующим. Особо важное место в социально-экономической государственной политике в современных рыночных отношениях отводят фискальной политике государства, потому что только у нее есть действенные инструменты, ею выполняются важнейшие для государства и его граждан функции. Вопрос по поводу фискальной политики в качестве инструмента экономического регулирования выступает особенно актуальным сегодня, когда появилась реальная потребность изыскания источников выхода из кризисных процессов, вызванных санкциями стран Запада, ситуацией на Украине, в связи с этим борьбы с инфляционными проявлениями в экономике, обеспечения надлежащего жизненного уровня граждан страны и стимулирования развития национального производства, потому что всего этого можно достичь только в случае ее эффективного применения.
В современном мире фискальная политика является стержнем финансовой политики и представляет собой особо важный элемент экономической политики государства.
Нужно отметить, что фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством систем налогообложения, формирования объема и структуры расходов государства с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, предупреждения и ограничения инфляционных проявлений и пагубного воздействия циклических колебаний.
Таким образом, рассмотрение темы фискальной политики государства актуально.
Цель работы – раскрыть особенности фискальной политики государства на примере Российской Федерации.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и содержание фискальной политики;
- охарактеризовать фискальные инструменты;
- оценить фискальную политику Российской Федерации на современном этапе;
- представить проблемы и возможные перспективы фискальной политики Российской Федерации.
Объект исследования – фискальная политика государства.
Предмет исследования – развитие фискальной политики в Российской Федерации.
Информационной базой исследования выступили данные Росстата, Министерства финансов Российской Федерации, труды отечественных авторов по данной теме исследования, материалы сети Интернет.
Методы исследования: диалектический метод, методы индукции и дедукции, методы табличный и графический, методы сводки и группировки информации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении представлены актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе курсовой работы представлены теоретические аспекты фискальной политики государства.
Во второй главе работы оценена фискальная политика Российской Федерации и определены ее перспективы.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.
1. Теоретические аспекты фискальной политики государства
1.1. Понятие и содержание фискальной политики
Протекающие в нашем обществе социально-экономические перемены проходят исключительно трудно, что в последнее время связано и с последствиями пандемии, западными санкциями в связи с военными действиями и в целом с колебаниями в экономическом цикле. Для достижения столь необходимого экономического прорыва необходимо овладевать новыми знаниями и пользоваться ими на практике. Важная часть этого знания – искусство управлять рациональностью фискальной политики в налоговой системе. Эффективность налоговой системы является ключевой предпосылкой успешного функционирования организаций и сфере бизнеса, и в государственном и общественном секторе.
Во второй половине XX века стала более сильной тенденция к сочетанию рыночных механизмов экономического развития с механизмами государственного регулирования данного роды процессов. Учёные всё больше стали склоняться к пониманию того, что действие «невидимой руки рынка» должно корректироваться «видимой рукой государства».
Такого рода постановка вопроса актуализирует исследование фискальной политики государства в качестве инструмента развития экономики. Известным является то, что процесс развития требует его материального обеспечения.
В качестве важнейшего элемента материальной основы развития выступают денежные средства, которые накапливаются в бюджете страны. Известно также, что на 90% и более бюджет государства формируется из налоговых поступлений . В связи с этим встают проблемы, которые включают позиции альтернативного характера:
- во-первых, желание государства увеличить объём бюджетных налоговых поступлений ведёт к росту налогов, что ограничивает возможности экономических субъектов для расширенного воспроизводства, инноваций и т.п.;
- во-вторых, сокращение количества и уровней налоговых ставок расширяет возможности экономических субъектов, но сокращает материальную базу реализации государством его социально-экономических функций (сокращаются средства для содержания непроизводственной сферы, армии, системы образования и здравоохранения и т.д.);
- в-третьих, рост объёма бюджетных средств в распоряжении государства возможен либо при условии расширенного воспроизводства, либо при сокращении непроизводительного потребления (что при определённых условиях может отрицательно сказаться на уровне и качестве жизни общества).
Поиск механизмов разрешения этих противоречий является важнейшей задачей экономической науки. Решить её не представляется возможным вне фискальной политики.
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством налогообложения, формирования объема и структуры расходов государства с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, предупреждения и ограничения инфляционных проявлений и пагубного влияния колебаний циклического характера.
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета (в связи с этим фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой). Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, которая направлена на сглаживание циклических колебаний экономики, выступает обеспечение :
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Одной из составляющих фискальной политики государства является налоговая политика. В свою очередь, налоговая политика представляет собой совокупность мероприятий государства в сфере построения налоговой системы и мобилизации налогов в бюджет. А в число основных задач налоговой политики входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей государства для выполнения возложенных на нее функций, а также содействие становлению условий для активизации экономического роста и повышения общественного благосостояния .
Достижение указанных целей достаточно сложная задача и требует введения оптимальной структуры налоговой системы, четкого определения элементов налогообложения, контроля за правильностью, полнотой, своевременностью уплаты налогов в бюджет, предоставление в необходимых случаях налоговых льгот. Все это в конечном итоге составляет налоговый механизм, с помощью которого осуществляется налоговая политика. На современном этапе развития одной из самых насущных проблем фискальной политики России является оптимизация затрат и финансовое наполнение бюджета, особенно во время экономического кризиса .
Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая (иначе – экспансионистская) фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).
Экспансионистская фискальная политика может принимать форму роста расходов государства, уменьшения сумм поступлений налогов либо их сочетания. Расходы государства принимают форму и государственных закупок товаров и услуг, которые непосредственным образом оказывают влияние на повышение уровня экономической активности, и трансфертов физическим лицам, которыми косвенным образом повышается уровень экономической активности, потому что как раз физические лица расходуют данные средства.
