Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансовые результаты деятельности предприятия (прибыль или убыток) напрямую
характеризуют эффективность работы предприятия, они в определенной мере
обусловлены этапом развития деятельности предприятия и характеризуют
конкурентоспособность предприятия на рынке торов или услуг.
Актуальность темы исследования заключается в том, что анализ прибыли позволяет
выявить резервы повышения рентабельности деятельности предприятия, он позволяет
выявить основные факторы роста прибыли, эффективности использования ресурсов,
позволяет определить потенциальные возможности предприятия, а также определить
влияние внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия.
Проблемы повышения прибыли рассматриваются в работах практически всех
экономистов и ученых-теоретиков, в том числе наиболее популярные методики анализа
прибыли приведены в работах И.Т. Абдукаримова, Н.В. Тен, Е.А. Балашовой, Т.Б.
Бердниковой, А.В. Игнатова, Е.В. Иода и Е.И. Фоминой и др.
1 Прибыль как основной оценочный показатель и цель деятельности предприятия
1.1 Понятие
прибыли и порядок ее формирования
Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента
большое место уделяют в своих исследованиях изучению прибыли как основного
финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, однако подходят к
определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и с
разной степенью детализации.
Обобщая понятия, приведенные в таблице 1.1, можно дать общее определение прибыли.
Прибыль, финансовый результат – обобщающий показатель эффективности
(неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях
(этапах) его формирования.
С точки зрения бухгалтерского учета конечный финансовый результат деятельности
предприятия выражается в показателе прибыли или убытка, отражаемого в бухгалтерской
3
отчетности. Общий финансовый результат деятельности предприятия, прибыль или
убыток, представляет собой сумму результата от реализации продукции, товаров (работ,
услуг), прочих доходов и расходов. [14, с.127]
Основой формирования финансовых результатов является отчет, который составляется в
соответствии с правилами Приказа Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н «Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность
организации» и Приказа Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской
отчетности организаций». Порядок формирования прибыли представлен на рисунке 1.1.
1.2 Методы управления прибылью предприятия
Проведение факторного анализа прибыли позволяет оценить резервы повышения
эффективности производства и принять правильные управленческие решения по
использованию производственных факторов.
И.А. Бланк отмечает, что важнейшим инструментом управления прибылью организации
является операционный анализ, это анализ изучения зависимостей финансовых
результатов предпринимательства от переменных и постоянных издержек и объемов
производства (рис. 1.2).
Руководство организации, используя операционный анализ, может управлять
себестоимостью продукции, а также прибылью, проводить более глубокую оценку
финансовых результатов и точнее обосновывать рекомендации по улучшению работы
организации. В процессе операционного анализа определяются чрезвычайно важные для
управления бизнесом величины: точка безубыточности, зона безопасности, операционный
рычаг, критический уровень цены реализации, т.е. те показатели, которые направлены на
определение той границы, при которой получение прибыли невозможно. [27, с.46]
В связи с этим операционный анализ позволяет обосновать наиболее выгодную
комбинацию соотношения между переменными затратами на единицу продукции,
постоянными затратами, ценой и объемом продаж. Практическая ценность использования
данного подхода при анализе текущей деятельности и целевого планирования прибыли
состоит в том, что он позволяет оценить сравнительную прибыльность отдельных видов
продукции, товаров и услуг, что дает основания для выбора оптимального портфеля
продукции; установить запас «прочности» организации в ее текущем состоянии;
спланировать объем продаж, который обеспечивает желаемое значение прибыли. [15,
с.74]
2 Анализ прибыли ООО «Балтийское молоко»
2.1 Общая характеристика предприятия
Филиал ООО «Балтийское молоко» корпорации «Вимм-Билль-Данн» создан в
соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом «Об акционерных
обществах» от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ.
Филиал ОАО «Вимм-Билль-Данн» в г. Санкт-Петербурге изначально был зарегистрирован
с наименованием ООО «Юнимилк», но 7 декабря 2015 года был переименован в ООО
«Балтийское молоко».
Юридический адрес и фактический адрес предприятия совпадают: 194292, г. СанктПетербург, пер. 6 верхний, д.1, литер А, пом.15Н, 16Н, 17Н, 18Н (промзона «ПАРНАС»).
Корпорация «Вимм-Билль-Данн» (ВБД, WBD) – российская компания, крупный
производитель безалкогольных напитков и молочных продуктов в 1990-2000 гг. Наиболее
известные продукты – фруктовые и овощные соки «J7», линейка молочных продуктов под
маркой «Домик в деревне», минеральные воды «Ессентуки». Корпорация «Вимм-БилльДанн» в 2011 году была поглощена американской корпорацией PepsiCo и преобразована в
ее подразделение, при этом основные организационные единицы, производственные
мощности и торговые марки были сохранены.
