Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Тема планирования в теории спорта чрезвычайно многогранна. Суть планирования заключается в том, что наряду с работой в составе самой процедуры разработки плана и системы контроля этот процесс подразумевает достаточно четкие и систематизированные знания о направленности, средствах, методах, принципах, регулирующих деятельность спортсменов и т.д..
Качественное планирование невозможно без знания основ обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей во всем их разнообразии и взаимных отношениях.
Одним из самых притягательных моментов планирования является прикладность, т.е. непосредственная связь с практической деятельностью, с реализацией знаний, навыков и навыков в конкретной работе специалиста в области физического воспитания.
Рассматривая сущность, предмет планирования и ее значимую сторону, мы можем определить необходимость планирования достаточно однозначно.
Планирование и определение желаемой цели и удовлетворение возможностей человека, совершенствование через систему соответствующих показателей, развитие основных аспектов деятельности человека для его достижения и, таким образом, становится инструментом для оптимизации всего процесса воспитания.
Педагогическое мастерство-это целостная многогранная деятельность педагогов, направленная на достижение конечных результатов обучения и воспитания спортсменов. Он основан на единстве знаний и высокоразвитых навыков.
В научных работах рассматривается подготовка спортсменов-хоккеистов как многоступенчатый процесс.
Следует отметить, что основоположник научных исследований в спорте В. Филин разграничил всю спортивную подготовку на ряд этапов: предварительный, начальный, углубленный и спортивное совершенствование 21 год и старше. Однако на современном этапе, с учетом стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей» [12], определены следующие этапы: – этап начальной подготовки, тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства, этап высшего спортивного мастерства.
На различных этапах подготовки возникает необходимость упорядочения, систематизации средств и методов, объема и интенсивности нагрузок, чередования развивающих и восстанавливающих мероприятий.
Цель исследования. Анализ и обобщение опыта планирования тренировочного процесса в виде спорта хоккей.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс хоккеистов.
Предмет исследования. Технология планирования тренировочного процесса в виде спорта хоккей.
Задачи исследования.
1. Раскрыть научно-теоретические основы построения спортивной тренировки в хоккее.
2. Проанализировать организацию и методику планирования тренировочного процесса хоккеистов.
Методы исследования: Анализ научно-методической литературы.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами.
Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ХОККЕЕ
1.1 Цель и задачи спортивной тренировки в хоккее
Следует в начале данной главы отметить, что тренировочный процесс является основой всей спортивной подготовки, который определяет характер, а также и содержание всей основной двигательной деятельности. Определяет финансовую, материально-техническую, научную и медицинскую основу обеспеченности всего тренировочного процесса, а также восстановительных мероприятий.
В ходе учебно-тренировочных занятий хоккеист совершенствует основные физические качества, а также техническую, тактическую и психическую подготовку. Также нельзя не отметить, что успешными предпосылками в достижении хоккеистом значительного уровня будет воспитательный процесс спортсмена и развитие уровня его интеллектуальных способностей [11].
В ходе тренировочных занятий спортсмены совершенствуют свою физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность, а успешными предпосылками для достижения их высокого уровня является воспитание человека и уровень его интеллектуальных способностей.
Итогом многосторонних занятий является спортивная подготовленность, или, как принято говорить, тренированность.
Процесс тренированности может и должен понемногу улучшаться на протяжении продолжительного времени, снабжая спортсмена при его высоких моральных и волевых качествах, при строгом соблюдении гигиенического режима, при правильном чередовании тренировочных занятий и дней отдыха возможностью улучшения спортивных достижений.
Достигнутый наивысший уровень тренированности способен удерживаться несколько лет, конечно, соблюдая все правила тренировки. И в дальнейшем, независимо от спортивных результатов, спортсмену необходимо тренироваться, чтобы обеспечить сохранение здоровья и работоспособность на долгие годы.
В современных условиях спорт продолжает свое развитие по 2-м направлениям, которые имеют разную направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.
Их цель и задачи отличны друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно [8,9].
Целью спортивной подготовки в сфере массового спорта является укрепление здоровья, улучшения физического состояния и рекреация.
Целью подготовки в сфере спорта высших достижений является достижение максимальных высоких результатов в соревновательной деятельности [9].
К структуре подготовки спортсменов следует отнести: техническую, физическую, тактическую и психическую подготовку.
