Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы нашего исследования обусловлена, прежде всего, тот факт, что дошкольное образование является первой ступенью в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольников - формирование интереса к процессу обучения и его мотивация, а также формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, формирование грамматических навыков является условием формирование межличностных отношений с окружающим социумом.
Кроме того, грамматически правильная речь представляет собой систему взаимодействия. слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. так согласно
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО): «...формирование связной речи, грамматически диалогическая речь и правильный монолог, связная речь состоит из две части - диалог и монолог. Строительный материал для нее владеет словарем и осваивает грамматический строй речи, т. е. умение меняй слова, соединяй их в предложения…»
Речевая деятельность немыслима без знания, без усвоения ребенком окружающий мир. Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную исследовательская деятельность невозможна, так как речь сопровождает и улучшает познавательную деятельность детей.
Поведение дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательные, игровые, учебные, трудовые и так далее. При этом ребенок фокусируется на конкретных условиях ситуациях
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.
Объект исследования - процесс формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - возрастные и индивидуальные особенности формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить процесс формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза - уровни сформированности грамматически правильной речи детей определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения грамматической стороны речи, содержательностью работы дошкольных учреждений по формированию у детей грамматической компетенции.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста;
2. Дать содержательную характеристику грамматической компетенции детей дошкольного возраста;
3. Провести обследование речи детей, определить и дать характеристику уровням сформированности грамматического строя речи детей 5-го года жизни;
4. Подобрать комплекс упражнений навправеных на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация и обобщение информации по теме исследования;
эмпирические: педагогическое наблюдение, устный опрос, изучение обобщение педагогического опыта по теме исследования.
База исследования: Муниципальное к дошкольно-образовательное учреждение №123
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность формирования грамматически правильной речи, особенности усвоения детьми грамматической стороны речи
На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи развития речи: обогащение словарного запаса, воспитание здоровой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.
Термин «грамматика» используется в языкознании в двух смыслах: он означает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, совокупность правил изменения слов и соединения их в предложение.
Некоторые особенности формирования грамматического строя речи дошкольников изучались в психологии. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в ходе различных речевых упражнений. В живой речи дети замечают согласованные значения грамматических морфем. К. Д. Ушинский отмечал: «На этой основе складывается обобщенная картина соотношения между знаменательными элементами слов и словоформами, что приводит к складыванию механизма аналогии, лежащего в основе языковой интуиции, в частности, проникновения в грамматический строй речи ."
При работе над формированием грамматического строя речи выделяют следующие направления: профилактика возникновения грамматических ошибок у детей, особенно в сложных случаях морфологии и словообразования, эффективное исправление ошибок детской речи, совершенствование синтаксической сторону речи, развитие чувствительности и Интереса к форме собственного языка способствовать грамматической правильности речи взрослых вокруг ребенка.
В младшем возрасте основное внимание уделяется усвоению морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, формирование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают освоить способ образования слов от существительных с суффиксом, от глаголов - с помощью приставок. В этот период важно привить ребенку ориентацию на звуковую сторону слов, стремление к правильности в своей речи, умение исправить ошибку, потребность в усвоении грамматических норм. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис - предложение и предложение.
Целесообразно закрепить трудные грамматические формы этих слов, которые дети знают в этой возрастной группе. Исследованиями и наблюдениями установлено, что часто усложняют задачу дошкольникам следующие грамматические формы:
Окончание существительных во множественном числе в родительном падеже. В дошкольном возрасте дети добавляют окончание -ов в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов: «матрешка», «сапожки», «перчатки» и др.
Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: утки, жеребята, львята; склонение существительных, обозначающих животных: волк, волки, куры, медведи.
Употребление несклоняемых существительных (перечисляются в порядке их предъявления детям): пальто, кофе, какао, пианино, кино, радио, желе.
Род существительных, особенно в середине: печенье, яблоко, колесо,
райское мороженое.
