Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно Федеральному закону «О гражданстве Российской Федера-ции», гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающая-ся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Это означает, что гражданин и государство неразрывно связаны между собой. Граждане име-ют права и обязанности, установленные государством, а государство же обя-зано признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. Кроме того, государство должно блюсти не только за правами своих граждан, но и людей, имеющих гражданство иной страны, которые находятся на его терри-тории.
На сегодняшний день гражданство считается одним из базовых право-вых институтов общества, так как жители современных стран неоднородны.
Лицо является гражданином того или иного государства вовсе не пото-му, что проживает на его территории, а потому, что между лицом и государ-ством появляются особые взаимоотношения, которые составляют содержа-ние гражданства.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что гражданство является основным элементом правового статуса человека.
На современном этапе развития Российской Федерации институт граж-данства призван обеспечить стабильность и сплоченность общества, укрепить российскую государственность, сбалансировать интересы личности, обще-ства и государства. Однако практика реализации законодательства, регла-ментирующего вопросы гражданства, свидетельствует, что процесс форми-рования института гражданства в Российской Федерации нельзя признать сложившимся и завершенным.
Цель курсовой работы состоит в исследовании правового регулирова-ния вопросов приобретения гражданства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие зада-чи:
- дать определение понятию гражданства;
- провести анализ принципов гражданства Российской Федерации;
- провести анализ оснований приобретения гражданства;
- изучить государственные органы по делам о гражданстве.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых формируется и функционирует институт гражданства в Российской Федера-ции.
Предметом исследования выступают нормы действующего отечествен-ного законодательства в сфере института гражданства Российской Федера-ции.
В курсовой работе были использованы следующие теоретические ме-тоды: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследова-ния.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Баглая М.В., Югова А.А., Тункина Г.И., Серошина А.Б. и других учё-ных.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основного содержания, заключения и библиографического списка источников права и литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы гражданства
Рассматриваемый объект курсовой работы является весьма непростым, поэтому в юридической науке имеется множество мнений относительно определения понятия гражданства. В ходе проведения анализа юридической литературы в данной сфере на различных исторических этапах, были выде-лены основные точки зрения относительно понятия гражданства.
Марат Викторович Баглай определяет гражданство как «устойчивая правовая связь лица со своим государством, которая выражается в совокуп-ности их взаимных прав и обязанностей».
Анатолий Александрович Югов под гражданством понимает «сложную и тонко дифференцированную правовую связь этих субъектов, которой ха-рактерны особые свойства».
Советский и российский юрист Григорий Иванович Тункин утверждал, что «гражданство – это политико-правовая связь человека с государством, которая характеризуется устойчивостью, обладанием правами и обязанно-стями в отношении государства, а также правами и обязанностями государ-ства в отношении человека».
Серошин А.Б. придерживается схожей позиции и полагает, что под «гражданством понимается стабильная правовая взаимосвязь человека и страны, которая проявляется в комплексе их взаимных прав и базируется на признании ключевых прав и свобод человека».
Легальное определение рассматриваемого понятия содержится в Феде-ральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Фе-дерации»: «Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их вза-имных прав и обязанностей».
Принципы гражданства – это очень сложное и многогранное явление. Правовые принципы гражданства характеризуются универсальностью, об-щим смыслом и отражают сущность и содержание гражданства Российской Федерации. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и дей-ствующем законодательстве России.
Основные принципы гражданства базируются в том, что они:
1) «отражают сущность и содержание института гражданства;
2) являются исходными принципами;
3) действуют непосредственно;
4) являются основой для практики государственного строительства в сфере гражданства» .
Условно можно выделить общие и специальные принципы.
Общие принципы – это наиболее обобщенные руководящие принципы и идеи, которые затрагивают весь институт гражданства.
Специальные принципы – это принципы, которые развивают и детали-зируют общие принципы, направляют их на регулирование конкретных пра-воотношений и являются эталоном для конкретных государств.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Россий-ской Федерации» законодательно определил и закрепил следующие принци-пы гражданства Российской Федерации:
1) принципы гражданства Российской Федерации и правила, регули-рующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, ра-совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
2) гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
3) проживание гражданина Российской Федерации за её пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации;
4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен граждан-ства или права изменить его;
5) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан иностранному государству;
6) Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Россий-ской Федерации лицами без гражданства, проживающими на её территории;
7) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, между-народных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действо-вавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что граждан-ство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающа-яся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, осно-ванная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод чело-века и гражданина. С гражданством связаны самые существенные послед-ствия для человека: объём его прав, свобод и обязанностей.