Нынешние взгляды на основании строения спортивной тре¬нировки так или иначе будут связываться с тремя уровнями, которые находятся в структуре спортивной тренировки:
-уровень микроструктуры, которая является структурным компонентом одного отдельного учебно-тренировочного занятия, а также микроциклов, которые будут состоять из нескольких занятий;
-уровень мезоструктуры, состоящий из структуры мезоциклов, который включает относительно совершенный ряд микроциклов;
-уровень макроструктуры, являющийся структурой больших тренировоч¬ных циклов (макроциклов) типа полугодичных, годичных и много¬ летних.
Структура тренировки в целом обусловлена соотношением внутренних и внешних факторов развития тренированности, их за¬кономерными связями и взаимодействиями.
Проблемы оптимального построения "тренировки состоят именно в том, чтобы, опираясь на закономерности структуры тренировочного процесса, придать ему формы, наиболее полно отвечающие намечаемым це¬лям и условиям их реализации [4].
1.2.Спортивная подготовка, этапы и характеристика
Этап начальной подготовки. На этом этапе учащиеся образовательных школ, желающие играть в хоккей и получившие письменное разрешение от педиатра, зачисляются. На начальном этапе подготовки проводится работа по физическому оздоровлению и обучению разносторонней физической подготовки и овладения основами хоккейной техники и тактики, отвечающими стандартам для регистрации на этапе обучения. На начальном этапе подготовки начинается подготовка детских команд и соревновательная практика на городских и областных соревнованиях.
Этап обучения. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, которые прошли необходимое обучение в течение 1 года и более и которые завершили нормативные приемные экзамены по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии соблюдения учащимися стандартов контроля и перевода для общего и специального физического воспитания. На этапе подготовки начинается подготовка молодежных команд и соревновательная практика на всероссийских соревнованиях[5,6].
Этап высшего спортивного мастерства. На этом этапе формируется группа учащихся с всегда успешными результатами выступлений в общероссийских и международных соревнованиях, которые достигли результатов уровня сборных команд России, уровня квалификации КМС, МС, МСМК.
Комплектование:
Начальная стадия подготовки (НП).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астранд П.О. Факторы, обуславливающие выносливость спортсмена\\Наука в олимпийском спорте.-2018-№1.-с.43-47
2. Базилевич О.П., Зеленцов А. М., Лобановский В.В. Стратегия игры и программа тренировки // Хоккей – хоккей. 2018. - № 38.- С.12-13.
3. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. — 2-е изд. — М. : Издательство «Спорт», 2019. — 184 c. — ISBN 978-5-907225-03-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88521.html (дата обращения: 03.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей
4. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. - 4-е изд. - М. : Издательство «Спорт», 2019. - 200 c. - ISBN 978-5-907225-01-5. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/88525.html (дата обращения: 03.12.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
5. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для вузов физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев. - 6-е изд. - М. : Издательство «Спорт», 2019. - 344 c. - ISBN 978-5-907225-00-8. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL.
6. Платонов В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. - М. : Издательство «Спорт», 2019. - 656 c. - ISBN 978-5-9500183-3-6. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/83625. html (дата обращения: 03.12.2022). - Режим доступа: для авторизир. пользователей
7. Платонов В. Н. О концепции периодизации спортивной тренировки и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1998. № 8. - С. 23-45.
8. Савин В. П. Теория и методика хоккея: учебник / В. П. Савин. - М.: Академия, 2003. - 400 с.
9. Твист Питер. Хоккей: теория и практика: пер. с англ. / Питер Твист: предисловие Павла Буре. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 288 с.: ил.
10. Технология подготовки спортсменов / С. Е. Павлов, Т. Н. Павлова – МО, Щелково: Издатель Мархотин П. Ю., 2011. – 344 с., ил.
11. Тулышев Р. Е. Особенности подготовки спортивного резерва: теория и методика тренировочного процесса [Текст] / Р. Е. Тулышев // Физическая культура и спорт – основы здоровой нации. – Чита: 2017. – № 13. - С.144 – 148 с.
12. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей», утвержденного приказом Минспорта РФ от 15.0.2019. №373.
13. Филин В.П., Рубин B.C. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость//Теория и практика физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - № 12. - С. 22-24.
14. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 480 с.
15. Черенков Д. Р. Методика предсезонной скоростно-силовой подготовки хоккеистов высокой квалификации: Автореф. дис. канд.пед.наук. M., 1995. - 23 с.
16. Шестаков М. П. Специальная физическая подготовка хоккеистов [Текст] / М. П. Шестаков, А. П. Назаров, Д. Р. Черенков. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 144 с.
17. Юный хоккеист: Учеб. пособие для тренеров / Под ред. А.П.Лаптева, А.А Сучилина. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 256 с.