Зажигание в склонении существительных:
а) постоянное напряжение (ее место во всех случаях неизменно): грабли, аркан, башмаки, ясли;
б) подвижное ударение (его расположение меняется при склонении): ; массив-массив-массив; хижина - хижины;
в) подчеркните предлог: на голове, под гору, из леса, на ногах, на земле.
. Склонение некоторых местоимений, числительных (детские ошибки: «два утята», «два ведра», «выровнены по два»).
Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисовано», «рвано»).
Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные преимущественно для младших дошкольников («дома», «на нос», «уши»), иногда индивидуальные («Посади Наташу на стул!»).
При этом развиваются морфологическая и синтаксическая стороны детской речи. Но синтаксические ошибки более устойчивы, чем морфологические, иногда они сохраняются даже при поступлении ребенка в школу. Педагог должен знать особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, выяснить, какие ошибки могут совершать дети.
Например, четырехлетки могут пропускать и переставлять слова в предложении, пропускать или заменять союзы; они в основном используют предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого, объекта и очень редко используют определения или наречия. Даже в конце пятого года ребенок не использует обстоятельства причины, цели, условия.
Дети постепенно начинают употреблять однородные части предложения, сначала подлежащее, сказуемое, однородные объекты, затем однородные определения и обстоятельства (У Тани лиса и заяц в телеге. Он поплыл и приземлился. У кукол и медведей есть игрушки).
Детям относительно легко использовать сложные предложения. В них дети чаще используют придаточные предложения, затем - пояснительные, и значительно реже - атрибутивные времена.
К пяти годам ребенок может использовать предложения из 12-15 слов, но по сравнению с младшим возрастом увеличивается количество синтаксических ошибок, так как ему трудно следить за содержанием и формой речи.
Процесс словообразования имеет общую основу с словоизменением – создание динамического стереотипа.
Уже в двухлетнем возрасте ребенок придумывает «свои» слова, которые, по существу, представляют собой искаженное воспроизведение слов, услышанных от взрослых («акини» — картинки). В младшем дошкольном возрасте отмечается повышенный интерес к слову, его звучанию, образование «своих» слов – образование слов: «вертолет» (вертолет), «рог» (осел).
Психологи объясняют образование новых слов у детей повышенной потребностью в общении. Скорость накопления словарного запаса недостаточно высока, возрастает потребность что-то рассказать и объяснить собеседнику; поэтому иногда при отсутствии общепринятого слова дети придумывают новые, исходя из своих грамматических наблюдений, по аналогии: Если ты согласен играть, ты адресат.
Необычная чувствительность к словам и грамматическим формам объясняется выработанными у ребенка стереотипами, которые он применяет к новым словам в сходных ситуациях. Большинство слов подходят к выученным образцам, но иногда нужное слово имеет словообразовательный признак, о котором дошкольник еще не знает. Так появляются лексические и грамматические ошибки. «Голуби летят», — говорит ребенок, увидев голубей.
А.Н. Гвоздев указывал, что состояние грамматической стороны речи детей одной группы может быть различным, оно зависит от ряда причин:) общие психофизиологические закономерности развития ребенка (состояния нервных процессов, развития внимания, мышления и др.)[11]
) знания и словарный запас, состояние фонематического слуха и речедвигательного аппарата;
) степень сложности грамматического строя языка;
) состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитателей, воспитателей детского сада, родственников детей), степень педагогического контроля за правильностью речи ребенка.
Основным способом формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проходит на специальных занятиях. Конечно, на каждом уроке учитель может и должен исправлять речевые ошибки детей. Но особое значение имеют такие занятия, где проводится специальная работа по предотвращению того или иного отрицательного качества речи детей, а уже появившаяся грамматическая ошибка интенсивно и целенаправленно исправляется.
На таких занятиях все внимание детей обращено только на грамматическую форму. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как говорить, стремится говорить правильно, грамотно, красиво. Комфортная и профессиональная атмосфера урока гарантирует, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания учителя, осознанно следят за качеством речи своих одноклассников.
