Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Государственная социальная помощь в регионе» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых можно выделить следующее.
Проблема социальной помощи населению выступает одной из злободневных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и социальным неравенством.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления социальной политики. Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных мер, и дипломная работа призвана внести вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в сфере социальной помощи населению включают множество работ российских ученых-правоведов: В.В. Витрянского, И. В. Гайдыма, Н.А. Ивановой, Г.А. Кутьиной, Т.И. Лысенко, Д.А. Медведева, С.А. Сторчак, Е.А. Суханова, М.М. Тихомиров а, О.А. Чаусской, О.И. Чистякова и др. При этом эволюция социально-экономических отношений обусловлена адекватным развитием системы организационно-правового регулирования, которое невозможно без проведения научных исследований и разработок в рассматриваемой сфере видов социальной помощи населению.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией социальной помощи населению.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие государственную социальную помощь населению.
Цель и задачи работы.
Целью работы является изучение особенностей правового регулирования государственно социально помощи в регионе.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность социальной помощи населению;
- выделить систему социальной помощи населению;
- рассмотреть государственную социальная помощь на основании социального контракта;
- выделить государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, доплат к пенсии и денежных выплат.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
1.1 Понятие и сущность социальной помощи населению
В Конституции Российской Федерации к числу основ конституционного строя принадлежит и характеристика нашей страны как социального государства, политика которого нацелена на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь всех своих граждан (ст. 7 Конституции РФ). В государстве, которое позиционирует себя таким, осуществление публичной обязанности предоставлять гарантии в социальной справедливости, а также благополучии своих соотечественников, их социальную защиту закреплена в правовые нормы и вырабатывается в ходе юридической деятельности. Исходя из этого наряду с формированием в границах государственной политики социально-экономических, политических, а также демографических, миграционных и иных мер, которые направлены на искоренение бедности в государстве, нельзя оставлять без внимания только технико-юридические аспекты и проблемы юридического регламентирования предоставления государством непосредственно социальной помощи малоимущим гражданам, среди которых главным выступает вопрос соотношения терминологии. Логическая расхлябанность понятийно-категориального аппарата юридической политики в области предоставления социальной помощи малоимущим гражданам отрицательно отражается на результативности нормативно-правовых положений и правореализационной практики. В нарушение требований юридической техники о терминологической согласованности, а также унификации в законодательстве могут применяться в качестве однопорядковых очень близкие по своему смыслу, однако, тем не менее, разные по своему содержанию юридические понятия. Подобными смежными определениями в области юридического регламентирования преодоления бедности являются такие термины, как: «социальное обеспечение», «социальная политика», «социальная защита», «социальное страхование», «социальная поддержка» и непосредственно «социальная помощь».
Социальная политика является основной категорией в понятийно-категориальном аппарате государственно-правового регламентирования в области преодоления бедности, а также оказания необходимой социальной помощи малоимущим семьям и гражданам, и может расшифровываться как общая совокупность :
- специальных перераспределительных мер, которые реализуют как принцип социальной справедливости, так и принцип партнерства как ключевые ценностей всего гражданского общества;
- средств стабилизации социально-трудовых отношений, а также упорядочивания возникающих противоречий между трудовой деятельностью и имеющимся капиталом;
- практических мер по предоставлению социальной помощи гражданам, которые нуждаются в такой помощи;
- инструментов устранения негативных результатов социально-экономической дифференциации, которые проводятся в границах фискальной политики.
В нынешних условиях все большую популярность получает такое определение, как «социальная помощь населению». Такое определение неоднократно выступало предметом исследований ученых-правоведов . В первую очередь, чем начать рассматривать виды социальной помощи, нужно рассмотреть, что такое «социальная помощь населению».
Определение «социальная помощь населению» стал использоваться совсем не так давно. Закрепленного определения этого термина отсутствует. Это как бы составное определение, включающее в себя как «социальное», так и «помощь». Где под термином «социальное» следует понимать все, что прямо связано с жизнью общества, все, что устанавливает взаимоотношения сторон всей общественной жизни (например, личности и социальной группы или личности и общества). А под термином «помощь» понимается возможность не дать развиться отрицательным событиям.
Таки образом, под социальной помощью населению необходимо подразумевать систему мер, которые нацелены на предупреждение возможных социально-рисковых ситуаций, а также необходимости уменьшить или даже устранить отрицательные последствия.
В юридической науке социальную помощь населению необходимо представить как систему неких общественных
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 08.12.2022.
2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904.
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
4. Федеральный закон от 22.12.2020 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения лиц, награжденных знаком «Житель осажденного Севастополя», к ветеранам Великой Отечественной войны и установления им правовых гарантий социальной защиты» // Собрание законодательства РФ. - 28.12.2020. - № 52 (Часть I). - Ст. 8577.
5. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // Российская газета. - № 281. - 10.12.2021.
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 27.01.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2059.
7. Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2021 № 3525-р (ред. от 01.03.2022) «Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2022 год» // Собрание законодательства РФ. - 20.12.2021. - № 51. - Ст. 8910.
8. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году» // Собрание законодательства РФ. - 31.01.2022. - № 5. - Ст. 789.
9. Постановление Правительства МО от 13.12.2021 № 1333/44 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 08.12.2022.
10. Приказ Минтруда России от 03.08.2021 № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Справочно-правовая системаКонсультантПлюс, дата обращения 08.12.2022.
Научная и учебная литература
11. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. - 124 с.; Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2010. 384 с.
12. Аюшеева И.З., Богданова Е.Е., Богданов Д.Е. и др. Реформа обязательственного права России: проблемы и перспективы. М., 2018. С. 213 - 220.
13. Жумангулов Г.М., Ахметова А., Ахметова Т. Право социального обеспечения: Учебник. Алматы, 2015.
14. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М., С. 11 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 08.12.2022.
15. Матраева Л.В. Инструментарий оценки эффективности управления социальным развитием региона: методические подходы и результаты расчетов. М., 2013 // http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221292, дата обращения 08.12.2022.
16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - С.209.
17. Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 9. С. 155.
18. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С. 163 – 172.
19. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2008. С. 11, 21.
20. Миронова Т.К. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М., 2013. С. 17.
21. Пашков А.В. Европейская социальная политика. Киев, С. 35 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 30.05.2020.
22. Романова Т.Ф. К вопросу о концепции социальной защиты населения // Финансовая политика Российского государства в условиях экономических и социальных реформ: Сборник научных трудов. Ростов н/Д, 2004. Вып. 3. С. 115.
23. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения // Проблемы общей части права социального обеспечения. М., 2017. С. 49.
24. Седельникова М.Г., Пузырева А.А. К проблеме межотраслевого взаимодействия в праве социального обеспечения // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 1. С. 31.
25. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве. М., 2017. С. 448.
26. Токарева Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С. 3 - 6
27. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: Монография. Омск, С. 43 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 30.05.2020.
28. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: монография. Омск: ОмГУ, 2000. С. 50 - 53.
29. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016. С. 119.
30. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное) // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 41.