Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема преодоления заикания изучалась с древних времен и считалась одной из самых сложных и до конца не изученной. Описание этого расстройства речи можно встретить в разных источниках литературы где описывались примеры расстройств речи, которые, по их мнению, по их описанию, должны были быть приняты за заикание.
Коррекция заикания у детей дошкольного возраста становится все более важным и необходимым условием гармоничного и успешного развития и адаптации ребенка в обществе. Отмечается, что у всех заикающихся есть трудности в протекании оформления развернутого и связного речевого высказывания. Кроме этого у них наблюдаются нарушения связности текста, синтаксически и логически незавершенные фразы. Все это приводит к нарушению функции общения ребенка с окружающими людьми, к сожалению, в дальнейшем может стать причиной социальной депривации ребенка. Поэтому необходимо организовать и реализовать работу по коррекции заикания у дошкольников.
Изучением заикания занимались такие исследователи как И.А.Сикорский, Х. Лагузен, И.К.Хмелевский, Г.Д.Неткачев и другие. Они сходились во мнении, что заикание не только расстройство речевой функции, но и нарушение нервной системы, ослабленное физическое состояние заикающихся, психологические особенности, недоразвитие общей и мелкой моторики, а также речевых функций.
Несмотря на имеющиеся в литературе данные по развитию данного направления, новые исследования в этой области не утратили своей актуальности.
Цель исследования: изучение комплексного подхода в коррекции заикания у дошкольников.
Объект исследования заикание у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции заикания у дошкольников посредством комплексного подхода.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по преодолению заикания у дошкольников будет эффективной, если: − в основу будет положен комплексный подход, предполагающий учет сложной структуры дефекта, включающий работу над речевыми, психическими и моторными трудностями детей; − занятия будут построены на междисциплинарной связи логопедии с другими науками, включая элементы арт – терапии, смехотерапии, логоритмики, психогимнастики.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать комплексный подход в коррекции заикания
у дошкольников.
2.Описать причины, механизмы, симптоматику, классификации форм заикания у детей дошкольного возраста.
3.Изучить особенности проявления заикания у дошкольников
4.Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность цикла комплексных занятий для дошкольников с заиканием. 4. Разработать методические рекомендации по преодолению заикания у детей дошкольного возраста для родителей и педагогов.
5.Осуществить организацию проведения экспериментального исследования и получить анализ результата.
Методы исследования: теоретический – анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические – опытно- экспериментальная работа, анализ медицинской и педагогической документации, заполнение речевой карты
Экспериментальная база: в эксперименте принимали участие Максимов Д. (6 лет), Кристина С. (6 лет), Фёдор М. (7 лет).
Эксперимент проводился с 30 января 2022 г. по 27 февраля 2023 г.
Практическая значимость исследования: разработанные комплексные занятия по коррекции заикания у дошкольников, включающие элементы арт-терапии и логоритмические приемы работы и психогимнастику.
Апробация исследования: (где выступали с материалами работы. Пед совет. Конференция.) Я нигде не выступала. Что мне здесь написать?
Написать статью о проведение исследования и результат- можно я отдельно ее потом напишу и вышлю вам на проверку? Напишите статью
Глава I. Теоретические основы в коррекции заикания у дошкольников
1.1 Сущность и классификация заикания у дошкольников
Заикание — это коммуникативное расстройство, которое обычно начинается в дошкольном возрасте, в возрасте от 2 до 6 лет. Большинство детей начинают заикаться примерно в возрасте 3,5 лет, когда их речь достигает уровня сложности, который позволяет им заниматься в более содержательной беседе [1, c. 100].
Приблизительно 75% детей дошкольного возраста выздоравливают от заикания или перерастают его без вмешательства; однако он встречается более чем у 20% дошкольников. Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [2, c. 304]. Приблизительно 1% взрослых заикаются, а вероятность заикания у мужчин в четыре раза выше, чем у женщин. Если дошкольник в возрасте 3 лет и старше и заикается не менее полугода, родителям следует обратиться за помощью к логопеду независимо от пола ребенка.
Речевые сбои (нарушения речи), наблюдаемые при раннем заикании, качественно отличаются от нормальных нарушений речи, наблюдаемых в речи детей раннего возраста и в речи большинства взрослых [3, c. 384]. Никто из нас не владеет языком идеально — мы все повторяем слова или фразы, пересматриваем наши слова и фразы, используем междометия и делаем паузы, когда говорим. Ребенок, находящийся на ранней стадии заикания, также будет демонстрировать эти типичные нарушения речи, но также будут и необычные нарушения речи.
Заикание легче всего распознать по повторяющемуся речевому поведению, такому как повторение слов (хе-хе-хе-хе-хе) или повторение части слов (по-по-по-потому что или тт-только). Заикание также может проявляться в виде удлинения звука речи, такого как «лллллллук» или «лууууууук», и блоков, когда человек застревает и не может запустить голос. Эти поведения могут возникать в комбинации [4, c. 40].
Например, гласный звук может быть продолжительным и повторяться.
На ранних стадиях заикания эти непроизвольные действия наиболее заметны в начале предложений или фраз. По мере прогрессирования заикания они начинают появляться во всех предложениях [5, c. 431].
