Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическая культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических свойств человека в процессе осознанной двигательной активности.
В сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности личности особая роль должна быть отведена физическому воспитанию, ведь именно создает фундамент для развития других сторон культуры личности. Именно поэтому одним из основных результатов физического воспитания есть сформированная потребность в учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Занятия физической культурой рассматриваем как полимотивированную деятельность, в которой иерархия мотивов определяется сочетанием и степенью выражения потребностей школьника. При этом наиболее важные моменты становления его мотивационной сферы связаны с изменением типов ведущей деятельности.
Конечно, главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физической, есть мотивация.
Досадной является констатация факта, что уровень мотивации к занятиям физической культурой у учащихся достаточно низкий, а потребность в таких занятиях – несформирована. В связи с этим актуальность приобретает поиск новых организационных форм, средств, методов, позволяющих более эффективно реализовывать формирование мотивации к занятиям физической культурой в общеобразовательном учреждении.
Несмотря на наличие теоретических наработок, и практических попыток исследования вопроса формирования мотивации к физической культуре, с научной точки зрения данная проблема остается не до конца решенной. Это разъясняется сначала тем, что в современной научной и психологической литературе отсутствует единство в понимании сущности данного явления.
В связи с этим возникает необходимость исследования аспектов формирования мотивов у учащихся к занятиям физической культурой и спортом
Гипотезой работы является предположение, что грамотное построение учебного процесса, на прямую будет влиять на мотивацию к занятиям физической культурой.
В ходе исследования были использованы данные методы: анализ научной и методической литературы, тестирование, экспериментальная работа, методы математической и статистической обработки результатов.
Цель работы – теоретически и экспериментально обосновать условия формирования мотивации у школьников к урочным формам занятий физической культурой для повышения объема их двигательной активности и уровня физического здоровья.
Задачи исследования:
1. Раскрыть современные представления о мотивационно-ценностной сферы личности.
2. Провести эмпирическое исследование мотивации занятий у подростков и старших школьников на уроках физической культуры.
3. Разработать практические рекомендации.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания новыми положениями, раскрывающими пути повышения мотивации на занятия физической культурой у учащихся общеобразовательных учреждений.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработаны психолого-педагогические условия, позволяющие осуществлять психолого-педагогический процесс с решением поставленных задач, в том числе задач формирования ценностного отношения в сфере физической культуры и спорта у детей среднего школьного возраста и старшеклассников.
Исследования могут быть использованы учителями физической культуры в общеобразовательной школе, а также тренерами спортивных секций.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Мотивационные аспекты личности
Впервые дефиницию «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в своей статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910 гг.). Затем этот термин достаточно прочно вошел в психологический обиход с целью объяснения причин поведения человека и животных.
В современном мире по-разному трактуется мотивация, при рассмотрении её как психического явления. В одном случае является совокупностью факторов, которые поддерживают и направляют, то есть таким образом определяют поведение, в другом случае – это совокупность мотивов, в третьем и вовсе как побуждение, которое вызывает активность организма и определяет его направленность [3].
Всевозможные определения мотивации могут быть отнесены к двум направлениям. Первое из которых рассматривает мотивацию исходя из структурных позиций, являясь совокупностью мотивов или факторов. Мотивация обусловлена целями и потребностями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (объективными, внешними, а также и субъективными, внутренними - умениями, способностями, знаниями, характером) и мировоззрением, направленностью и убеждениями личности и т.д. Учитывая эти факторы принимаются решения, формируются намерения.
Вторым направлением мотивация рассматривается не как статичное, а как динамичное образование, как механизм, процесс. При этом в том и в другом случае мотивация является вторичным по отношению к мотиву образованием, явлением. А во втором случае и вовсе мотивация выступает средством или механизмом реализации уже имеющихся мотивов.
Мотивы и мотивация всегда обусловлены внутренне, но также могут зависеть от внешних факторов, при этом побуждаясь внешними стимулами. Побуждение к действиям определенным мотивом обозначают как мотивацию.
Становится вполне очевидным понятие мотивации как совокупность сил, которые побуждают человека к осуществлению какой-либо деятельности при этом затрачивая определенные усилия, во время конкретного уровня добросовестности и усердия, с необходимой настойчивости для того, чтобы достигнуть определенные цели.
Интересным становится вопрос как соотносятся «внутренняя мотивация» и «внешняя мотивация». Человеческая деятельность находится под влиянием мотивов, которые возникают во время замкнутого взаимодействия задачи и человека, но бывает, что под влиянием мотивов, которые возникают во время открытого взаимодействия человека и задачи (внешней средой задействуются мотивы, которые побуждают человека решать задачи).
В первом случае мотивация носит название «внутренняя», так как мотивы порождаются непосредственно человеком, который сталкивается с задачей.
Пример такой мотивации – стремление к за
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2016. 416 с.
2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // CloudofScience. 2017. № 1. С. 14–20.
3. Аткиссон, А. Как устойчивое развитие может изменить мир. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017. 432 c.
4. Большунова Н.Я., Инчина М.В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры / Учебное пособие для магистрантов факультетов психологии. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2015. 232 с.
5. Васильченко А.Е. Проблемы эмоционального развития дошкольников: детская игра от «ладушек» до компьютера / Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием» (г. Новосибирск, 15 - 17 апреля 2016 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. Часть 1. 275 с.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 62–76.
7. Новые вызовы: учебник для вузов / под общ. ред. В. И. Данилова-Данильяна, Н. А. Пискуловой. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. 452 с.
8. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов / ред. П.И. Пидкасистый. – М.: Пед. об-во России, 2016. 125 с.
9. Педагогика и психология инклюзивного образования: уч. пос. [Текст] / Казань: «Познание» ИЭУП, 2019. 204 с.
10. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 4. С. 166–169.
11. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. educom.ru› (дата обращения 15.11.2021).
12. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2016. 480 с.
13. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2015. –– 368. [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/3/0024/3_0024-257.shtml#book_page_top (дата обращения: 08.12.2022).
14. Сиротюк А.Л. «Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие». ТЦ Сфера, Москва, 2017. 224с.
15. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2018. 505 с.
16. Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: учеб. пособие – М.: Дело, 2001. – 240 с.
17. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2010. – 210 с.
18. Мотивация учения / Под ред. М. В. Матюхиной. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 285 с.
19. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность— 2-е изд. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.