Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В широком смысле фандрайзинг, то есть сбор средств, относится к таким видам деятельности, как поиск финансовых средств, человеческих ресурсов (время, различные услуги, оборудование) и т.д., обеспечивающих то, что необходимо для любой деятельности.
В узком смысле фандрайзинг относится к поиску средств из других источников для формирования валютного фонда, который был сведен к поиску инвесторов. Следует отметить, что последнего в основном привлекают проекты, конечной целью которых является прибыльность.
В целом, особенно в сфере культуры, отличительной особенностью фандрайзинга является привлечение средств для некоммерческих проектов, которые предназначены для участия в различных типах некоммерческих организаций. Вопрос получения прибыли для них отходит на второй план. Главной целью является не формирование основных фондов, а обеспечение деятельности, и самое главное, деятельности в сфере культуры.
Концепция сбора средств пришла из Соединенных Штатов, где она используется в секторе некоммерческих неправительственных организаций для выполнения задач, на которые частный и государственный секторы экономики не обращают внимания. Первоначально сфера некоммерческой деятельности некоммерческих неправительственных организаций была очень узкой, но со второй половины ХХ века общее число сотрудников в этой сфере начало расти в «геометрической прогрессии».
В начале 1980-х годов финансовый кризис в Соединенных Штатах привел к значительному сокращению государственного финансирования социальных и культурных проектов. Вот почему с этого момента сбор средств, который изначально не был сосредоточен на привлечении государственных средств, стал включать в себя больше сфер деятельности. В то же время источники финансирования некоммерческих проектов диверсифицировались, и появились новые виды и формы финансирования, в том числе проекты, которые не облагаются налогом.
Сбор средств - относительно молодое явление, которое стало отдельной дисциплиной с конца 1980-х годов. Примерно в то же время последовал распад Советского Союза, и одним из последствий стала активизация международных отношений нашей страны. Падение Железного занавеса сделало российское общество более открытым для проникновения новых идей. Вместе с развитием деятельности некоммерческих организаций новые идеи способствовали рождению российского фандрайзинга в начале 1990-х годов.
Научная новизна. В последние годы культуре уделяется большое внимание. Кроме того, на самом высоком уровне подчеркивается важность использования культурных стратегических ресурсов в контексте создания инновационной экономики. Поэтому, если в начале 1990-х годов организации в сфере культуры полностью поддерживались государством, то сейчас процент государственных средств сократился в несколько раз. В связи с этим актуальным вопросом стал поиск альтернативных источников финансирования, фандрайзинг, анализу которого сейчас посвящено огромное количество работ
Объект исследования: фандразийнг.
Предмет исследования: теория и практика фандрайзинга в сфере культуры и искусства.
Цель исследования: проанализировать особенности фандрайзинга в сфере культуры и искусства в современных условиях.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть основные термины и содержание фандрайзинга;
2. Изучить историю и этапы становления франдайзинга;
3. Раскрыть особенности и роль применения фандрайзинга в сфере культуры и искусства;
4. Провести анализ способов и методик поиска доноров процесса франдайзинга в сфере культуры.
Методология исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Практическая значимость состоит в том, что данное исследование может быть использовано на занятиях в учебных заведениях по предметам «Культурология».
Степень разработанности проблемы. Сущность модели фандрайзинга в деятельности некоммерческих организаций исследовали зарубежные авторы: Келли К, Карбон Р., Миндак М.
Фандрайзинг в российской социальной сфере исследовали авторы: Арзамасцев A.A., Артемьева Т.В., Бадылевич Л.В., Болотникова Е.Г., Дьчек Т.П., Золотова Л.Е., Клецина A.A.
Гипотеза исследования. В работе выносится предположение о том, что реальное практическое осуществление фандрайзингта зависит от множества факторов: особенностей законодательства, размера финансирования со стороны государства, традиций, менталитета и др.; если будут учитываться все эти факторы, процесс фандрайзинга будет способствовать улучшению организации.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследованы теоретические аспекты фандрайзинга.
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ особенностей фандрайзинга в сфере культуры и искусства в современных условиях на примере некоммерческих организаций.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАНДАЙЗИНГА
1.1 Основные термины и содержание фандрайзинга
Сбор средств (фандрайзинг) - это процесс привлечения внешних сторонних ресурсов для предприятия и необходим для выполнения какой-либо задачи, выполнения проекта или общей цели деятельности. Концепция сбора средств пришла из Соединенных Штатов, где она использовалась в неправительственном некоммерческом секторе. Термин «фандрайзинг» происходит от английского слова «fund» - пополнять, финансировать, увеличивать .
В широком смысле, сбор средств - это метод поиска источников средств и ресурсов для поддержки деятельности. Существуют различия между проектным и оперативным сбором средств. В первом случае собранные средства используются для реализации конкретных проектов, а во втором случае средства используются для текущей деятельности организации.
Сбор средств может быть внутренним и внешним. В первом случае речь идет о формулировании и реализации стратегии с целью поиска источников поддержки деятельности самой администрации организации. Во втором случае сбор средств является предметом консалтинговой деятельности, когда поиск финансирования осуществляется с участием профессиональных консультантов по сбору средств .
Существуют следующие термины:
Представитель фандрайзинга - человек, который собирает ресурсы для себя или через контракт на предоставление услуг; «сборщик средств» («fund-raiser») - сотрудник организации, который ищет способы привлечения ресурсов. В сборе средств могут участвовать добровольцы, группы населения, которые готовы пожертвовать свободным временем и/или деньгами, чтобы найти необходимые ресурсы.
Ресурсы по сбору средств - это материальные или нематериальные ресурсы, такие как: рабочая сила, информация, финансы, юриспруденция, маркетинг и т.д. Методы сбора средств: массовая акция по сбору средств; грантовые конкурсы; волонтерская служба; ассоциации взаимной выгоды; субсидии; предоставление возмездных услуг; членские взносы в организации; сбор частных пожертвований; займы .