Вторичное поведение часто сопровождает заикание и считается признаком напряжения или борьбы [6, c. 52]. Например, заикание может сопровождаться морганием глаз, резкими кивками головы, повторяющимся открыванием и закрыванием челюсти или движениями ног. Различные части тела — а иногда и все тело — включаются в работу, когда человек физически изо всех сил пытается произнести слово. Речь становится затрудненной, а заикание занимает больше времени.
Дошкольники, как правило, не осознают, что заикаются, даже если они сильно заикаются. Если есть осознание, оно обычно основано на конкретном случае заикания и недолговечно.
Заикание, если его не лечить, продолжает развиваться по мере взросления ребенка. Рано или поздно дети узнают о своем заикании и о том, как это отличает их от сверстников и людей в целом.
К настоящему времени многие подверглись негативным комментариям и нетерпеливым реакциям, явным и скрытым, на то, как они говорят. Некоторых детей будут высмеивать, высмеивать и отвергать. Над некоторыми будут издеваться.
Социальная тревожность начинает овладевать и порождает тревогу (нервность) и страх всякий раз, когда возникает или ощущается необходимость говорить или возможность заикания [7, c. 240].
Для большинства разговор становится смущающим, унизительным опытом, которого следует избегать. Выбор делается в зависимости от того, нужно ли человеку говорить, и что потенциально может произойти.
Всегда есть шанс, что они будут говорить бегло, но не могут знать наверняка. Тревога может быть подавляющей и, как правило, усугубляет заикание. Негативные мысли и эмоции становятся частью заикания.
Заикание в настоящее время представляет собой сложное, многогранное коммуникативное расстройство, которое гораздо труднее поддается лечению [8, c. 224].
Некоторые люди, которые заикаются, настолько искусно избегают заикания, что на первый взгляд могут казаться беглыми. Однако внутренне они постоянно находятся в состоянии повышенной готовности и чувствуют крайнюю угрозу возможности раскрыть свое заикание.
Когда ребенок начинает заикаться, родители, естественно, хотят иметь возможность объяснить, почему это происходит с их ребенком. Они могут начать с поиска любого стресса или травмы, которые их ребенок мог пережить в последнее время, и задаться вопросом, что они могли сделать, чтобы вызвать заикание у своего ребенка. Они могут сделать вывод, что ребенок имитирует речь другого ребенка или взрослого в своем окружении.
Существует множество теорий, но ни одна из них не применима ко всем заикающимся людям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. Москва, 1989.
2. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Заикание: учеб. пособие для студентов
педагогических институтов по специальности «Логопедия» - Москва: В.Секачев, 2008. – 304 с.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. – 384.
4. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. Москва. Уч.пед.гиз, 1955.
5. Волкова Л.С. (ред.) Методическое наследие. Книга 2. Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов. ВЛАДОС, 2003. - . 431 с.
6. Ворошилова Е.Л. «Коррекция заикания у дошкольников» – Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 52с.
7. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. Москва: 2013. – 240с.
8. Визель, Т.Г. Коррекция заикания у детей: АСТ, Астрель, ВКТ, 2009. - 224 с.
9. Выготская, И.Г., Пеллингер, Е.Л., Успенская, Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре: - Москва: Просвещение, 2004. - 174 с.
10. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. Москва,1958.
11. Заикание // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-480 с.
12. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте: Москва. издательство академии педагогических наук, 2012. -212 с.
13. Исагулиев, П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания: Москва. В. Секачев. НИИ школьных технологий,2009.-112 с.
14. Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы: Руководство. - Москва: Медицина, 1997. - 352с.
15. Кён, Р. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных, педагогических учебных заведений: В 2 т.,T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - Москва: Владос, 1997.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - Москва: Просвещение, 1967. - 349с.
17. Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников – Москва: Сфера, 2009. – 78с.
18. Леонова, С.В. Психолого - педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Петербург, 2014. -128 с.
19. Лохов, М.И.,Фесенко. Ю.А. Коррекция заикания и других речевых расстройств детского возраста: Детство - Пресс, 2010. - 160 с.
20. Морозова, Н.Ю.Как преодолеть заикание. Практический материал для работы с заикающимися: Эксмо - Пресс, В. Секачев, 2012. -192 с.
21. Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» - Москва: Мозаика – Синтез, 2011.
22. Одинцова, Т.С. Заикание у детей: Ростов - на - Дону, Феникс, 2010. - 228 с.
23. Парамонова, Л.Г.О заикании. Профилактика и преодоление недуга: М.: Детство- Пресс,2010. -128 с.
24. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах: АСТ, Астрель,2009. -224 с.
25. Поварова, И.А.Заикание. Диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений устной речи: Речь, 2005. -290 с.
26. Пятница, Т.В., Солоухина - Башинская, Т.В. Справочник дошкольного логопеда: Ростов - на - Дону, Феникс, 2009. - 450 с.
27. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Москва. Владос, 2011.-208 с.
28. Соловьева, Е.Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий: СПб. Детство-Пресс, 2012.-120 с.