Названные выше принципы гражданства Российской Федерации несо-мненно важны для института гражданства в Российской Федерации в целом, так как он является обязательным элементом конституционного государства, составляет основу конституционного строя страны.
1.2 Законодательство о гражданстве Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации вопрос гражданства уре-гулирован немалым количеством нормативно-правовых актов. Проанализи-руем некоторые из них наиболее детально.
Самым значимым источником внутригосударственного регулирования отношений гражданства является Конституция Российской Федерации, при-нятая в 1993 году. Остальные нормативно-правовые акты (федеральные за-коны или подзаконные акты) не должны противоречить основному закону Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция Российской Феде-рации не содержит в себе понятие «право на гражданство», рассмотрев ряд конституционных норм, можно обозначить основные начала права на граж-данство. Так, например, Россия объявляет себя правовым и социальным гос-ударством. Следовательно, государство обязано гарантировать социальную поддержку своим гражданам, а также обеспечение соблюдения законов.
Право на гражданство Российской Федерации относится к базовым правам. Основной закон России награждает гражданина Российской Федера-ции не только естественными правами и свободами, но и правами, которые вытекают из его устойчивой правовой связи с российским государством. Ведь именно от обладания гражданством Российской Федерации напрямую зависит воплощение в жизнь российскими гражданами политических, трудо-вых, социальных и иных прав.
Таким образом, действующая Конституция РФ употребляет достаточно многогранный терминологический аппарат для определения места человека в системе правоотношений между отдельным индивидом и государством в связи и по поводу гражданства.
Следующим источником регулирования отношений гражданства явля-ются общепризнанные принципы и нормы международного права, междуна-родные договоры Российской Федерации, которые обладают приоритетом перед нормативно-правовыми актами Российской Федерации в случае их противоречия.
Действующие на сегодняшний день нормы международного права по вопросам гражданства в основном содержатся в:
- Всеобщей декларации прав человека;
- Конвенции о статусе беженцев;
- Конвенции о гражданстве замужней женщины;
- Конвенции о сокращении без гражданства;
- Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дис-криминации;
- Международном пакте о гражданских и политических правах и др.
Так, например, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Ге-неральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливается, что:
- «ни один человек не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию либо изгнанию;
- каждый человек обладает возможностью беспрепятственно передви-гаться и выбирать себе место жительство в пределах любого государства, покидать ту или иную страну, в том числе свою собственную, и возвращаться в неё;
- каждый человек имеет право на гражданство, и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права на его изменение».
Значимое место среди международных источников правового регули-рования гражданства занимает Конвенция о защите прав человека и основ-ных свобод от 4 ноября 1950 г., ст.16 которой гласит: «Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться, как препятствие для Высоких Договари-вающихся сторон вводить ограничения на политическую деятельность ино-странцев», где ст. 10 наделяет их свободой выражения мнения, ст. 11 свобо-дой собраний и объединений, а ст. 14 запрещает какую-либо дискриминацию в отношении жителей других стран. Тем не менее, данными правами часто злоупотребляют как государство, там и отдельные лица, тем самым уровень авторитета государства в глазах его граждан стремительно падает вниз.
Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы гражданства, является Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Кроме названного закона, нормы о гражданстве содержатся также в других федеральных законах, например:
- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положе-нии иностранных граждан в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах».
Вопросы гражданства регулируются и подзаконными нормативно-правовыми актами, например, Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» , Указом Президента РФ от 14.11.2002 №1318 «Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Прези-денте Российской Федерации и её состава».
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий её восстановления в случае её утраты, а также порядка аннулирования визы» от 9 июня 2003 г. №335 ре-гулируются вопросы, связанные с процедурой получения и аннулирования визы.
К ведомственным нормативно-правовым актам, осуществляющим пра-вовое регулирование, можно отнести, например, Приказ МВД № 250 от 14 апреля 2003 г. «Об организации деятельности органов внутренних дел Рос-сийской Федерации по оформлению и выдаче, иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство». Он содержит в себе примеры заявлений, образцы документов, процедуру приёма заявлений о выдаче разрешений на временное прожива-ние и видов на жительство и т.д.
К источникам регулирования можно отнести Постановления Конститу-ционного Суда по делам о проверки конституционности тех или иных норм права, регулирующих отношения гражданства, которые содержатся как в федеральных законах, так и в подзаконных нормативно-правовых актах.