Привлечение ресурсов, в соответствии с целью привлечения источников, делится на бизнес и благотворительность. Благотворительные организации (ресурсы, организации, предоставляющие ресурсы) - добровольная и бескорыстная помощь, пожертвования, предоставляемые юридическими и физическими лицами в форме бенефициарной, организационной, финансовой и иной помощи.
Научный фандрайзинг - это искусство научного проектирования, подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организуемые Научным фондом и другими благотворительными организациями для привлечения средств на реализацию научно-исследовательских проектов и научно-организационную деятельность .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (последняя редакция).
5. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 30.04.2021)
Библиографический список
4.Албегова, И. Ф. Фандрайзинг для некоммерческих организаций / И. Ф. Албегова. – М.: Машиностроение, 2019. - 106 c.
5. Артемьева, Т. В., Тульчинский, Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т. В. Артемьева. - М.: URSS, 2020. - 80 с.
6. Бурменко, Т.Д. Сфера услуг в современном обществе : экономика, менеджмент, маркетинг: курс лекций / Т.Д. Бурменко. - М.: Кнорус, 2004. - 322 с.
7. Гамс, Э. С. Привлечении спонсорских средств (фандрайзинг) // Пятая Международная молодёжная научно-практическая конференция «Политика и бизнес». - 2019. - 220 c.
8. Гордин, В.Э., Дымникова, А.И. Новое в теории и практике фандрейзинга // Менеджмент и культура. - 2018. - С.43-65.
9. Котлер, Ф., Шефф, Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств / Ф. Котлер . - М.: Классика-XXI, 2020. - 688 с.
10. Кошкина, М.В. О государственном финансировании некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства // Некоммерческие организации в России – 2019. - № 45. - С. 17-31
11. Кушнир, А.В. Колонизация Антильских островов и англо-французское соперничество в Вест-Индии / А. В. Кушнир. - М.: Наука, 2020. - 271 с.
12. Лето, Я.В. Существующая система поддержки культуры в США // Молодой ученый. - 2021. - №6. - С. 263-266.
13. Масленников, Р. Фандрайзинг: Где и как взять деньги? Мифы. Законы. Фишки. Личный опыт / Р. Масленников. - М.: АВТОР, 2021. - 191 c.
14. Нестеренко, Ю.Н., Волкова, Е.М. Организация фондов целевого капитала в России и за рубежом // Экономический журнал. - 2019. - №19. - С.141-146.
15. Носкова, Н.А. Использование инструментов фандрейзинга для развития сферы культуры в Российской Федерации // Экономика и управление. - 2019. - Т.4. - №1. - С. 170-174.
16. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М. П. Переверзев. - М.: Инфра-М, 2020. - 192 с.
17. Прохач, СД. Технология фандрейзинга в социально-культурной сфере // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Приоритет культуры в образовании и науке. - 2019. - С. 199-202.
18. Рутковская, М. PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг // Технологии современного фандрайзинга в социальной сфере – 2017. - № 3. - С. 46
19. Самородов, В.Ю. Фонды местных сообществ: эффективная благотворительность. Опыт развития фондов местных сообществ в России // Монография. - М.: CAF, 2016. - 32 с.
19. Сарежев, В.А. Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность // Монография. - СПб: ГУКИ, 2019. - 31 с.
20. Сурина, М. Профессионализация фандрайзинга в современном российском обществе // Профессии в социальном государстве. - 2021. - С. 308- 325.
21. Тарасов, А.Б. Фандрайзинг в гуманитарных науках // Аналитика и научное проектирование – 2020. - № 1. - С. 150-167
22. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский. - М.: Лань, 2019. - 496 с.
23. Хвостик, Е. Фонды целевых аудиторий // Электронная версия газеты «Коммерсантъ». – 2020. – С. 15-26.
24. Шевченко, Д. А. Фандрайзинг образовательной организации: учебное пособие / Д. А. Шевченко. - М.: Дашков и К°, 2021. - 313 c.
25. Шекова, ЕЛ. Фандрайзинг как технология привлечения ресурсов в сферу культуры // Петербургский экономический журнал. - 2021. - №1. - С. 82-90.
26. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова. - М.: Лань, 2017. - 192-195с.
27. Шкодинский, С.В., Ивлева, О.Е. Опыт развитых стран по финансированию сферы культуры // Государственный аудит. Право. Экономика. - 2017. - № 3-4. - С.182-187.
28. Cultural institutions in the U.S. ranked by size of endowments in 2021 // In million U.S. dollars. - 2021. – Р. 63-66.
29. Sandier, M.W., Hudson, D.A. Beyond the Bottom Line: How to Do More with Less in Nonprofit and Public Organizations. - New York: Oxford University Press, 1998. – 94 р.
30. The Metropolitan Museum of Art. Annual Report for the Year. - NY. November 9, 2020. - 171 p.
Электронные источники
31. Где и как получить грант в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: cultmanager.ru/article/7372-qqq-17-m3-05-03-2017-gde-i-kak-poluchit-granty-v-2017-godu
32. Годовой отчет Русского музея за 2021 год. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusmuseum.ru/ upload/iblock/00c/report2014rus.pdf
33. Культура и будущее России: Новый взгляд. Доклад председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rba.ru/or/comitet/05/od/10.2.doc
34. Форум «Эндаументы-2021»: эксперты обсудили проблемы создания и развития фондов целевых капиталов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondpotanin.ru/smi/2017-03-31/37040178
35. The British Museum Account. [Электронный ресурс]. URL: http://www.britishmuseum. org/pdf/BM-report-and-accounts-2015-2016.pdf