4
2.2 Анализ прибыли по итогам деятельности ООО «Балтийское молоко», рекомендации по
повышению прибыли
Итоги анализа финансовых результатов деятельности ООО «Балтийское молоко»
представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Анализ уровня и динамики финансовых результатов деятельности ООО
«Балтийское молоко» за 2014-2015 гг.
На основании показателей таблицы 2.1 можно отметить, что в ООО «Балтийское молоко»
произошло увеличение чистой прибыли на 1930 тыс. руб., что свидетельствует о том, что
деятельность предприятия в отчетном 2015 году была более прибыльной, чем в
предыдущем 2014 году.
Чистая прибыль отличается от прибыли от продаж тем, что на нее оказывают влияние
прочие доходы и расходы, не связанные с основной деятельность организации.
Графически динамика прибыли ООО «Балтийское молоко» представлена на рисунке 2.2.
Для выполнения факторного анализа прибыли от продаж ООО «Балтийское молоко»
рассчитается уровень в выручке от продаж для себестоимости продаж, а также показатель
рентабельности продаж. Результаты расчетов представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО
Заключение
Обобщая материал, изложенный в теоретической части настоящей работы, можно сделать
следующие выводы:
1) Эффективность деятельности любого коммерческого предприятия выражается
финансовым результатом – прибылью или убытком. Получение максимальной прибыли,
которая обеспечит развитие предприятие в условиях конкуренции, позволит ему удержать
позиции на рынке, является главной целью предпринимательской деятельности.
2) Абсолютная величина прибыли часто ни о чем конкретном не говорит, т.е. для оценки
эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель
прибыли. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить
прибыль с затратами и ресурсами, с помощью которых она создается, то есть определить
рентабельность.
В аналитической части работы были рассмотрены вопросы, связанные с деятельностью
одного из филиалов корпорации «Вимм-Билль-Данн» – ООО «Балтийское молоко»,
который занимается производством молочной продукции и расположен в г. СанктПетербурге.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1 Федеральный
закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действ. ред.)
2 Приказ
Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
(действ. ред.).
3 Абдукаримов
И.Т., Тен Н.В. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности
предприятия: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа //
Социально-экономические явления и процессы, 2016. – № 5-6. – C.11-21.
4 Анущенкова
К.А., Анущенкова В.Ю. Финансово-экономический анализ: Учебно-практическое
пособие. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 268 с.
5
5 Бузаева Н.А.
Анализ прибыли и рентабельности предприятия // Научно-исследовательские публикации,
2017. – № 4(8). – C.136-139.
6 Демчук О.В.,
Арефьева С.Г. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути
повышения // Проблемы экономики и менеджмента, 2016. – № 8(48). – C.6-9.
7 Донцова Л.В.,
Никифирова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и сервис,
2016. – 304 с.
8 Жилкина А.Н.
Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник. – М.: ИНФРА-М,
2016. – 245 с.
9 Иванова Л.И.,
Шакурова Л.Н. Расчет порога рентабельности по данным бухгалтерской отчетности //
Финансы и экономика, 2016. – № 10. – С.46-50.
10 Игнатов А.В.
Анализ финансового состояния предприятия // Финансовый менеджмент, 2016. – № 4. –
С.3-20.
11 Иода Е.В.,
Фомина Е.И. Рекомендации по максимизации прибыли на предприятии: обобщение
теоретико-методологического опыта // Социально-экономические явления и процессы,
2016. – № 4. – С.138-141.
12 Ковалев В.В.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2017. –
356 с.
13 Колачева Н.В.
Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа // Вестник НГЭИ, 2016.
– № 1(44). – С.29-36.
14 Колмаков
В.В., Коровин С.Ю. Совершенствование подходов и методик анализа финансового
состояния предприятия // Научно-исследовательские публикации, 2016. – № 5(9). – C. 67-
73.
15 Крылов Э.И.,
Власова В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и
себестоимости продукции. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 248 с.
16 Лысов И.А.
Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия // Вестник НГЭИ,
2016. – № 3(46). – С.60-64.
17 Лысов И.А.
Колачева Н.В. Методология управления финансовыми результатами предприятия //
Вестник НГЭИ, 2016. – № 1(44). – С.54-59.
18 Науменко
Т.С., Соляник С.В., Бабалыкова И.А. Современное назначение отчета о финансовых
результатах и особенности его внешнего и внутреннего анализа // Финансовый
менеджмент, 2017. – № 9. – С. 11-23.
19 Оськина Ю.Н.,
Баева Е.А. Обзор методик анализа финансовых результатов // Социально-экономические
явления и процессы, 2016. – № 4. – С.126-130.
20 Рахматуллин
Ю.Я. Проблемы формирования прибылей и убытков в отечественной и зарубежной
практике // Финансовый менеджмент, 2016. – № 11. – С. 204-206.