Правовые позиции Конституционного суда РФ вырабатываются с це-лью донести до граждан и должностных лиц смысл тех или иных норм пра-ва, которые вложил законодатель, либо который вытекает из закреплённых в нормативно-правовых актах положений. Правовые позиции данного суда общеобязательны, рассчитаны на многократное применение, являются неким ориентиром для правоприменителя. Как правило, эти позиции не существу-ют сами по себе, они лежат в основе постановления суда и составляют с ними единое целое.
Исходя из этого можно сделать вывод, что в нашем государстве фор-мально нигде не закреплено судебное нормотворчество, по факту оно суще-ствует на уровне вышестоящих судов.
Таким образом, действующее на сегодняшний день законодательство России включает в себя большое количество правовых норм, которые наце-лены на упорядочивание отношений в области гражданства.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ас-самблеей Организации Объединенных Наций 10.12.1948. // Российская газе-та. – 1998. – № 68. – Ст. 9, 16.
3. О беженцах: закон РФ от 19.02.1993 № 4528—I (ред. от 14.07.2022) // ВСНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 12. — Ст. 425.
4. О вынужденных переселенцах : закон РФ от 19 марта 1993 № 4530—I (ред. от 08.12.2010) // ВСНД и ВС РФ. — 1993. — № 12. — Ст. 427.
5. О гражданстве Российской Федерации : Закон РФ от 28 ноября 1991 № 1948—I (ред. от 24.09.2022) // Российская газета. — 1992. — № 30.
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе-дерации : федер. закон от 25 июня 2002 № 115—ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 30. — Ст. 3032.
7. О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик: закон Союза Советских Социалистических Республик от 01.12.1978 № 8497 – IX. – М., 1978. – Ст. 36.
8. Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 №1325 (ред. от 27.07.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №46. – Ст. 5342.
9. Об утверждении Положения об установлении формы визы, по-рядка и условий ее восстановления в случае ее утраты, а также порядка ан-нулирования визы: постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. №335 // Российская газета. – 2003. – № 220.
10. Об организации деятельности органов внутренних дел Россий-ской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на житель-ство: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации // Россий-ская газета. – 2003. – № 250.
Материалы судебной практики
11. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 8 сентября 2016 г. по делу № 71–АПГ16–4 [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 28.11.2022).
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 мая 2016 г. по делу № 33а–15395/2016 [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 14.11.2022).
Литература
13. Аксенов А.Б. Двойное гражданство и проблемы национальной безопасности: российское законодательство и зарубежная / А.Б. Аксенов // Вестник экономики, права и социологии. – 2014. – № 4. – 115-119 с.
14. Алешкова И.А. «Конституционное право Российской Федерации» том 2, особенная часть / И.А. Алешкова, И.А. Конюхова, Л. В. Андриченко. – М., 2016. – 198 с.
15. Бабурина В.Л. Право на гражданство в Российской Федерации: понятие и проблемы реализации // Проблемы современной юридической науки и практики. В 2 т. – т. 1. – Красноярск: СФУ – 2015. – 595 с.
16. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай. – М., 2017. – 314, 321 с.
17. Изотова Е.Н. Анализ принципов гражданства в Российской Феде-рации / Е.Н. Изотова // Административное право и процесс. – 2012. – № 7. – 69-72 с.
18. Конституционное право России: учебник для студентов вузов; под ред. Прудникова А.С., Авсеенко В.И. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 182 с.
19. Кутафин О.Е. Российское гражданство. – М.: Юрист, 2016. – 587 с.
20. Некрасов С.И. Конституционное право России: конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., 2019. – 53 с.
21. Сагов Ч.А. Институт гражданства в Российской Федерации: во-просы теории и практики: автореф. дисс... канд. юрид. наук / Ч.А. Сагов. – М., 2011. – 28 с.
22. Серошин А.Б. Конституционное право современной России: учебник / А.Б. Серошин. – М., 2012. – 190 с.
23. Торбин Е.Ф. Об основных направлениях деятельности Министер-ства иностранных дел Российской Федерации по реализации права на граж-данство России соотечественников, проживающих за рубежом / Е.Ф Торбин // Право на гражданство: Сб. материалов. – М.: Новая юстиция, 2010. – 122 с.
24. Тункин Г.И. Закон о гражданстве Советского союза / Г. И. Тун-кин // Советское государство и право. – 1979. – №7. – 22 с.
25. Фарбер И.Е. Права человека, гражданина и лица в социалистиче-ском обществе // Правоведение. – 2014. – № 1 – с. 39-47.
26. Чиркин В.Е. Конституционное право России. – М.: Центр. – 2014 г. – 442 с.
27. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене / А.А. Югов // Адвокатская практика. – 2019. – №1. – 41 с.