Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Большой интерес ученых и практиков к изучению детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлен специфическими особенностями развития и обучения, ярко выраженными у этой категории детей. Недоразвитие речи является одной из наиболее характерных черт развития этих детей. Одним из факторов недоразвития старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью является нарушение связной речи. Недоразвитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью может нарушать развитие всех познавательных речевых действий, затруднять усвоение знаний по образовательной программе, ограничивать коммуникативные потребности и познавательные способности этих детей.
Научными разработками проблемы недоразвития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левина, Г. А. Каше и др. По данным этих исследователей, выраженные речевые нарушения наблюдаются у 40-60% детей этой категории. О.С. Ушакова считает, что связная речь у таких детей развивается только путем специального речевого воспитания. Несмотря на значительную разработку проблемы развития связной речи у детей с сохранным интеллектом, Т. А. Ладыженской, С. Л. Рубинштейна, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. М. Леушиной и др., проблема развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет небольшую исследовательскую базу. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Проблема исследования: каковы особенности связной речи у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью?
Объект исследования: связная речь дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: особенности связной речи дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: изучить особенности связной речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью в российской и зарубежной литературе;
2. Описать развитие связной речи в онтогенезе;
3. Изучить психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования: теоретического уровня: абстрагирование, анализ и синтез, описание, дедукция, индукция, обобщение, моделирование, классифицирование, идеализация и другие.
Этапы исследования: на первом этапе проанализирована отечественная и зарубежная психолого-педагогической литературы по изучению особенностей речевой связной речи у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью; на втором этапе описан онтогенез связной речи; на третьем этапе изучены психолого-педагогические особенности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Структура курсовой работы: введение, список терминов, две главы, четыре параграфа, два вывода, заключение, библиографический список (всего 15 источников, 30% из них последних пяти лет). Общее количество страниц – 39.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПРИ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В российской и зарубежной литературе много внимания уделяется изучению связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью. Проанализировав источники, мы узнали, что наиболее представительную группу среди «проблемных» детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью. В подавляющем большинстве интеллектуальные расстройства являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков появления и качественном своеобразии всех психических новообразований и, прежде всего, в неравномерности, нарушении целостности развития.
Специальные исследования показали, что отсутствие у таких детей адекватной коррекционной помощи в сензитивные периоды, например младенчество и дошкольное детство, приводит к вторичным нарушениям развития (Л. С. Выготский называл их социальными). Особой заботой педагогов, работающих с этой категорией детей, является их речевое развитие. [9]
В работах многих авторов отмечается, что формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта протекает медленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями (М. Ф. Гнездилов, Л. Н. Ефименкова, В. Г. Петрова и др.). Нарушения познавательной деятельности отрицательно сказываются на всем процессе речевого развития: как на овладении речевой семантикой, так и на усвоении языковых образцов, на формировании языковых обобщений.
Раннее органическое пора
Фрагмент для ознакомления
3
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников / Н. Р. Бадалян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 271-273.
2. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». – 2017. – №3. – С.53-107.
3. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2004. – 16 с.
4. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2015. – 224 с.
5. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно-отсталых детей. - М.: МГПИ им. Ленина, 2018. - 110 c.
6. Кудрявская, Д. П. Специфические особенности связной речи школьников с интеллектуальными нарушениями / Кудрявская Дарья Павловна // Символ науки. 2016. - Выпуск 12-2. - С.208-213.
7. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
8. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651. — URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/310/70007/ (дата обращения: 22.12.2022).
9. Перевозкина, Г. А. Исследование связной речи у детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта / Г. А. Перевозкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 328-330.
10. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
11. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17.
12. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
13. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
14. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
15. Цикало, А. П. Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / А. П. Цикало. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 17 (307). — С. 151-153.