Уменьшение сумм поступлений налогов посредством уменьшения налогов косвенным образом увеличивает уровень совокупного спроса в экономике. К примеру, уменьшение индивидуального подоходного налога повышает объем располагаемого дохода, который доступен физическим лицам, предоставляя им возможность приобретения большего количества товаров и услуг. Стандартной экономической теорией предполагается, что в краткосрочном периоде фискальное стимулирование может снизить негативные последствия рецессии либо ускорить восстановление экономики .
Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Правительством может проводиться сдерживающая фискальная политика посредством увеличения налогов, сокращения сумм расходов либо их сочетания. К примеру, когда правительством повышаются подоходные налоги индивидуального характера, люди имеют меньшую сумму располагаемого дохода и, как правило, снижают собственные расходы на товары и услуги в ответ на это. Сокращение расходов временным образом уменьшает уровень совокупного спроса на товары и услуги, замедляя рост экономики на определенный период. В качестве альтернативы, когда правительством сокращаются расходы, оно снижает совокупный спрос в экономике, что снова временным образом замедляет ее рост .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 29.11.2022).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 04.11.2022 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 29.11.2022).
3. Акиньшин М.В. Эффективность как источник развития финансового менеджмента, преемственность моделей управления государственными финансами // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2021. – № 4. – С. 218-222.
4. Атданова Г.А. Фискальная политика страны, ее основные направления // Интернаука. – 2022. - №12-4. – С.36-37.
5. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система: Учебник для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2019. – 780с.
6. Ахраменко Г.О. Меры по улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами // Theoretical & Applied Science. 2020. – № 1(21). – С. 64-67.
7. Ахмадов М.М., Омарова М.А., Разаков М.М. Роль фискальной политики как инструмента регулирования экономики // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей XXIV Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.197-199.
8. Балихина Н.В., Косов М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2021. – № 1. – С. 37-43.
9. Бехер В.В. Принцип эффективности использования бюджетных средств: правовой и экономический взгляд // Вопросы современной юриспруденции. – 2021. – № 30. – С. 101-108.
10. Васюнина М.Л., Гриневич М.В. Управление межбюджетными отношениями в Российской Федерации // Муниципальная академия. – 2019. - №1. – С.80-85.
11. Гаджиев Б.Г. Инструменты фискальной политики и их эффективность на современном этапе // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: сборник материалов конференции. – М.: ИРОК, 2022. – С.296-300.
12. Геращенко А.А., Дмитриченко Л.И. Фискальная политика государства как инструмент развития национальной экономики: теоретический аспект // Фундаментальные и прикладные аспекты глобализации экономики: тезисы докладов и выступлений конференции. – Донецк: ДНУ, 2022. – С.89-91.
13. Гинзбург М.Ю. Налоги и налогообложение. Практикум для СПО: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2019. – 118с.
14. Гришанова А.М. Межбюджетные трансферты как инструмент государственного регулирования бюджетной системы // Экономическая наука сегодня: теория и практика: Сборник материалов IX Междун. науч.-практ. конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. – С.130-133.
15. Девятова А.А., Лапина А.К., Хашир Б.О. Фискльная политика государства как инструмент государственного регулирования экономики // NovaInfo.Ru. – 2018. – Т. 2. - №86. – С.87-93.
16. Дмитриенко Л.И., Карпухно И.А. Фискальная политика государства и реализация экономических интересов в инновационной экономике // Менеджмер. – 2022. - №2. – С.3-8.
17. Зиновьева Е.Г., Усманов А.И. Тенденции и особенности управления внешним государственным долгом России // Современная модель управления: проблемы и перспективы: Материалы III Всероссийской науч.-практ. конференции. – Магнитогорск: МГТУ, 2019. – С.23-27.
18. Карпухно И.А. Оценка эффективности фискальной политики в контексте социально-экономических интересов // Статистика и Экономика. – 2022. – Т.19. - №4. – С.35-45.
19. Кущенко А.С. Экономические основы и принципы функционирования системы государственных закупок // Образование, наука и бизнес – индикаторы развития цифровой экономики: Сборник научных трудов по материалам Междун. науч.-практ. конференции. – М.: Аудитор, 2018. – С.293-296.
20. Могусев Д.Г. Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты. Дефицит государственного бюджета и государственный долг // Мировая наука. – 2019. - №4. – С.396-399.
21. Молчан А.С., Ануфриева А.П., Франциско О.Ю. Воздействие фискальной политики на экономическую безопасность России // Экономика и предпринимательство. – 2022. - №4. – С.52-58.
22. Нехайчук Ю.С., Вискова А.А., Гуляев Д.А. Современная фискальная политика Российской Федерации: тенденции, провалы и достижения // Механизмы управления развитием региона: новые вызовы и приоритеты: сборник научных трудов. – Симферополь: Ариал, 2022. – С.388-397.
23. Павлова Л.Н. Фискальная политика и устойчивый рост экономики // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2016. - №51(650). - С.71-74.. – С.
24. Рыльская Е.Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и социум. – 2019. - №5. – С.1080-1086.
25. Санеева М.М., Биткина И.К. Фискальная политика как инструмент макроэкономической стабильности России // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: Сборник материалов XIX ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ. – Волгоград: ВГТУ, 2019. – С.85-86.
26. Семакова Д.Д. Государственные закупки (правовое обеспечение деятельности государственного заказчика) // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. - №11. – С.800-809.
27. Сильверстова Т.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 531с.
28. Аналитический отчет о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://audit.gov.ru/promo/analytical-report-federal-budget-2019-4/index.html (дата обращения: 29.11.2022).
29. Федеральный бюджет / Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/183/ (дата обращения: 29.11.2022).