Обучение грамматически правильной речи осуществляется в форме дидактических упражнений и игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут быть предметы природы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно-методического альбома «Говори правильно» от О.И. Соловьева [23].
Грамматика должна быть сделана в течение короткого времени, так как материал сложный. Играм и упражнениям обычно отводится 5-10 минут, поэтому они являются лишь частью занятия по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно, оживленно. В младших
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александрова О.В. развитие мышления и речи для малышей 4-5 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие детей: учеб. пособие для студентов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2019. 158 с.
3. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 2013. No9. С. 58-59.
4. Арушанова А.Г. Грамматические игры и упражнения // Дошкольное воспитание. 2016. No 4. С. 23-24.
5. Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие. СПб.: Детство Пресс, 2012. 304 с.
6 Веракса Н.Е. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
7. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Просвещение, 2010. 378 с.
8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010. 187 с.
9. Гризик Т.И. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 201 с.
10. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова. М.: Просвещение, 2017. 211с.
11. Калмыкова Л. Работа по формированию грамматического строя
речи // Дошкольное воспитание. 2012. No 1. С. 4-9.
12. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет: лексические темы. СПб.: Речь, 2012. 144 с.
13. Кибанова А.Я. Психология и педагогика: адаптивный курс для бакалавров. М.: КноРус, 2012. 480 с.
14. Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2010. – С. 283-290.
15. Конышева Н.М. Ступеньки детства: программа-концепция для педагогов и родителей. М.: Ассоциация XXI век, 2017. 192 с.
16. Лебедева Л.В. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средний возраст): учебно-методическое пособие / Л.В. Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева; под ред. И.В. Козиной. М.: Центр педагогического образования, 2010. 144 с.
17. Литвинова О.Э. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь: конспекты занятий. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 128 с.
18. Лямина Г.М. Особенности грамматического строя речи у маленьких // Дошкольное воспитание. 1968. No 8. С. 23-27.
19 Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
20. Новиковская О. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О. Новиковская. М.: АСТ, 2010. 154 с.
21. Орлова Е.А. Специальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев, Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова; под ред. Л.В. Мардахаева. М.: Юрайт, 2012. 447 с.
22. Парамонова Л.А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева. М.: Сфера, 2011. 168 с.
23. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. М.: АСТ, 2012. 208 с.
24. Перова О. Домашняя грамматика. М.: Росмэн-Пресс, 2016. 144 с.
25. Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей. М.: Феникс, 2013. 155 с.
26. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи у детей
дошкольного возраста / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. М.: Просвещение, 2012. 432 с.
27. Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности: методические рекомендации. М.: Сфера, 2019. 192 с.
28. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Мозаика-Пресс, 1966. С. 93-95.
29. Соловьева О.И. Говори правильно: альбом по развитию речи. М.: Просвещение, 1966. 378 с.
30. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи детей: учебник для студентов учреждений высш. проф. Образования. М.: Академия,
2016. 251 с.
31. Тамбовцева А.Г. Формирование грамматического строя речи: Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014. С. 105-123.
32. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений
(средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 2017. No 2.
С. 14-19.
33. Тамбовцева А.Г. Взаимосвязь речетворчества и умственного развития // хрестоматия по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2010.
С. 290-299.
34. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2018. 232с.
35. Ушакова О.С. Развития речи детей 3-5 лет: программа дошкольных образовательных учреждений. М.: Сфера, 2015. 272 с.
36. Ушакова О.С. Формирование речи детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2011. 210 с.
37. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. М.: Мир, 2018. 202 с.
38. Ушакова О.С. Развитие речи творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. М.: Сфера,
2015. 176 с.
39. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2014. 228 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 No1155. М.: ТЦ Сфера, 2015. 32 с.
41. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева. М.: Владос, 2019. 201 с.